Решение должностного лица на протест прокурора

Содержание:

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

1. Анализ правил ч. 1 ст. 30.10 позволяет сделать ряд выводов:

1) они (так же как и правила ст. 30.9) относятся к постановлениям по делу об административном правонарушении и (или) последующим решениям вышестоящих инстанций (см. о них коммент. к ст. 30.9), которые еще не вступили в законную силу;

2) они предоставляют право прокурору принять протест на такие постановления (решения);

3) они исходят из того, что:

а) сроки опротестования постановлений (решений) — 10 суток со дня вручения (или получения) прокурором копии постановления (решения, см. коммент. к ст. 30.2);

б) порядок опротестования такой же, какой установлен в ст. 30.1, 30.2 (см. коммент. к ним).

2. Применяя правила ч. 2 ст. 30.10, нужно иметь в виду следующее:

1) протест прокурора по постановлениям (решениям), упомянутым в ст. 30.10, рассматривается:

а) в 10-дневный срок со дня поступления протеста в суд (либо к должностному лицу), рассматривающий протест;

б) после подготовки к рассмотрению протеста в соответствии со ст. 30.4 (см. коммент. к ней);

в) в порядке, предусмотренном в ст. 30.6 (см. коммент. к ней).

Решение по протесту должно содержать сведения, указанные в ст. 30.7, и быть оглашено немедленно после вынесения (см. коммент. к ст. 30.7, 30.8).

3. Характеризуя правила ч. 3 ст. 30.10, нужно учесть, что:

1) копия решения по протесту прокурора обязательно направляется:

а) прокурору, который принес протест;

б) лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему, законным представителям физического лица, законному представителю юридического лица, защитникам и представителям (см. о них коммент. к ст. 25.1-25.5);

2) упомянутая копия направляется перечисленным лицам и прокурору в срок, равный 3 календарным дням, отсчет которых начинается со следующего дня после даты вынесения решения.

Решение Астраханского областного суда от 08 мая 2015 г. по делу N 12-157/2015 (ст. 17.7 КоАП РФ. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. Ключевые темы: требования прокурора — межрегиональная инспекция — срок действия договора — представление прокурора — топливные карты)

Решение Астраханского областного суда от 08 мая 2015 г. по делу N 12-157/2015

Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,

при секретаре: Бабушкиной Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Каспийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (ФГБУ «Севкаспрыбвод») на постановление Ленинского районного суда г. Астрахани от 12 марта 2015 года по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУ «Севкаспрыбвод» по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

постановлением Ленинского районного суда г. Астрахани от 12 марта 2015 года ФГБУ «Севкаспрыбвод» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере «данные изъяты» рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В жалобе ФГБУ «Севкаспрыбвод» просит отменить состоявшееся по делу судебное решение, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения.

Суд второй инстанции, выслушав объяснения представителя ФГБУ «Севкаспрыбвод» по доверенности Бабарыкину О.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя прокуратуры Бурхетьеву Е.М., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, исследовав материалы дела, а также дополнительно истребованные доказательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Прокурор в целях реализации возложенных на него названным Федеральным законом полномочий осуществляет свою деятельность (статья 10). При наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, прокурор вносит соответствующее представление (пункт 1 статьи 24). Законность и обоснованность действий и (или) бездействия прокурора могут быть обжалованы, в том числе в порядке гражданского судопроизводства ( глава 25 Гражданского процессуального кодекса РФ). На это прямо указывает Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 апреля 2011 года N 449-О-О.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Астрахани проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в ФГБУ «Севкаспрыбвод». В ходе проверки выявлен факт изменения срока действия государственного контракта на поставку горюче-смазочных материалов по топливным картам для нужд федерального государственного бюджетного учреждения N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ФГБУ «Севкаспрыбвод» с индивидуальным предпринимателем ФИО5, являющимся поставщиком услуги. Срок действия государственного контракта изменен путем заключения сторонами дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ, которым срок действия контракта установлен до ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки заместителем прокурора Ленинского района г. Астрахани ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФГБУ «Севкаспрыбвод» внесено представление об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных нужд. В представлении прокурор потребовал: безотлагательно рассмотреть представление и принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства о контрактной системе; довести содержание представления до сведения сотрудников учреждения; принять организационно-распорядительные меры, направленные на усиление контроля за соблюдением закона при заключении государственных контрактов и их исполнении; расторгнуть дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ; рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности; представление рассмотреть с участием прокурора, о дне рассмотрения уведомить прокурора; о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме в установленный законом срок.

