Можно ли купить авто на материнский капитал в 2019 году

Содержание:

Как за материнский капитал купить машину в 2019 году

Вопрос, можно ли приобрести автомобиль на материнский капитал, обсуждается в обществе с 2009 года. Однако законодатели до сих пор не пришли к согласию в этом вопросе.

17 марта 2017 года в Госдуму внесен очередной законопроект, имеющий целью разрешить вложение материнских денег в приобретение автотранспортного средства. Ему присвоен номер 125755-7. Пока судьба этого документа неясна.

Суть нового законопроекта

В тексте изменений, предлагаемых в Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ , содержится предложение о расширении целей использования сертификата. Предусматривается дополнить их разрешением приобретать автотранспортное средство для перевозки людей.

Автомобиль должен подпадать под следующие критерии:

  • иметь до 8 посадочных мест (очень удобно для многодетных семей);
  • быть плодом отечественного автопрома;
  • не иметь ранее регистрации в органах ГИБДД (быть абсолютно новым).

Скачать для просмотра и печати:

Кому позволят вкладывать сертификат в автомобиль

В тексте законопроекта описаны все условия целевого использования бюджетных денег. Так, предлагается предоставить такое право:

  • семействам, в которых появился (был усыновлен) третий и последующий ребенок после 01.01.2007, оформившим сертификат на материнский капитал (МСК);
  • семействам, воспитывающим ребенка-инвалида, в которых появились второй или последующие дети после указанной выше даты;
  • усыновителям второго ребенка, в том числе единственным усыновителям (женщинам или мужчинам), оформившим МСК .

Внимание! Изменение в законодательстве о применении сертификата способствовало бы решению многих проблем указанных семейств.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Ограничительные меры в законопроекте

Продумали инициаторы проекта и о том, как пресечь злоупотребления в бюджетной сфере. Некоторые недобросовестные граждане пытались обналичить сертификат, оформляя, к примеру, мнимые следки с недвижимостью.

Чтобы не столкнуться вновь с подобной проблемой, в проект закона внесены следующие ограничивающие нормы:

  1. Государственные деньги используются только в безналичной форме путем перечисления:
    • юридическому лицу, осуществляющему продажу автомобиля;
    • банку, выдавшему кредит на приобретение машины;
  2. Фактическую покупку автотранспортного средства владелец сертификата обязан подтвердить:
    • договором купли-продажи;
    • кассовым чеком или иными платежными документами;
    • актом проверки, проведенной органами социальной защиты населений, по факту реального наличия у семейства машины.

Важно! В проекте закона есть условие о невозможности продажи (дарения) авто ранее трех лет с даты приобретения с использованием сертификата.

Обоснование необходимости принятия законопроекта

С начала работы программы по предоставлению материнского капитала гражданам за рождение (усыновление) второго и последующих детей его использовала фактически всего половина оформивших.

Точнее, к 2017 году этот показатель составлял 54,3% от общего числа семей, имеющих право на сертификат.

Таким образом, 46,7% не считают актуальными условия, прописанные в законодательстве. Их сертификаты пылятся на полках среди других документов. Считается, что это обстоятельство обусловлено такими соображениями:

  • семейства не нуждаются в целевых деньгах (обеспечены);
  • некоторым нужны квартиры, но у них нет возможности оплачивать ипотеку (сертификата на жилье не хватает);
  • существуют объективные трудности в реализации положений закона.

Внимание! Низкий уровень освоения средств господдержки семьям с детьми связан еще и с тем, что его можно потрать по достижению ребенком трехлетнего возраста (есть исключения).

То есть некоторые семьи, получившие сертификат, еще не могут его реализовать на практике.

На что можно тратить маткапитал

Согласно действующему законодательству бюджетные деньги разрешено тратить на такие цели:

  • улучшение условий проживания, в том числе приобретение, строительство, реконструкцию квартир и домов;
  • обеспечение образования детей (оплата услуг учреждений);
  • приобретение специальных средств для детей-инвалидов (с 0 лет);
  • внесение взноса в фонд материнской пенсии.

Внимание! Маткапитал на первый взнос по ипотеке разрешено использовать также с самого рождения ребенка, на которого его дают.

Кроме того, совместно с ним разрешено получать иные виды помощи на приобретение жилья в рамках государственных программ.

Практическое освоение маткапиала на заявленные цели

В 2019 году сертификат выдают на 453 тыс. рублей. Этого явно недостаточно для улучшения условий проживания. Квартира стоит значительно дороже. Следовательно, семейство должно иметь накопления или постоянный источник высокого дохода, чтобы оплачивать ипотечные взносы. Кроме того, принимают сертификат далеко не все банковские учреждения.

Вопрос о направлении сертификата на первоначальный ипотечный взнос тоже до конца не урегулирован. Получается, что семейства не могут его использовать до трехлетия ребенка.

