Требования к рабочей программе воспитателя в соответствии с фгос

Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС (часть 1)

ольга пирожкова
Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС (часть 1)

Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы воспитаттеля важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

1) Примерная основная образовательная программа — разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий (например, «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы; «Истоки», «Радуга» и т. п.).

2) Образовательная программа ДОУ — управленческий документ, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:

Учитель- логопед -Реализует образовательные программы.

Педагог-психолог -Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

Воспитатель (включая старшего) — Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.

ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) — содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.

Разделы рабочей программы по ФГОС ДО.

1. Титульный лист

3. Целевой раздел:

Цель и задачи основной образовательной программы

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Содержание психолого-педагогической работы

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально — культурные и другие)

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Планируемые результаты освоения Программы.

4. Содержательный раздел:

• Учебный план реализации ООП ДО в старшей группе МБДОУ ПГО «Детский сад № __». В виде таблицы: Направления развития; Виды детской деятельности; возрастная группа; Формы образовательной деятельности

• Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в старшей группе. В виде таблицы: Направление развития; методические пособия; наглядно – дидактические пособия; рабочие тетради.

• Формы, способы, методы и средства реализации программы в старшей группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность, Взаимодействие с семьей); способы; методы и приемы; средства)

• Содержание коррекционной работы (Логопункт, психологическая служба; ПМПк ДОУ).

• Взаимодействие с семьей, социумом.

• Планирование работы с детьми в группе:

— Примерное годовое планирование

— Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

• Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.

• Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально — культурные и другие)

5. Организационный раздел.

• Оформление предметно-пространственной среды.

• Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей.

• Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный.

Выступление на семинаре с рабочей программой Слайд 1 Уважаемые педагоги представляю вашему вниманию рабочую учебную программу по музыкальному воспитанию детей. Слайд 2 Начинается.

Рабочая программа педагога ДОУ

Автор — Н.В. ВЕРЕЩАГИНА

2013/14 учебный год ознамено­вался для всех педагогов ДОУ России вступлением в силу таких законодательных актов, которые опреде­лили принципиально новое понимание сущности взаимодействия всех участ­ников образовательного процесса, в частности приоритет активного вклю­чения родителей в непосредственную
образовательную деятельность с детьми и создание условий для гармоничного развития ребенка, то есть развивающей среды.

С другой стороны, наступила необходимость корректирования со­держания планирования образова­тельной деятельности в ДОУ, то есть приведение в соответствие с требо­ваниями ФГОС ДО всей документации педагогов. Если с образовательной программой детского сада вопросов по структуре и наполнению нет (четко прописано в разделе 2 ФГОС ДО), то с рабочей программой педагога возникает немало вопросов, которые достаточно легко разрешить при ана­лизе новых законодательных актов.

Рабочая программа в ДОУ — это документ, отражающий специфику об­разовательной деятельности конкрет­ной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального ра­ботника, руководителя физического воспитания, педагога дополнительного образования, педагога-психолога).

От­сюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, покольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей
среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы.

Рабочая программа ДОУ — это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей (группы компенсирующей, комбини­рованной, оздоровительной и другой направленности).

Поэтому во всех возрастных группах, включая первую младшую, рабочую программу разраба­тывают оба воспитателя. Специалисты ДОУ также должны иметь свою рабо­чую программу, которую обязательно согласовывают с образовательной программой детского сада и рабочей программой воспитателей группы. Сле­дует отметить, что требование наличия рабочих программ — не новшество для педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования, кото­рым предстоит только незначительно скорректировать содержание в новых формулировках и сделать акцент на активных методах работы с родителями.

В связи с тем что нет жестко регла­ментированной структуры рабочих про­грамм педагогов, можно предложить с опорой на содержание ФГОС ДО и СанПиН такую последовательность ее структурных компонентов.

1) Титульный лист: полное название учреждения, утверждено (дата педаго­гического совета, номер протокола), согласовано (подпись заведующего, дата), название рабочей програм­мы с указанием возраста детей, наравленность группы, учебный год, авторы-составители (должность, ФИО полностью).

2) Содержание: перечислить все структурные компоненты, возможно с указанием страниц.

3) Пояснительная записка: цель рабочей программы, задачи по образо­вательным областям (на год/по кварта­лам/по месяцам, как принято в конкрет­ном ДОУ), характеристика детей (указать конкретные особенности детей в группе по всем образовательным областям).

4) Расписание образовательной деятельности в группе (в формули­ровках ФГОС ДО и не превышая предельно допустимую нагрузку согласно СанПиН).

5) Содержание работы согласно комплексно-тематическому планированию и по образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).