Представление прокурора поступило в ФГБУ «Севкаспрыбвод» ДД.ММ.ГГГГ (получено начальником контрактной службы ФИО6). Ответ на представление дан ДД.ММ.ГГГГ. Со гласно ответу требования прокуратуры не выполнены, не приняты меры по устранению нарушений закона, не решен вопрос о привлечении виновных в допущенных нарушениях лиц к дисциплинарной ответственности. В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица — ФГБУ «Севкаспрыбвод» по факту умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Привлечение к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. По смыслу данной правовой нормы, по делам этой категории необходимо установить: вытекали ли требования прокурора, изложенные в акте реагирования, из его полномочий, установленных законом, и являлось ли их неисполнение, умышленным.

Статьей 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Данное представление и требования, изложенные в нем, подлежат безотлагательному рассмотрению, а в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Согласно статье 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1. 22-27, 30 и 33 Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

Из совокупности приведенных правовых норм следует, что должностное лицо либо орган, получившие представление прокурора, обязаны в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона и о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме. Следовательно, внесенное прокурором Ленинского района г. Астрахани в начальника ФГБУ «Севкаспрыбвод» представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ N, полученное учреждением ДД.ММ.ГГГГ, подлежало исполнению в срок до ДД.ММ.ГГГГ. О результатах принятых мер учреждение обязано сообщить прокурору в письменной форме в месячный срок со дня внесения представления, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, с удом установлено, что учреждением не выполнены требования прокурора, направленные на принятие мер по устранению нарушений законодательства в контрактной системе. О результатах принятых по исполнению представления мер в установленный законом месячный срок со дня получения представления, прокурору не сообщено (до ДД.ММ.ГГГГ). В нарушение статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» о твет на представление дан только ДД.ММ.ГГГГ.

Более того, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ N учреждение выразило свое несогласие с требованиями прокурора. Ссылаясь на то, что срок действия договора не относиться к существенным условиям договора, учреждение полагает, что вправе изменить срок действия договора и нарушений в его действия не содержится. О доведении содержания представления до сведения сотрудников учреждения, принятии организационно-распорядительных мер, направленных на усиление контроля за соблюдением закона при заключении государственных контрактов и их исполнении, прокурору в установленный законом месячный срок вообще не сообщено. В ответе отсутствуют также сведения о позиции учреждения (согласии с требованиями либо о несогласии с ними) по данному вопросу. При этом, учреждение не воспользовалось своим правом оспорить представление прокурора в судебном порядке. Доказательств невозможности исполнения требований прокурора, не представлено. Соответственно, объективных данных, позволяющих учреждению не исполнять требования прокурора, вытекающие из его полномочий, не имелось.

Смотрите так же:  Приказ по удаленному декларированию

Материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФГБУ «Севкаспрыбвод» и индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен договор N о поставке горюче-смазочных материалов (бензина автомобильного, дизельного топлива) по топливным картам для нужд ФГБУ «Севкаспрыбвод». Предметом договора является передача поставщиком в предусмотренные договором сроки нефтепродуктов согласно спецификации N по топливным картам, а заказчик обязуется принять данный товар и оплатить его. Сумма контракта составляет «данные изъяты» рублей. Стоимость контракта является твердой и не подлежит изменению в ходе исполнения в течение всего срока действия договора. При заключении и исполнении договора изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт N договора). Договор вступил в силу с момента подписания его сторонами и действует до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств (пункт N договора).

В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Правило о толковании условий договора является одним из аспектов реализации правовых принципов, в том числе в части достоверного выявления всех имеющих юридическое значение обстоятельств и исключения каких-либо сомнений и разночтений в восприятии договора.

Из буквального толкования текста договора N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что срок действия договора определен сторонами до полного исполнения ими взятых на себя обязательств, предусмотренных предметом договора — передача поставщиком нефтепродуктов по топливным картам и оплата заказчиком данного товара на общую сумму «данные изъяты» рублей. Соответственно, при заключении договора стороны определили, что срок его действия совпадает со сроком оказания услуг по поставке товара и его оплате, является идентичным ему.

В тоже время, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между сторонами дополнительным соглашением N к договору N от ДД.ММ.ГГГГ, стороны изменили пункт N договора, изложив его в новой редакции. Согласно дополнительному соглашению договор действует до ДД.ММ.ГГГГ. Буквальное толкование текста дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ в совокупности с текстом договора N от ДД.ММ.ГГГГ позволяет прийти к выводу о том, что стороны изменили срок действия договора, установив определенный срок его действия, изменив, таким образом и срок оказания услуг по поставке товара, его оплате.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ, к отношениям в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд применяются, в том числе положения Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом , другими законами или договором.

В свою очередь, в статье 767 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что изменения условий государственного контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 указанной правовой нормы, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ.

В части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ сформулировано общее правило, согласно которому изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. В данной правовой норме содержится исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно изменение существенных условий контракта по соглашению сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации к существенным условиям договора относится, в том числе срок окончания оказания услуг, работ, поставки товаров.

Исходя из совокупности указанных правовых норм и б уквального толкования текста дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ с текстом договора N от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение статьи 95 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ, изменение сторонами срока действия договора привело к изменению срока оказания услуг по поставке товара, ранее являвшегося идентичным сроку действия договора. Соответственно, указанные в представлении прокурора нарушения закона, нашли свое подтверждение, и требования прокурора являлись законными.

Прокурор, в силу своих полномочий, вправе при выявлении нарушений закона принять меры прокурорского реагирования. К этим мерам Федеральный закон «О прокуратуре РФ) относит: протест, представление, предостережение, заявление либо иск в суд, постановление. Право выбора вида акта прокурорского реагирования принадлежит исключительно прокурору, в связи с чем утверждение представителя предприятия о том, что требования, изложенные в представлении, могли быть заявлены прокурором только в судебном порядке, противоречат закону. Изложенные в представлении требования в виде принятия мер к расторжению дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ являются предложенными прокурорами способами устранения выявленных им нарушений закона, их нельзя расценить как вмешательство в деятельность учреждения. Учреждение, в рамках исполнения требований прокурора и с учетом предложенного им способа устранения нарушений закона, самостоятельно и в соответствии с установленной законом процедурой принимает меры по устранению нарушений. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения требований прокурора, не представлено, в суд представление не обжаловано, а значит, требования не исполнены умышлено.

Квалификация действий юридического лица по статье 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях правильная. Наказание назначено справедливо, в соответствии с санкцией статьи 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нарушений норм процессуального и административного законодательства, влекущих отмену состоявшегося судебного решения, не допущено.

Руководствуясь статьями 30.1 — 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

постановление Ленинского районного суда г. Астрахани от 12 марта 2015 года оставить без изменения, а жалобу федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Каспийское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» — без удовлетворения.

Мотивированные решение составлено 8 мая 2015 года.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Прокуратура Оренбургской области

  • Главная
  • Правовое просвещение и взаимодействие с общественностью
  • Прокурор разъясняет
  • Полномочия прокурора по опротестованию постановлений по делам об административных правонарушениях

Полномочия прокурора по опротестованию постановлений по делам об административных правонарушениях

В соответствии с положениями главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) прокуроры вправе в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления опротестовать не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление (статья 30.10), а также вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление (статья 30.12).

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурорами городов, районов, приравненными к ним специализированными прокурорами и вышестоящими прокурорами. Право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит только прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям.

Прокуроры пользуется правом принесения протеста независимо от их участия в деле.

Следует отметить, что прокуроры, решая вопрос о принесении протеста, руководствуются тем, что основаниями для отмены постановления по делу об административном правонарушении и (или) последующих решений по жалобам, протестам на это постановление являются существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Как вытекает из содержания статей 25-29 данного Кодекса, такими нарушениями следует признавать ограничение, стеснение гарантированных законом прав участников производства по делу об административном правонарушении, которые не позволили судье, должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Например: дело об административном правонарушении не было прекращено, несмотря на наличие обстоятельств, исключающих производство по делу; дело рассмотрено в отсутствие лица, хотя по закону его участие обязательно; дело рассмотрено судьей (должностным лицом), являющимся родственником лица, в отношении которого ведется дело, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица и т.д.

Существенным нарушением признается неправильное применение закона, вызывающее необходимость применения закона об административном правонарушении, влекущем более строгое наказание. Но в этом случае постановление может быть отменено только по жалобе потерпевшего на мягкость примененного наказания, а жалобы других участников производства по делу об административном правонарушении и протест прокурора не могут служить основанием для такого решения.

Основанием к отмене постановления является также нарушение правил подведомственности дела об административном правонарушении, выразившееся в рассмотрении дела судьей, должностным лицом, не наделенным в соответствии с главой 23 КоАП РФ полномочиями по рассмотрению дела об административном правонарушении данного вида.

Протесты прокурора на не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении рассматривают: районный (городской) суд — на постановления (определения) мирового судьи, коллегиального органа или должностного лица, а также иного органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации; областной суд — на постановления, определения районных (городских) судов. Кроме этого, постановление, вынесенное должностным лицом, может быть опротестовано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу

Протесты прокурора на вступившие в законную силу постановления (определения) судов рассматривает председатель (заместитель председателя) областного суда и Верховный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а протеста без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ (малозначительность правонарушения, отсутствие события, состава административного правонарушения, истечение сроков давности и т.д.); а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

Смотрите так же:  Оформить экспортную декларацию

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Необходимо также отметить, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть опротестовано прокурором в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров

в гражданском и арбитражном процессе Е.Т.Устабаев

Полномочия прокурора по обжалованию постановлений по делам об административном правонарушении

В соответствии с ч.1 ст. 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс), не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно частям 1 и 2 ст. 30.11 Кодекса, вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.

Право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям.

При этом следует иметь ввиду, что основаниями для отмены судебного постановления являются существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный термин в указанном Кодексе отсутствует. Однако, как вытекает из содержания ст.ст. 25-29 Кодекса, существенным нарушением процессуальных норм следует признавать, во-первых, такие нарушения, которые путем ограничения, стеснения гарантированных законом прав участников производства по делу об административном правонарушении при рассмотрении дела или иным путем помешали судье, должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Например, дело об административном правонарушении не было прекращено, несмотря на наличие обстоятельств, исключающих производство по делу; дело рассмотрено в отсутствие лица, хотя по закону его участие обязательно, или дело рассмотрено судьей (должностным лицом), являющимся родственником лица, в отношении которого ведется дело, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица и т.д.

Во-вторых, при необходимости применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания. В этом случае постановление может быть отменено только по жалобе потерпевшего. Наличие в деле жалоб других участников производства по делу об административном правонарушении не может служить основанием для отмены постановления.

В-третьих, при отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности. Если судом выносится такое решение по результатам рассмотрения жалобы, то следует обращать внимание, что постановлено в прямую зависимость наличие установленного факта вынесения постановления при рассмотрении дела неправомочным судьей, органом, должностным лицом. Под неправомочными лицами понимается судья, должностное лицо, не наделенное полномочиями по рассмотрению дела об административном правонарушении. Виды конкретных дел, рассматриваемых должностными лицами, определены в главе 23 Кодекса.

Например, постановлением инспектора ДПС ГИБДД при УВД г. Уфы гражданин Федоров за нарушение п.8.4 Правил дорожного движения РФ был привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.14 Кодекса.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы указанное выше постановление по жалобе Федорова отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.

Заместителем прокурора РБ по результатам рассмотрения жалобы потерпевшего Петрова, которому данным административным правонарушением причинен имущественный вред, на состоявшееся судебное постановление был принесен протест в порядке надзора.

Председатель Верховного суда РБ, рассмотрев протест заместителя прокурора РБ, отменил данное решение суда по следующим основаниям.

Главой 25 Кодекса определены участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.

В соответствии со ст. 25.2 Кодекса Петров по данному административному делу является потерпевшим. В силу этого он наделен правом давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать в судебном разбирательстве и пользоваться другими процессуальными правами. Право на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции РФ, может считаться соблюденным лишь в случае, если участник производства по делу был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Петров о времени и месте рассмотрения дела не был извещен.

Кроме того, жалоба Федорова Орджоникидзевским районным судом г. Уфы к своему производству принята с нарушением правил подсудности.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.1 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление о привлечении Федорова к административной ответственности вынесено сотрудником ДПС ГИБДД при УВД г. Уфы, которое находится на территории Октябрьского района г. Уфы, следовательно, и жалоба Федорова должна была рассматриваться Октябрьским районным судом г. Уфы.

Постановлением Председателя Верховного Суда РБ решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы отменено, дело направлено на новое рассмотрение по подсудности в Октябрьский районный суд г. Уфы.

Таким образом, право прокурора приносить протест, в том числе и на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, прямо предусмотрено нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно ст. 25.11 Кодекса, в силу которой прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.

Статья 30.10 КоАП РФ. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

Новая редакция Ст. 30.10 КоАП РФ

1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.

2. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 — 30.8 настоящего Кодекса.

3. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса, в трехдневный срок после вынесения решения.

Комментарий к Статье 30.10 КоАП РФ

1. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу должно осуществляться в сроки, установленные статьей 30.3 КоАП, так как речь идет о моменте вступления постановления в законную силу (см. комментарий).

Правовой статус прокурора закреплен в ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 04.11.2005) «О прокуратуре Российской Федерации» (Российская газета. 1995. 25 ноября; 2005. 9 ноября).

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

2. О вступлении в законную силу решения арбитражного суда при обжаловании юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем решения по делу об административном правонарушении прокурор имеет соответствующие полномочия.

3. При принесении протеста на вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания его исполнение приостанавливается (см. комментарий к статье 31.6 КоАП).

4. В обязательном порядке копии решения по протесту прокурора на постановление по делу направляются прокурору, принесшему протест, а также лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законному представителю физического лица, законному представителю юридического лица, защитнику и представителю.

Другой комментарий к Ст. 30.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения являются формой прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона при назначении административного наказания судьей, должностным лицом, коллегиальным органом. Основное назначение протеста — мотивированно обосновать, в чем состоит ошибка судьи, должностного лица, которая привела к принятию незаконного решения, почему оно должно быть отменено или изменено. Протест может быть принесен по поводу необоснованного назначения административного наказания, неправильного применения норм КоАП РФ, необоснованного прекращения производства по делу об административном правонарушении. В протесте могут ставиться вопросы об отмене постановления, а также всех последующих решений с передачей дела на новое рассмотрение, о повторном пересмотре в порядке обжалования.

Опротестовано может быть постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, должностным лицом, коллегиальным органом, не вступившее в законную силу.

Протест может быть принесен и на постановление, которое было предметом последующего обжалования в порядке, предусмотренном ст.30.10.

Принесение протеста складывается из следующих этапов: рассмотрение жалобы по поводу незаконности и необоснованности решений, вынесенных судьей, должностным лицом, коллегиальным органом; внесение простеста или отказ в этом; пересмотр.

Правом подачи жалобы для принесения протеста обладают заинтересованные участники производства по делу об административном правонарушении: лицо, в отношении которого ведется производство по делу (ст.25.1); потерпевший (ст.25.2); законный представитель физического лица (ст.25.3); законный представитель юридического лица (ст.25.4).

Срок подачи жалобы прокурору (его заместителю) для принесения протеста составляет десять дней со дня вручения или получения копии постановления на постановление или решение по последующей жалобе (см. комментарий к ст.30.3).

Следует подчеркнуть, что жалобы заинтересованных лиц, содержащие указания на допущенные нарушения закона, которые могли повлиять на законность или обоснованность решения, служат основанием к истребованию дел об административных правонарушениях и изучению руководителем соответствующей прокуратуры. Если же доводы заявителя несостоятельны и не требуют проверки, то жалоба остается без удовлетворения, о чем ему сообщается в письменной форме.

Смотрите так же:  Образец жалоба начальнику гибдд на постановление

Как видно из содержания части первой комментируемой статьи, порядок и сроки, установленные ст.30.1-30.3, обязательны для соблюдения как в случае подачи соответствующими заинтересованными лицами жалобы прокурору для принесения протеста, так и лицами, принесшими протест.Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями (ст.36 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации»). Протест до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест (ст.37 Закона о прокуратуре РФ).

2. В ч.2 комментируемой статьи установлены общие правила рассмотрения протеста прокурора. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст.30.4-30.8 КоАП РФ.

3. По результатам рассмотрения протеста прокурора судья, соответствующее должностное лицо выносят решение, копия которого направляется прокурору, принесшему протест, в трехдневный срок после вынесения решения. В течение указанного срока копия решения вручается участникам производства по делу об административном правонарушении, указанным в ст.25.1-25.5 КоАП РФ.

Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

СТ 30.10 КоАП РФ

1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.

2. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 — 30.8 настоящего Кодекса.
3. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса, в трехдневный срок после вынесения решения.

Комментарий к Ст. 30.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья определяет порядок принесения протеста прокурором. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу должно осуществляться в сроки, установленные ст. 30.3 КоАП РФ.

Законодательством определено, что прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

2. Особо следует отметить, что при принесении протеста на вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания его исполнение приостанавливается (ст. 31.6 КоАП РФ).

3. В обязательном порядке копии решения по протесту прокурора на постановление по делу направляются прокурору, принесшему протест, а также лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законному представителю физического лица, законному представителю юридического лица, защитнику, представителю и Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав потребителей. Установлен трехдневный срок направления копии решения по протесту.

Акты прокурорского реагирования

Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов

Как уже отмечалось, прокуратура, не обладает административно-властными полномочиями в отношении в отношении поднадзорных органов и их должностных лиц, при осуществлении надзора. Таким образом, в случае издания незаконных актов или фактов выявления нарушения закона, прокурор самостоятельно не может ни отменить незаконный акт, ни устранить нарушения закона. Также не может применить меры воздействия к лицу, которое допустило нарушение закона. Но и оставить без внимания выявленное правонарушение, прокурор тоже не имеет права.

Прокурор обязан реагировать на все факты нарушения закона путем обращения на это внимания соответствующих органов или должностных лиц, которые уполномочены устранять допущенные нарушения. На выявленное нарушение закона реагирование прокурором реализуется путем вынесения соответствующего документа, который именуется актом прокурорского реагирования (акт прокурорского надзора).

Акт прокурорского надзора – это официальный документ, который вынесен прокурором в адрес должностного лица или соответствующего органа, где содержится сущность выявленных нарушений закона и дается предписание на их устранение.

Согласно ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) в ст. 23-25.1 закреплены виды прокурорского реагирования. К ним относятся:

  • протест;
  • представление;
  • постановление;
  • предостережение о недопустимости нарушения закона.

От степени и характера правонарушения, распространенности таких нарушений, правового статуса должностного лица или органа, которому адресуется акт прокурора – от всего этого зависит выбор вида акта прокурорского реагирования.

Протест прокурора – это акт реагирования, на правовой акт, который противоречит закону, с требованием о приведении его в соответствие с действующим законодательством либо же его отмене. Принести протест может прокурор и его заместитель. Он направляется должностному лицу или органу, который издал этот акт, либо в суд или же в вышестоящий орган, должностному лицу. Протест должен быть обязательно рассмотрен не позднее чем в 10-дневный срок, с момента его поступления. Если протест был принесен на решение законодательного (представительного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления, то рассматривается на ближайшем заседании. Прокурор имеет право, при исключительных обстоятельствах, которые требуют немедленного устранения нарушения закона, сократить срок рассмотрения протеста. Прокурору, в письменной форме, незамедлительно сообщаются результаты рассмотрения протеста. Если же протест рассматривается коллегиально, то прокурору, который принес протес, сообщается дата заседания. Прокурор имеет право отозвать протест.

Представление – это акт прокурорского реагирования, об устранении выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина либо об устранении выявленных нарушений закона, который направлен прокурором или его заместителем, должностному лицу либо органу, который уполномочен устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

Поводом для вынесения представления является множество причин:

  • факты неоднократных нарушений законов;
  • незаконные действия или бездействия со стороны должностных лиц, влекущие нарушение государственных или общественно значимых интересов, законных прав и интересов групп населения, граждан, трудовых коллективов, которые нуждаются в особой социальной и правовой защите.

Со дня внесения представления, в течение месяца должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их условий и причин, которые им поспособствовали. Прокурору в письменной форме сообщается о результатах принятых мер.

Если представление будет рассматриваться коллегиально, то прокурору сообщается дата проводимого заседания. Если постановления Правительства РФ не соответствуют Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор должен проинформировать об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора – акт реагирования на нарушения законов, которые влекут уголовную и административную ответственность (ст. 25 ФЗ «О Прокуратуре РФ»).

Прокурор должен вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если нарушение закона носит характер административного правонарушения. Далее данное постановление направляется на рассмотрение должностного лица или органа, который уполномочен законом, разрешать и рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким законом является Кодекс об административных правонарушениях РФ. Прокурору в письменной форме сообщается о результатах рассмотрения постановления.

Прокурор выносит постановление, когда нарушение закона имеет характер преступления и направляет материалы по данному факту в орган дознания или следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании лица (лиц), которые допустили нарушение уголовного законодательства.

Своим постановление, прокурор или его заместитель, освобождают лиц, которые незаконно подверглись административному задержанию, а также лиц, незаконно задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Предостережение в недопустимости нарушения закона — это акт прокурорского реагирования, который адресуется руководителям общественных (религиозных) объединений, должностным лицам и иным лицам, при получении прокурором сведений о недопустимости нарушения закона, оготовящихся противоправных деяниях, (ст. 25.1 ФЗ «О Прокуратуре РФ»).
Такой акт имеет явно выраженный предупредительный (превентивный) характер. Он выносится лишь при выявлении фактов бездействия, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом интересам личности, государства и общества либо при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных действиях.

Предостережение применяется к должностным лицам. А к руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности.
Основная цель предостережения: недопущение более опасных правонарушений и преступлений. Данный акт не заменяет другие средства реагирования, а лишь дополняет. Прокуроры, вместе с объявлением предостережения могут использовать внесение представлений и протестов. В сочетании с другими правовыми средствами, предостережение повышает результативность реагирования и способствует предупреждению правонарушений.

Должностное лицо, которому было объявлено предостережение, в случае неисполнения требований может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

Согласно Федеральному закону от 17.07.2009 N 171-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ О прокуратуре Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» арсенал средств прокурорского надзора был дополнен еще одним актом прокурорского реагирования — требования об изменении нормативного правового акта.

Требование об изменении нормативного правового акта — это акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт, который содержит коррупциогенные факторы, с требованием о его изменении. Требование вносится в организацию, орган или должностному лицу, издавшие данный акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Соответствующий орган, организация или должностное лицо, рассматривает требование не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления. Требование, которое было направлено в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. Прокурора незамедлительно уведомляют о результатах рассмотрения требования.

До рассмотрения требования соответствующей организацией, органом или должностным лицом, оно может быть отозвано прокурором.