Есть вопросы и с другими целями применения средств господдержки. Они таковы:

  1. Образовательные услуги в России предоставляются бесплатно. Это снижает уровень направления сертификата на получение образования детьми.
  2. Большинство учреждений образования, предоставляющих услуги на коммерческой основе, с бюджетом связываться не желают. Сертификат в качестве оплаты не принимают (за государственные деньги нужно отчитываться).
  3. Пенсионное обеспечение матери относится к отложенным потребностям. Граждане обзаводятся детьми в том возрасте, когда о старости еще не задумываются. Потому не спешат вкладывать сертификат в пенсионные накопления.
  4. В целом в России всего 3% семейств воспользовались маткапиталом для реализации иных целей, кроме приобретения жилья.

Важно! Отсутствие возможности вложить полагающиеся средства с пользой для семьи подталкивает граждан к поиску путей их обналичивания. Это приводит к возбуждению в их отношении уголовных делопроизводств по статье мошенничество.

История законотворческих инициатив по вопросу использования маткапитала на покупку авто

Нужно заметить, что данная тема с 2009 года используется в политической борьбе среди думских партий. Она затрагивает большую часть активного электората, потому довольно активно эксплуатируется для привлечения общественного внимания:

  1. Первый подобный законопроект был внесен в Госдуму в августе 2009 года. Однако инициаторы нарушили ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Они не приложили к проекту заключение Правительства по данному вопросу.
  2. Уже в декабре того же года зарегистрирован новый законопроект (№ 302723-5). Суть его состояла во внесении изменений в законодательство, позволяющих приобретать за маткапитал машины отечественного производства. Правительство документ не поддержало. Его аргументы касались невозможности зарегистрировать собственность на всю семью (родителей и несовершеннолетних). Это могло ущемить права одной из сторон. В результате проект отклонили в первом чтении в феврале 2011 года.
  3. Следующая попытка разрешить вложение сертификата в автотранспорт произошла в августе 2014 года. 5-го числа зарегистрирован законопроект №583192-6. Он не дошел даже до первого слушания. Документ «забраковали» на стадии предварительного изучения, как не соответствующий конституционным требованиям, а также регламенту Госдумы.

Внимание! В конце 2014 года Председатель Правительства РФ своим поручением предложил Кабинету министров выработать условия применения сертификата для покупки авто. Срок исполнения поручения значился 12.02.2015.

Суть возражений чиновников

При разработке программы по маткапиталу цели его расходования должны были соответствовать не только интересам граждан, но и основным направлениям развития страны. В целом такой гармонии достичь удалось:

  1. приобретение жилья оказывает влияние на развитие:
    • инфраструктуры муниципалитетов;
    • банковского сектора;
    • повышения благосостояния граждан (долгосрочные вложения);
  2. трата средств бюджета на образование способствует:
    • развитию творческого потенциала страны;
    • повышению культурно-образовательного уровня народа;
    • обеспечению отраслей отечественной экономики высокопрофессиональными кадрами;
  3. вложение в пенсионное обеспечение матерей тоже дает определенный двусторонний экономический эффект:
    • женщины пожилого возраста будут иметь высокий уровень доходов;
    • этот фактор снижает нагрузку на государственный Пенсионный фонд.

Внимание! Материнский капитал, кроме указанных, имеет более глубокое целеполагание. Он направлен на укрепление института семьи, традиционных ценностей.

Что даст государству разрешение приобретать машины за сертификат

Используя вышеописанную логику, можно посмотреть, как повлияет принятие законопроекта на страну в целом. Если разрешить использование сертификата на авто отечественного производства, то:

  • часть бюджетных средств будет перенаправлена в автостроительную отрасль;
  • граждане получат недолговечную материальную ценность;
  • часть средств будет направлена в тот же банковский сектор (для обеспечения автокредитов).

Если поддержка отечественного автопрома может входить в цели государства, то его никак не устраивает такая поддержка семей:

  1. Автомобили довольно быстро теряют ценность.
  2. Их обслуживание требует дополнительных средств, которые семья вынуждена будет отбирать у детей.
  3. Машину редко передают по наследству, то есть она не является капитальным вложением.
  4. Такая трата денег не приносит пользы инфраструктуре.
Смотрите так же:  Доверенность на покупку продажу автомобиля

Плюсы и минусы вложения сертификата в автотранспорт

В среде законодателей постоянно обсуждаются положительные и отрицательные стороны данной инициативы. В обществе тоже идут споры по его поводу. В целом отмечается, что нельзя отрицать плюсы законопроекта. Они таковы:

  1. облегчение перемещения родителей, воспитывающих детей, в городских условиях, в том числе к местам расположения:
    • детских образовательных учреждений;
    • больниц;
  2. семьи, проживающие в отдаленных регионах, смогут чаще и свободнее перемещаться в областные и районные центры;
  3. у родителей появится дополнительные источники заработка, что актуально в кризисные времена;
  4. данная мера окажет стимулирующее влияние на отечественный авторынок.

Вместе с тем мнения критиков тоже нельзя не учитывать. Правительство считает основным риском — нецелевое использование бюджетных средств. Оно может реализовываться такими способами:

Решение правительства о поддержке отечественного производителя автомашин маткапиталом

Несмотря на многочисленные обращения граждан в пользу вложения сертификата в автотранспорт, Правительство РФ так и не поддержало ни одного законопроекта.

В 2015 году обсуждался вопрос о поддержке отечественного автопроизводителя бюджетными деньгами. В результате решили выделить субвенции в размере 25 млрд рублей. Маткапитал в объем финансирования автопрома не включили.

В некоторых регионах федерации действуют собственные программы по поддержке семей с детьми. На средства из региональных бюджетов разрешено приобретать автотранспорт для личного пользования в:

  • Орловской обл.;
  • Новосибирской обл.;
  • Камчатском крае.

Вывод. Работа по отстаиванию права владельцев сертификатов по расширению целевого использования его средств продолжается.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Как за материнский капитал купить машину в 2019 году

Вопрос, можно ли приобрести автомобиль на материнский капитал, обсуждается в обществе с 2009 года. Однако законодатели до сих пор не пришли к согласию в этом вопросе.

17 марта 2017 года в Госдуму внесен очередной законопроект, имеющий целью разрешить вложение материнских денег в приобретение автотранспортного средства. Ему присвоен номер 125755-7. Пока судьба этого документа неясна.

Суть нового законопроекта

В тексте изменений, предлагаемых в Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ , содержится предложение о расширении целей использования сертификата. Предусматривается дополнить их разрешением приобретать автотранспортное средство для перевозки людей.

Автомобиль должен подпадать под следующие критерии:

  • иметь до 8 посадочных мест (очень удобно для многодетных семей);
  • быть плодом отечественного автопрома;
  • не иметь ранее регистрации в органах ГИБДД (быть абсолютно новым).

Скачать для просмотра и печати:

Кому позволят вкладывать сертификат в автомобиль

В тексте законопроекта описаны все условия целевого использования бюджетных денег. Так, предлагается предоставить такое право:

  • семействам, в которых появился (был усыновлен) третий и последующий ребенок после 01.01.2007, оформившим сертификат на материнский капитал (МСК);
  • семействам, воспитывающим ребенка-инвалида, в которых появились второй или последующие дети после указанной выше даты;
  • усыновителям второго ребенка, в том числе единственным усыновителям (женщинам или мужчинам), оформившим МСК .

Внимание! Изменение в законодательстве о применении сертификата способствовало бы решению многих проблем указанных семейств.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Ограничительные меры в законопроекте

Продумали инициаторы проекта и о том, как пресечь злоупотребления в бюджетной сфере. Некоторые недобросовестные граждане пытались обналичить сертификат, оформляя, к примеру, мнимые следки с недвижимостью.

Чтобы не столкнуться вновь с подобной проблемой, в проект закона внесены следующие ограничивающие нормы:

  1. Государственные деньги используются только в безналичной форме путем перечисления:
    • юридическому лицу, осуществляющему продажу автомобиля;
    • банку, выдавшему кредит на приобретение машины;
  2. Фактическую покупку автотранспортного средства владелец сертификата обязан подтвердить:
    • договором купли-продажи;
    • кассовым чеком или иными платежными документами;
    • актом проверки, проведенной органами социальной защиты населений, по факту реального наличия у семейства машины.

Важно! В проекте закона есть условие о невозможности продажи (дарения) авто ранее трех лет с даты приобретения с использованием сертификата.

Обоснование необходимости принятия законопроекта

С начала работы программы по предоставлению материнского капитала гражданам за рождение (усыновление) второго и последующих детей его использовала фактически всего половина оформивших.

Точнее, к 2017 году этот показатель составлял 54,3% от общего числа семей, имеющих право на сертификат.

Таким образом, 46,7% не считают актуальными условия, прописанные в законодательстве. Их сертификаты пылятся на полках среди других документов. Считается, что это обстоятельство обусловлено такими соображениями:

  • семейства не нуждаются в целевых деньгах (обеспечены);
  • некоторым нужны квартиры, но у них нет возможности оплачивать ипотеку (сертификата на жилье не хватает);
  • существуют объективные трудности в реализации положений закона.

Внимание! Низкий уровень освоения средств господдержки семьям с детьми связан еще и с тем, что его можно потрать по достижению ребенком трехлетнего возраста (есть исключения).

То есть некоторые семьи, получившие сертификат, еще не могут его реализовать на практике.

На что можно тратить маткапитал

Согласно действующему законодательству бюджетные деньги разрешено тратить на такие цели:

  • улучшение условий проживания, в том числе приобретение, строительство, реконструкцию квартир и домов;
  • обеспечение образования детей (оплата услуг учреждений);
  • приобретение специальных средств для детей-инвалидов (с 0 лет);
  • внесение взноса в фонд материнской пенсии.

Внимание! Маткапитал на первый взнос по ипотеке разрешено использовать также с самого рождения ребенка, на которого его дают.

Кроме того, совместно с ним разрешено получать иные виды помощи на приобретение жилья в рамках государственных программ.

Практическое освоение маткапиала на заявленные цели

В 2019 году сертификат выдают на 453 тыс. рублей. Этого явно недостаточно для улучшения условий проживания. Квартира стоит значительно дороже. Следовательно, семейство должно иметь накопления или постоянный источник высокого дохода, чтобы оплачивать ипотечные взносы. Кроме того, принимают сертификат далеко не все банковские учреждения.

Вопрос о направлении сертификата на первоначальный ипотечный взнос тоже до конца не урегулирован. Получается, что семейства не могут его использовать до трехлетия ребенка.

Есть вопросы и с другими целями применения средств господдержки. Они таковы:

  1. Образовательные услуги в России предоставляются бесплатно. Это снижает уровень направления сертификата на получение образования детьми.
  2. Большинство учреждений образования, предоставляющих услуги на коммерческой основе, с бюджетом связываться не желают. Сертификат в качестве оплаты не принимают (за государственные деньги нужно отчитываться).
  3. Пенсионное обеспечение матери относится к отложенным потребностям. Граждане обзаводятся детьми в том возрасте, когда о старости еще не задумываются. Потому не спешат вкладывать сертификат в пенсионные накопления.
  4. В целом в России всего 3% семейств воспользовались маткапиталом для реализации иных целей, кроме приобретения жилья.

Важно! Отсутствие возможности вложить полагающиеся средства с пользой для семьи подталкивает граждан к поиску путей их обналичивания. Это приводит к возбуждению в их отношении уголовных делопроизводств по статье мошенничество.

История законотворческих инициатив по вопросу использования маткапитала на покупку авто

Нужно заметить, что данная тема с 2009 года используется в политической борьбе среди думских партий. Она затрагивает большую часть активного электората, потому довольно активно эксплуатируется для привлечения общественного внимания:

  1. Первый подобный законопроект был внесен в Госдуму в августе 2009 года. Однако инициаторы нарушили ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Они не приложили к проекту заключение Правительства по данному вопросу.
  2. Уже в декабре того же года зарегистрирован новый законопроект (№ 302723-5). Суть его состояла во внесении изменений в законодательство, позволяющих приобретать за маткапитал машины отечественного производства. Правительство документ не поддержало. Его аргументы касались невозможности зарегистрировать собственность на всю семью (родителей и несовершеннолетних). Это могло ущемить права одной из сторон. В результате проект отклонили в первом чтении в феврале 2011 года.
  3. Следующая попытка разрешить вложение сертификата в автотранспорт произошла в августе 2014 года. 5-го числа зарегистрирован законопроект №583192-6. Он не дошел даже до первого слушания. Документ «забраковали» на стадии предварительного изучения, как не соответствующий конституционным требованиям, а также регламенту Госдумы.

Внимание! В конце 2014 года Председатель Правительства РФ своим поручением предложил Кабинету министров выработать условия применения сертификата для покупки авто. Срок исполнения поручения значился 12.02.2015.

Суть возражений чиновников

При разработке программы по маткапиталу цели его расходования должны были соответствовать не только интересам граждан, но и основным направлениям развития страны. В целом такой гармонии достичь удалось:

  1. приобретение жилья оказывает влияние на развитие:
    • инфраструктуры муниципалитетов;
    • банковского сектора;
    • повышения благосостояния граждан (долгосрочные вложения);
  2. трата средств бюджета на образование способствует:
    • развитию творческого потенциала страны;
    • повышению культурно-образовательного уровня народа;
    • обеспечению отраслей отечественной экономики высокопрофессиональными кадрами;
  3. вложение в пенсионное обеспечение матерей тоже дает определенный двусторонний экономический эффект:
    • женщины пожилого возраста будут иметь высокий уровень доходов;
    • этот фактор снижает нагрузку на государственный Пенсионный фонд.

Внимание! Материнский капитал, кроме указанных, имеет более глубокое целеполагание. Он направлен на укрепление института семьи, традиционных ценностей.

Смотрите так же:  Побои ребенка в школе

Что даст государству разрешение приобретать машины за сертификат

Используя вышеописанную логику, можно посмотреть, как повлияет принятие законопроекта на страну в целом. Если разрешить использование сертификата на авто отечественного производства, то:

  • часть бюджетных средств будет перенаправлена в автостроительную отрасль;
  • граждане получат недолговечную материальную ценность;
  • часть средств будет направлена в тот же банковский сектор (для обеспечения автокредитов).

Если поддержка отечественного автопрома может входить в цели государства, то его никак не устраивает такая поддержка семей:

  1. Автомобили довольно быстро теряют ценность.
  2. Их обслуживание требует дополнительных средств, которые семья вынуждена будет отбирать у детей.
  3. Машину редко передают по наследству, то есть она не является капитальным вложением.
  4. Такая трата денег не приносит пользы инфраструктуре.

Плюсы и минусы вложения сертификата в автотранспорт

В среде законодателей постоянно обсуждаются положительные и отрицательные стороны данной инициативы. В обществе тоже идут споры по его поводу. В целом отмечается, что нельзя отрицать плюсы законопроекта. Они таковы:

  1. облегчение перемещения родителей, воспитывающих детей, в городских условиях, в том числе к местам расположения:
    • детских образовательных учреждений;
    • больниц;
  2. семьи, проживающие в отдаленных регионах, смогут чаще и свободнее перемещаться в областные и районные центры;
  3. у родителей появится дополнительные источники заработка, что актуально в кризисные времена;
  4. данная мера окажет стимулирующее влияние на отечественный авторынок.

Вместе с тем мнения критиков тоже нельзя не учитывать. Правительство считает основным риском — нецелевое использование бюджетных средств. Оно может реализовываться такими способами:

Решение правительства о поддержке отечественного производителя автомашин маткапиталом

Несмотря на многочисленные обращения граждан в пользу вложения сертификата в автотранспорт, Правительство РФ так и не поддержало ни одного законопроекта.

В 2015 году обсуждался вопрос о поддержке отечественного автопроизводителя бюджетными деньгами. В результате решили выделить субвенции в размере 25 млрд рублей. Маткапитал в объем финансирования автопрома не включили.

В некоторых регионах федерации действуют собственные программы по поддержке семей с детьми. На средства из региональных бюджетов разрешено приобретать автотранспорт для личного пользования в:

  • Орловской обл.;
  • Новосибирской обл.;
  • Камчатском крае.

Вывод. Работа по отстаиванию права владельцев сертификатов по расширению целевого использования его средств продолжается.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Материнский капитал на покупку автомобиля — какова судьба законопроекта?

Вопрос приобретения автомобиля на средства семейного капитала обсуждается не один год: он неоднократно выносился на рассмотрение Госдумы и был предметом изучения в правительстве РФ. Последний раз — осенью 2017 года.

Судя по отзывам, многие семьи готовы обзавестись собственным автотранспортом на положенную им субсидию.

Расскажем, оправданы ли их ожидания. На какой стадии находится обсуждение соответствующего законопроекта. Можно ли тратить материнский капитал на покупку автомобиля? Закон принят или нет?

Целевое использование маткапитала – свежие новости в 2018 году

Запущенная в 2007 году программа помощи российским семьям регулярно видоизменяется. Изначально в соответствии с ФЗ N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 программа предполагал три основных целевых назначения использования средств маткапитала:

  • покупка жилья;
  • образование детям;
  • вклад в будущую пенсию матери.

С 1 января 2016-го субсидию разрешили использовать на адаптацию в социуме детей-инвалидов.

С 1 января 2018 года из средств материнского капитала разрешено получать пособие на первого ребенка до 1,5 лет (если доходы родителей не превышают полуторный прожиточный минимум на каждого члена семьи в регионе. Подробнее читайте в статье — Обзор закона «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»).

Можно ли купить автомобиль?

В Государственной думе постоянно обсуждается дальнейшее расширение направлений использования средств государственной помощи. Один из обсуждаемых вариантов – тратить материнский капитал на покупку автомобиля.

Депутаты, ратующие за введение инициативы, приводят такие аргументы:

  • размер маткапитала (в 2018 году – 453 026 рублей) позволяет приобрести автомобиль без привлечения заемных средств, что избавит граждан от финансовых обязательств по кредиту;
  • для семей, уже имеющих жилье, образование детей и вложение в будущую пенсию матери – вопрос отдаленной перспективы, тогда как автомобиль может решить текущие потребности;
  • наличие собственной машины облегчит передвижение до детсадов, школ и поликлиник, а также предоставит родителям возможность совершать совместные поездки с детьми, посещать экскурсии, то есть повысит качество жизни;
  • покупка отечественного автомобиля (рассматривался только такой вариант) поддержит российский автопром и в целом благотворно отразится на состоянии экономики.

Основной контрдовод тех, кто придерживается противоположного мнения в вопросе покупки автомобиля на материнский капитал – при таком способе использования бюджетных денег не учитываются интересы ребенка. Ведь транспортное средство, в отличие от квартиры, нельзя оформить в совместную собственность всех членов семьи.

Другие аргументы против:

  • автомобиль быстро обесценивается и по значимости уступает жилью и полученному ребенком образованию;
  • автотранспорт не решит потребности в дополнительных квадратных метрах, которую со временем может испытать каждая семья.

Почему не приняли закон?

Первая попытка законодательно закрепить возможность покупки автотранспортного средства за счет федеральной субсидии провалилась в 2011 году, однако депутаты не приняли закон. Материнский капитал на покупку автомобиля тратить не разрешили.

Второй законопроект с аналогичной инициативой поступил в нижнюю палату в марте 2017-го (законопроект № 125755-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в части дополнения направлений распоряжения средствами материнского (семейного) капитала»). Ее авторы – группа депутатов – указали, что разрешение приобретать автотранспорт на материнский сертификат поможет решить проблемы семей, проживающих в селах, многодетных родителей и воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Документ перечислял требования к автомобилю:

  • не более восьми мест, не считая водительского;
  • место сборки – Россия;
  • машина должна быть новой;
  • в течение трех лет транспортное средство нельзя продать.

Последний пункт был включен как предупредительная мера, исключающая обналичивание денег посредством перепродажи машины. Но возможность потратить материнский капитал в 2018 году на автомобиль российские семьи так и не получили: в ноябре 2017-го профильный комитет Госдумы дал законопроекту отрицательное заключение. В документе было сказано, что приобретение автомобиля не соответствует правовой природе материнского (семейного) капитала.

Несмотря на то, что федеральные власти вопрос так и не решили, в ряде субъектов семейные пары могут на законном основании приобрести автотранспорт на маткапитал – региональный.

В каких регионах разрешено потратить маткапитал на автомобиль?

В 2018 году купить машину на средства регионального маткапитала могут жители субъектов, где такая возможность закреплена действующим законодательством. В числе таких регионов:

  • Камчатский край. Размер региональной выплаты составляет от 119 000 рублей (на третьего ребенка) до почти 300 000 рублей (на шестого и последующего). Потратить региональный маткапитал на машину на Камчатке можно с 2013 года;
  • Санкт-Петербург. Разрешение покупать автомобиль на деньги, выделенные в помощь семьям с детьми, действует с осени 2015 года. Региональный семейный капитал выплачивается с рождения третьего ребенка, в 2017 году его размер составил 140 217 рублей;
  • Смоленская область. Направить региональный материнский капитал на автомобиль можно с 2017 года. На областной маткапитал (163 300 рублей) могут рассчитывать семьи, в которых родился второй и последующий ребенок.

Один из немногих субъектов, где не работает региональная программа маткапитала, – Москва. Столичные власти используют другие меры поддержки многодетных и нуждающихся семей – в виде выплат, пособий и льгот.

Изменения в программе с 2018 года

Вопрос: можно ли направить маткапитал на покупку авто прозвучал в ходе «Прямой линии» с Владимиром Путиным в июне 2017 года. Отвечая на него, глава государства допустил возможность выделения части средств маткапитала на поддержку семей, что, по его словам, будет иметь больший эффект, чем трата денег «на решение не первоочередных задач».

Как результат – с 1 января 2018 года вступил в силу закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающий выплаты:

  • нуждающимся семьям, в которых с 1 января 2018 года родился первый ребенок;
  • родителям второго ребенка и последующих детей (выплаты будут производиться из федеральной субсидии).

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Как за материнский капитал купить машину в 2019 году

Вопрос, можно ли приобрести автомобиль на материнский капитал, обсуждается в обществе с 2009 года. Однако законодатели до сих пор не пришли к согласию в этом вопросе.

17 марта 2017 года в Госдуму внесен очередной законопроект, имеющий целью разрешить вложение материнских денег в приобретение автотранспортного средства. Ему присвоен номер 125755-7. Пока судьба этого документа неясна.

Суть нового законопроекта

В тексте изменений, предлагаемых в Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ , содержится предложение о расширении целей использования сертификата. Предусматривается дополнить их разрешением приобретать автотранспортное средство для перевозки людей.

Автомобиль должен подпадать под следующие критерии:

  • иметь до 8 посадочных мест (очень удобно для многодетных семей);
  • быть плодом отечественного автопрома;
  • не иметь ранее регистрации в органах ГИБДД (быть абсолютно новым).
Смотрите так же:  Приставы г. Дудинка

Скачать для просмотра и печати:

Кому позволят вкладывать сертификат в автомобиль

В тексте законопроекта описаны все условия целевого использования бюджетных денег. Так, предлагается предоставить такое право:

  • семействам, в которых появился (был усыновлен) третий и последующий ребенок после 01.01.2007, оформившим сертификат на материнский капитал (МСК);
  • семействам, воспитывающим ребенка-инвалида, в которых появились второй или последующие дети после указанной выше даты;
  • усыновителям второго ребенка, в том числе единственным усыновителям (женщинам или мужчинам), оформившим МСК .

Внимание! Изменение в законодательстве о применении сертификата способствовало бы решению многих проблем указанных семейств.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Ограничительные меры в законопроекте

Продумали инициаторы проекта и о том, как пресечь злоупотребления в бюджетной сфере. Некоторые недобросовестные граждане пытались обналичить сертификат, оформляя, к примеру, мнимые следки с недвижимостью.

Чтобы не столкнуться вновь с подобной проблемой, в проект закона внесены следующие ограничивающие нормы:

  1. Государственные деньги используются только в безналичной форме путем перечисления:
    • юридическому лицу, осуществляющему продажу автомобиля;
    • банку, выдавшему кредит на приобретение машины;
  2. Фактическую покупку автотранспортного средства владелец сертификата обязан подтвердить:
    • договором купли-продажи;
    • кассовым чеком или иными платежными документами;
    • актом проверки, проведенной органами социальной защиты населений, по факту реального наличия у семейства машины.

Важно! В проекте закона есть условие о невозможности продажи (дарения) авто ранее трех лет с даты приобретения с использованием сертификата.

Обоснование необходимости принятия законопроекта

С начала работы программы по предоставлению материнского капитала гражданам за рождение (усыновление) второго и последующих детей его использовала фактически всего половина оформивших.

Точнее, к 2017 году этот показатель составлял 54,3% от общего числа семей, имеющих право на сертификат.

Таким образом, 46,7% не считают актуальными условия, прописанные в законодательстве. Их сертификаты пылятся на полках среди других документов. Считается, что это обстоятельство обусловлено такими соображениями:

  • семейства не нуждаются в целевых деньгах (обеспечены);
  • некоторым нужны квартиры, но у них нет возможности оплачивать ипотеку (сертификата на жилье не хватает);
  • существуют объективные трудности в реализации положений закона.

Внимание! Низкий уровень освоения средств господдержки семьям с детьми связан еще и с тем, что его можно потрать по достижению ребенком трехлетнего возраста (есть исключения).

То есть некоторые семьи, получившие сертификат, еще не могут его реализовать на практике.

На что можно тратить маткапитал

Согласно действующему законодательству бюджетные деньги разрешено тратить на такие цели:

  • улучшение условий проживания, в том числе приобретение, строительство, реконструкцию квартир и домов;
  • обеспечение образования детей (оплата услуг учреждений);
  • приобретение специальных средств для детей-инвалидов (с 0 лет);
  • внесение взноса в фонд материнской пенсии.

Внимание! Маткапитал на первый взнос по ипотеке разрешено использовать также с самого рождения ребенка, на которого его дают.

Кроме того, совместно с ним разрешено получать иные виды помощи на приобретение жилья в рамках государственных программ.

Практическое освоение маткапиала на заявленные цели

В 2019 году сертификат выдают на 453 тыс. рублей. Этого явно недостаточно для улучшения условий проживания. Квартира стоит значительно дороже. Следовательно, семейство должно иметь накопления или постоянный источник высокого дохода, чтобы оплачивать ипотечные взносы. Кроме того, принимают сертификат далеко не все банковские учреждения.

Вопрос о направлении сертификата на первоначальный ипотечный взнос тоже до конца не урегулирован. Получается, что семейства не могут его использовать до трехлетия ребенка.

Есть вопросы и с другими целями применения средств господдержки. Они таковы:

  1. Образовательные услуги в России предоставляются бесплатно. Это снижает уровень направления сертификата на получение образования детьми.
  2. Большинство учреждений образования, предоставляющих услуги на коммерческой основе, с бюджетом связываться не желают. Сертификат в качестве оплаты не принимают (за государственные деньги нужно отчитываться).
  3. Пенсионное обеспечение матери относится к отложенным потребностям. Граждане обзаводятся детьми в том возрасте, когда о старости еще не задумываются. Потому не спешат вкладывать сертификат в пенсионные накопления.
  4. В целом в России всего 3% семейств воспользовались маткапиталом для реализации иных целей, кроме приобретения жилья.

Важно! Отсутствие возможности вложить полагающиеся средства с пользой для семьи подталкивает граждан к поиску путей их обналичивания. Это приводит к возбуждению в их отношении уголовных делопроизводств по статье мошенничество.

История законотворческих инициатив по вопросу использования маткапитала на покупку авто

Нужно заметить, что данная тема с 2009 года используется в политической борьбе среди думских партий. Она затрагивает большую часть активного электората, потому довольно активно эксплуатируется для привлечения общественного внимания:

  1. Первый подобный законопроект был внесен в Госдуму в августе 2009 года. Однако инициаторы нарушили ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Они не приложили к проекту заключение Правительства по данному вопросу.
  2. Уже в декабре того же года зарегистрирован новый законопроект (№ 302723-5). Суть его состояла во внесении изменений в законодательство, позволяющих приобретать за маткапитал машины отечественного производства. Правительство документ не поддержало. Его аргументы касались невозможности зарегистрировать собственность на всю семью (родителей и несовершеннолетних). Это могло ущемить права одной из сторон. В результате проект отклонили в первом чтении в феврале 2011 года.
  3. Следующая попытка разрешить вложение сертификата в автотранспорт произошла в августе 2014 года. 5-го числа зарегистрирован законопроект №583192-6. Он не дошел даже до первого слушания. Документ «забраковали» на стадии предварительного изучения, как не соответствующий конституционным требованиям, а также регламенту Госдумы.

Внимание! В конце 2014 года Председатель Правительства РФ своим поручением предложил Кабинету министров выработать условия применения сертификата для покупки авто. Срок исполнения поручения значился 12.02.2015.

Суть возражений чиновников

При разработке программы по маткапиталу цели его расходования должны были соответствовать не только интересам граждан, но и основным направлениям развития страны. В целом такой гармонии достичь удалось:

  1. приобретение жилья оказывает влияние на развитие:
    • инфраструктуры муниципалитетов;
    • банковского сектора;
    • повышения благосостояния граждан (долгосрочные вложения);
  2. трата средств бюджета на образование способствует:
    • развитию творческого потенциала страны;
    • повышению культурно-образовательного уровня народа;
    • обеспечению отраслей отечественной экономики высокопрофессиональными кадрами;
  3. вложение в пенсионное обеспечение матерей тоже дает определенный двусторонний экономический эффект:
    • женщины пожилого возраста будут иметь высокий уровень доходов;
    • этот фактор снижает нагрузку на государственный Пенсионный фонд.

Внимание! Материнский капитал, кроме указанных, имеет более глубокое целеполагание. Он направлен на укрепление института семьи, традиционных ценностей.

Что даст государству разрешение приобретать машины за сертификат

Используя вышеописанную логику, можно посмотреть, как повлияет принятие законопроекта на страну в целом. Если разрешить использование сертификата на авто отечественного производства, то:

  • часть бюджетных средств будет перенаправлена в автостроительную отрасль;
  • граждане получат недолговечную материальную ценность;
  • часть средств будет направлена в тот же банковский сектор (для обеспечения автокредитов).

Если поддержка отечественного автопрома может входить в цели государства, то его никак не устраивает такая поддержка семей:

  1. Автомобили довольно быстро теряют ценность.
  2. Их обслуживание требует дополнительных средств, которые семья вынуждена будет отбирать у детей.
  3. Машину редко передают по наследству, то есть она не является капитальным вложением.
  4. Такая трата денег не приносит пользы инфраструктуре.

Плюсы и минусы вложения сертификата в автотранспорт

В среде законодателей постоянно обсуждаются положительные и отрицательные стороны данной инициативы. В обществе тоже идут споры по его поводу. В целом отмечается, что нельзя отрицать плюсы законопроекта. Они таковы:

  1. облегчение перемещения родителей, воспитывающих детей, в городских условиях, в том числе к местам расположения:
    • детских образовательных учреждений;
    • больниц;
  2. семьи, проживающие в отдаленных регионах, смогут чаще и свободнее перемещаться в областные и районные центры;
  3. у родителей появится дополнительные источники заработка, что актуально в кризисные времена;
  4. данная мера окажет стимулирующее влияние на отечественный авторынок.

Вместе с тем мнения критиков тоже нельзя не учитывать. Правительство считает основным риском — нецелевое использование бюджетных средств. Оно может реализовываться такими способами:

Решение правительства о поддержке отечественного производителя автомашин маткапиталом

Несмотря на многочисленные обращения граждан в пользу вложения сертификата в автотранспорт, Правительство РФ так и не поддержало ни одного законопроекта.

В 2015 году обсуждался вопрос о поддержке отечественного автопроизводителя бюджетными деньгами. В результате решили выделить субвенции в размере 25 млрд рублей. Маткапитал в объем финансирования автопрома не включили.

В некоторых регионах федерации действуют собственные программы по поддержке семей с детьми. На средства из региональных бюджетов разрешено приобретать автотранспорт для личного пользования в:

  • Орловской обл.;
  • Новосибирской обл.;
  • Камчатском крае.

Вывод. Работа по отстаиванию права владельцев сертификатов по расширению целевого использования его средств продолжается.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!