6) Развивающая среда группы: перечислить

  • все игры, пособия по всем образовательным областям;
  • художественные произведения (автор,название, источник) для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования.

7) Методическое обеспечение реализации рабочей программы: перечислить демонстрационный материал, составить список литературы, используемой для подготовки образовательного процесса в группе.

8) Система работы с родителями: период, содержание, форма работы.

Смотрите так же:  Срок действия загранпаспорта кипр

9) Планируемые результаты освоения программы воспитанниками (по всем образовательным областям в формулировках согласно ФГОС ДО пункты 2.6 и 4.6 и в соответствии с поставленными задачами в рабочей программе).

Анализ вышеизложенного показывает, что большая часть из перечисленного уже есть в группах ДОУ в том или ином виде. Педагогам необходимо скоррек­тировать то, что было разработано за 4 года функционирования ФГТ, и струк­турировать имеющиеся методические разработки в виде рабочей программы.

Опыт написания рабочих программ коллегами-педагогами показывает, что временная затратность относительно небольшая и составляет 1 час ме­тодической работы в день в течение 2—4 недель (всего 10—20 часов на подготовку рабочей программы группы) в зависимости от уровня владения ком­пьютерной грамотностью, что является основным компонентом Профессио­нального стандарта педагога.

Объем рабочих программ педагогов и специалистов, как правило, не превышает 20 листов, за исключением музыкальных работников и инструкторов физического воспитания, которые определяют со­держание работы по всем группам, с которыми непосредственно работают.

Таким образом, рабочая программа является необходимым документом всех педагогов ДОУ и должна быть доступна для ознакомления родителям воспитанников.

Примеры оформления структурных компонентов рабочей программы

Перечень художественных произведений для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования

Тема: «Игрушки»
Барто А. «Игрушки» (из хрестоматии: Читаем детям. — М., 1984).

Тема: «Домашние животные»
«Зимовье зверей» (русская народная сказка). — М., 2006.

Профессиональный блог для педагогов дошкольного образования РХ

О рабочей программе воспитателя

24.02.2015 _ О рабочей программе воспитателя

Несмотря на то, что сегодня действует единое нормативное правовое поле, вопрос о рабочих программах воспитателя, ее обязательности является дискуссионным до сих пор. По этому вопросу обозначены две противоположные позиции, каждая из которых выдвигает свои аргументы.

Те, кто считает, что рабочая программа воспитателя должна быть, ссылаются на статью 2, п. 9 ФЗ-273, согласно которой образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. А также на определение примерной образовательной программы, которое приведено в той же статье, в п. 10., о том, что примерная образовательная программа определяется как учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Однако, как отмечают эксперты электронной системы «Образование», терминология данной нормы является общей и в части, не касающейся деятельности дошкольной образовательной организации, может к ней не применяться.

Если же эти определения рассматривать как догму (положение, принимаемое истинным без требования доказательства), то неясными остаются многие вопросы, ответить на которые сторонникам данной точки зрения непросто.

О каких учебных предметах курсов, дисциплин и модулей идет речь в данной статье? В тексте ФГОС дошкольного образования в п.2.6 определено, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. При этом в Комментариях к ФГОС (к разделу 2.7.) поясняется, что содержание образовательной программы ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами и особенностями развития. Результаты освоения программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров и сформулированы безотносительно к образовательным областям.

Для сравнения: в тексте ФГОС НОО определены предметные области, включающие в себя конкретные учебные предметы. По каждой предметной области обозначены предметные результаты, которые обозначаются как освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Почему в положениях ФГОС, в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования, отсутствует такой структурный компонент как рабочая программа? Согласно п.2.11, программа дошкольного образования включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. Содержание каждого из разделов не содержит требований относительно рабочих программ, ни в качестве основного текста образовательной программы ДОО, ни в качестве приложения к какой-либо его части.

Для сравнения: в тексте ФГОС НОО определены разделы образовательной программы, среди которых пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; базисный учебный план начального общего образования; примерная программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; примерные программы отдельных учебных предметов; примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; примерная программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Почему в проектах примерных образовательных программ дошкольного образования (в том числе и тех, которые уже получили гриф УМО) отсутствует такой структурный элемент как рабочая программа? Значит ли это, что авторы нарушают (или игнорируют) п.9-10 статьи 2 ФФЗ-273?

Каким образом должна быть структурирована рабочая программа? Ни один федеральный документ не определяет структуру рабочей программы воспитателя. Все, что содержится в разных методических пособиях, является точкой зрения авторов и носит рекомендательный характер.

На какие нормативные документы необходимо полагаться при разработке положения о рабочей программе? Получается, что только на статью 2. ФЗ-273, которая ничего не говорит о степени обязательности рабочей программы для воспитателя и не определяет ее структуру и содержание. Другой нормативно-правовой основы на федеральном уровне нет.

Зачем нужен ФГОС дошкольного образования, если его пытаются выстроить в соответствии со Стандартами других уровней общего образования?…

Сторонники необязательности рабочей программы дошкольного образования исходят из конкретных положений следующих нормативных документов, представляя более аргументированную позицию.

Во-первых, согласно статье 12, п. 6 ФЗ-273 образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. В свою очередь, ФГОС дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, не содержит требования о необходимости включения в структуру образовательной программы учебного плана, учебного календарного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов.

Во-вторых, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, обязанность по разработке рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов не включена в перечень должностных обязанностей воспитателя. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, в трудовые функции воспитателя входит участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В структуре ООП, согласно ФГОС ДО, рабочая программа отсутствует как структурный элемент. Разработка педагогом других программ профессиональным стандартом также не предусмотрена.

Основываясь на аргументах сторонников второй точки зрения, можно сделать следующие выводы:

  • рабочая программа воспитателя может рассматриваться в качестве документа не обязательного, а рекомендательного характера;
  • решение о ее необходимости, структуре принимается на уровне дошкольной образовательной организации самостоятельно;
  • если дошкольная образовательная организация утвердила Положение о рабочей программе, то она несет ответственность за качество рабочих программ. Более того, дошкольная образовательная организация должна аргументировать необходимость рабочей программы воспитателя, обосновать ее структуру и содержание, показать роль рабочей программы в реализации принципов дошкольного образования, обозначенных в положениях ФГОС дошкольного образования.
Смотрите так же:  Льготы на воду ветерану труда

Сохраняющаяся неоднозначность степени обязательности рабочих программ воспитателя ставит педагога вперед выбором: какой точки зрения придерживаться? Сегодня приходится констатировать, что педагог, как частное лицо, скорей всего будет придерживаться второй точки зрения. А как, должностному лицу, ему безопаснее разделить точку зрения руководителя.

Все разговоры о рабочих программах, их обязательности или необязательности — это вопрос планирования образовательной деятельности, который сегодня должен быть решен с позиции ФГОС дошкольного образования.

На сегодняшний день рабочая программа воспитателя в ДОУ выполняет задачи перспективного планирования и представлена обычно в двух вариантах.

В первом варианте содержание рабочей программы раскрывается через примерное комплексно-тематическое планирование, в котором указаны примерные сроки, темы и примерное содержание совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Это наиболее естественный и приемлемый для современного дошкольного образования вариант планирования. Примерный характер сроков и тем указывает на возможность внесения изменений в план с учетом индивидуальных особенностей и текущих интересов детей группы и обусловлен одним из основных принципов, указанных в п.1.4 ФГОС дошкольного образования. В частности, принцип индивидуализации дошкольного образования предполагает, что ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Игнорирование данного принципа ставит под сомнение реализацию ФГОС дошкольного образования.

При втором варианте рабочая программа воспитателя включает в себя заранее обозначенные темы и задачи организованной образовательной деятельности (занятий) по образовательным областям на учебный год. При этом внутри каждой области дополнительно выделяются виды занятий. Например, в рамках образовательной области «Познавательное развитие» выделяются занятия по ФЭМП (РЭМП), ФЦКМ и т.д. Такой документ ОЧЕНЬ неоднозначный с точки зрения реализации ФГОС дошкольного образования.

Во-первых, такие рабочие программы по факту «рабочими» не являются и создаются только для проверяющих. Что является предметом контроля проверяющих? Соответствие реально организованного процесса конкретному содержанию, распределенному во времени и жестко привязанному к срокам. Безусловно, это очень удобно для проверяющего и не требует от него знаний специфики дошкольного образования и принципов организации образовательной деятельности на основе положений ФГОС. Однако, как утверждают авторы методического обеспечения ФГОС, сейчас проверяющий должен соотносить реальный образовательный процесс не с заранее составленным планом, а с методологией, принципами и подходами образовательной программы (программы ДОО, а не рабочей!). В этом случае контроль выступает как экспертиза: выявление и анализ целесообразности выбора педагогом тех или иных способов поддержки и организации взаимодействия детей. А проверяющий должен быть экспертом, специалистом по дошкольному образованию, в полном смысле этого слова.

Во-вторых, такой вариант рабочей программы не соответствует все тому же принципу индивидуализации, поскольку дети не участвуют в планировании своей деятельности в детском саду и вынуждены включаться в планы, придуманные взрослым на год вперед. С позиции авторов методического обеспечения, приоритетом для организации работы с детьми служит не программа образовательной организации, и не планы, написанные педагогом, а собственная активность ребенка.

В-третьих, такого рода рабочая программа остается предметно-ориентированной. Однако, сегодня нужно стремиться разрабатывать не занятия по образовательным областям, не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а разрабатывать целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему в течение одного дня, формами которого выступают проекты, праздники, сюжетно-ролевые игры и т.д.

В-четвертых, данный подход к планированию абсолютно не решает проблему заорганизованности и чрезмерной регламентированности деятельности детей.

Изменение принципов организации образовательного процесса требует кардинальных изменений подходов к планированию.

С подходами к планированию образовательной деятельности можно познакомиться:

  • в проекте «Методических рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО», который размещен на сайте ФИРО (ссылка здесь);
  • на вебинаре, организуемом Издательским Домом «Дошкольное воспитание» 25.02.2015 в 13.00 – 16.00 (моск. время) по теме «Модели планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОО». (ведущий вебинара Гризик Татьяна Ивановна). Зарегистрироваться на вебинар можно здесь.

Рекомендации по составлению рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС

по составлению рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. В ст. 48 Закона сказано, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой .

Прежде чем подойти к проектированию и написанию рабочей программы педагога ДОУ важно знать основные понятия, которые существуют в дошкольном образовании.

1) Примерная основная образовательная программа — разрабатывается учеными-методистами. Дошкольные учреждения принимают её за основу для разработки собственной образовательной программы с учетом регионального компонента и местных условий.

2) Образовательная программа ДОУ — управленческий документ, закрепляющий определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываются руководителем ДОУ и творческой группой.

3) Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений и педагогов :

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны :

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих от 31 октября 2010 г. Раздел: должностные обязанности:

Учитель- логопед — реализует образовательные программы.

Педагог-психолог — ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

Воспитатель (включая старшего) — разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников.

ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 201 г. №1155, действует с 01 января 2014 г) — содержит требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, а следовательно и требования к составлению рабочей программы педагога.

2. Примерные разделы рабочей программы по ФГОС дошкольного образования

1. Титульный лист

3. Целевой раздел:

Цель и задачи основной образовательной программы

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Содержание психолого-педагогической работы

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально — культурные и другие)

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Планируемые результаты освоения Программы.

4. Содержательный раздел :

• Учебный план реализации ООП ДО группе, в виде таблицы.

• Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. В виде таблицы: направление развития; формы реализации программы (совместная деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие с семьей; способы; методы и приемы; средства)

• Взаимодействие с семьей, социумом.

• Планирование работы с детьми в группе:

— Примерное годовое планирование

Смотрите так же:  Какая пенсия при инвалидности 3 группы

— Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

• Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.

• Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально — культурные и другие)

5. Организационный раздел.

• Оформление предметно-пространственной среды.

• Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей).

• Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ) .

1. Титульный лист

Титульный лист – это своего рода «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:

— полное наименование образовательного учреждения по Уставу;

— где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола);

— полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.);

— составлена на основе …… (примерной образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы ДОУ);

— срок реализации программы (учебный год);

— Ф. И. О. и должность автора (авторов);

— год разработки программы.

2. Содержание.

Прописывается содержание рабочей программы, и указываются страницы.

3. Целевой раздел:

1) Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей …. группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой …….(наименование ОУ), в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.

Рабочая программа по развитию детей …… группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Используются парциальные программы :

Перечисляются парциальные программы.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Д анная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами :

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ (из примерной программы или образовательной программы ДОУ)

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи ( обязательная часть) :

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Задачи (часть ДОУ):

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы

Например , Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.

В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)

4. Содержательный раздел

— У чебный план реализации ООП ДО в старшей группе по Программе

Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники

ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины

Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины

Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций

Восприятие художественной литературы и фольклора

Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра

ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22)

поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ

в режимные моменты

Сюжетно-ролевые, дидактические и др.

Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.

Конструирование из бумаги, природного и иного материала

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

6) часть, формируемая участниками образовательного процесса — парциальные программы и т. п.

Планирование работы с детьми в группе ( в соответствии с планированием ОУ ) :

— Примерное годовое планирование

— Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

• Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ ( в соответствии с ОП ОУ )

Ч асть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально — культурные и другие)

1) Климатические особенности:

Кратко описываются особенности климата региона.

2) Демографические особенности:

Анализ социального статуса семей.

3) Национально – культурные особенности:

Этнический состав воспитанников группы. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях (города, поселка, села).

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Якутии. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы ……..

5. Организационный раздел

Режим дня (на холодный и теплый период года), структура НОД.

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе