Завещание яковлева чувашскому народу

Завещание чувашскому народу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Обращаюсь к вам первым, друзья и родичи мои чуваши. О вас болел я душой, к вам в этот час обращается мысль моя и вам хочу сказать мои последние пожелания

К репче всего берегите величайшую святыню – веру в Бога. Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче. С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мздовоздатель за добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и праведный.

Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас.

Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания. Да будет его радости вашими радостями, его горести вашими горестями, и вы приобщитесь к его светлому будущему и грядущему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал свою правду, и, нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью. Залогом и путеводной звездой да послужит бессмертное имя учителя моего Николая Ивановича Ильминского, олицетворяющего для меня все величие и всю красоту русского народного характера.

Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет откуда-нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит прежде всего на вас, на людях, которые вышли из их же среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа. Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: из них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими младшими братьями. Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к родному языку нет измены русскому делу: служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших. Доделайте то, что может быть, не удастся закончить мне: дайте чувашскому народу Священное Писание полностью, завершив перевод Ветхого Завета. Послужите делу христианского просвещения, распространяя свет Евангелия среди многочисленных народностей, населяющих русский Восток: по языку и духу вы ближе к этим народностям, чем сами русские. Работой на этой обширной ниве вы заплатите русскому народу часть того великого долга, которым вы обязаны ему, получив из его рук свет веры Христовой.

Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда.

Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите и ненавидящих вас и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения.

Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всякому, мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствами, – успехи непрочные и временные.

Вот все, что я хочу сказать вам, готовясь предстать перед высшим Судией. Если в ком есть память о вольной или невольной обиде, мною причиненной, прошу простить меня и помолиться обо мне. Сердечно благодарю за тепло и ласку, которыми не по заслугам моим дарили меня вы, мои соплеменники, и многие, многие русские люди, приходившие с открытым сердцем на помощь моему делу. Горячую благодарность приношу всем товарищам и сотрудникам моим по работе: без их бескорыстного усердия был бы невозможен и мой труд. Шлю привет непосредственным ученикам моим. Учебные часы, среди них проведенные были отрадными часами моей жизни. Да сохранит и да обережет вас Бог в жизненных путях ваших.

Иван ЯКОВЛЕВ г. Симбирск, 4 августа 1921 г.

И.Я.Яковлев «Духовное завещание чувашскому народу»

Анализ основных идей «Духовнорго завещаниия», оказывающие неоценимую помощь в улучшении воспитания и обучения подрастающего поколения, подготовке учителей, подъеме духовной культуры народа.

Просмотр содержимого документа
«И.Я.Яковлев «Духовное завещание чувашскому народу»»

Основные идеи «Духовного завещания чувашскому народу» И.Я. Яковлева

Во всех частях Завещания проходит главная мысль – философия любви:

1. любовь к Богу;

Смотрите так же:  Оформить экспортную декларацию

2. любовь к России;

3. любовь к родному народу;

4. любовь к родному языку;

5. любовь к родителям и детям;

6. любовь к работе;

7. любовь к истине и справедливости.

Любовь обнаруживается здесь как большая нравственная сила, совершенствующая личность человека и обогащающая всю человеческую жизнь. В этом заключается представление И.Я. Яковлева о смысле жизни, которое конкретизируется в служении обществу (государству, народу), стремлении поднять моральный и культурный уровень родного народа. «Завещание чувашскому народу» чувашского просветителя, его богатое педагогическое наследие не потеряли своего значения в наши дни. Они оказывают неоценимую помощь в улучшении воспитания и обучения подрастающего поколения, подготовке учителей, подъеме духовной культуры народа.

«Завещание чувашскому народу» перевели на пять языков

На днях стало известно, что «Завещание чувашскому народу» христианского просветителя Ивана Яковлева теперь переиздано в одной книге на пяти языках — чувашском, русском, английском, немецком и французском. Чувашское книжное издательство, приурочило выпуск книги к 165-летию Яковлева и ко Дню чувашского языка.

Из истории известно, что Иван Яковлев составил свое завещание летом 1921 года в Симбирске при участии сыновей Алексея и Николая. «Завещание» содержит «последние пожелания» Яковлева к чувашам.

— «Крепче всего берегите величайшую святыню — веру в Бога», среди других заветов — беречь семейные узы, которые «всегда были крепки среди чуваш», «верить в силу мирного труда», «избегать мелких счетов и распрей»,- говорится в сочинении Яковлева.

Особую известность получила часть «Завещания», посвященная русскому народу. «Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума и воли, — говорится в сочинении. — Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него».

Как считают специалисты-филологи, данное событие подразумевает собой еще один шаг к знакомству с Чувашией других народов.

Завещание яковлева чувашскому народу

ОГБУ «Медиацентр»
Редакция газеты «Канаш»
Чĕмпĕр х., Пушкин ур., 11
г. Ульяновск, ул. Пушкинская, 11
Email: [email protected]

Тел.(факс): (8422) 73-50-54
Тел: (8422) 73-50-54

Библия и «Духовное завещание чувашскому народу» И.Я.Яковлева

Евгения (2018-10-11 17:51:21):
Перезвоните пожалуйста по телефону Ç7 (495) 248-01-88 Чокина Евгения Васильевна

► Сирĕн ят:
► Шухăш:
‘,’‘,»,’comm’);» class=’btn’ title=»Хулăмлат»>‘,’‘,»,’comm’);» class=’btn’ title=»Тайлăклат»>‘,’‘,»,’comm’);» class=’btn’ title=»Аялтан чĕрсе тух»>

Завещание яковлева чувашскому народу

  • Адвокат1234 Завсегдатай Nov 11 2012, 11:15

На сколько сегодня актуальны заветные слова сказанные в адрес чувашского народа? Яковлев не мог предвидеть то ,что чувашский народ ,следую во всем этому завету окажется на грани исчезновения.

Сообщение отредактировал Адвокат1234 — Nov 11 2012, 11:42

  • Адвокат1234 Завсегдатай Nov 11 2012, 11:21

http://сувары.рф/node/1024Кстати говоря, один из самых красноречивых примеров дуалистического этнического самосознания представляет «Духовное завещание» просветителя И. Я. Яковлева, в котором в прекрасном сочетании находятся призывы не делать чего-либо самостоятельно, а во всем положиться на старшего брата — христианский русский народ, и обращение к сородичам с классическими (по форме) языческими благословениями: «Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ. Народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. » (Яковлев И. Я. Духовное завещание чувашскому народу. Чебоксары, 1992. С. 14, 16).

Сообщение отредактировал Адвокат1234 — Nov 11 2012, 11:23

  • luc72 Гуру Nov 12 2012, 10:06

Что значит исчезновение? Что, его сожгут в печах крематория?
Почему кто-то решил, что тот, кто решил, что он должен ассимилироваться, выступает предателем в угоду ВАШИМ КАКИМ ТО НЕВЕДОМЫМ ДЛЯ ПРОГРЕССА интересам?
Может всё таки не будем уподоблятся африканким племенам?
Ну, или там племенам инков.

Сообщение отредактировал luc72 — Nov 12 2012, 10:08

  • Адвокат1234 Завсегдатай Nov 13 2012, 18:01
  • GIN computer-aided design Nov 15 2012, 07:46

Завещание оно и есть завещание, зачем его обсуждать .
Ну уж если вам очень хочется его обсудить, то первый тезис этого обсуждения по праву ваш

Сообщение отредактировал GIN — Nov 17 2012, 16:18

И.Я. Яковлев ‒ просветитель чувашского народа

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Иван Яковлевич Яковлев относится к числу выдающихся деятелей культуры и просвещения нерусских народов востока России, среди которых он трудился более полувека, продолжая замечательные традиции русского просветительства, начатые в далёком прошлом передовой интеллигенцией нашего многонационального отечества. Ещё в конце 70-х годов прошлого столетия им была разработана и успешно внедрена в жизнь система начального образования в двуязычной школе, получившая широкое распространение среди нерусских народов России. Она стала всеобщей на основании Правил о начальных училищах для нерусских народов, утверждённых Министром народного просвещения 31 марта 1906 года.

И. Я. Яковлев был крупным общественным деятелем, почётным членом Британского и иностранного библейского общества в Лондоне, организатором благотворительных обществ, перевода и издания Священного писания, книг по различным отраслям знаний, он поддерживал творческие связи с учёными многих зарубежных стран.

С каждым годом растёт интерес к его многогранной новаторской деятельности и научному наследию. Имя Яковлева известно теперь не только каждому чувашу, но и каждому просвещенному россиянину. День рождения И. Я. Яковлева теперь в Чувашии считается ещё и днем чувашской письменностью. В этот день в нашей республике проходит много различных мероприятий, посвященных ко дню рождения И. Я. Яковлева и ко дню чувашской письменности.

Я работаю учителем чувашского языка и литературы уже 20 лет. Педагогический стаж работы 30 лет. Ежегодно ко дню рождения И. Я. Яковлева в школах республики проходят декады или недели чувашского языка и литературы. В эти дни в школах проходят уроки, посвященные чувашскому Патриарху и Улыпу( чувашский сказочный богатырь). Проводятся встречи с чувашскими писателями и поэтами. Дети знакомятся с произведениями великого просветителя, читают его завещание чувашскому народу. «Завещание чувашскому народу» И. Я. Яковлева – действительная программа воспитания молодежи.

Смотрите так же:  Срок действия полномочий президента рф

Хочу сказать, что этот день в республике проходит, как праздник дружбы и духовного единения народов России.

И.Я.Яковлев дал родному народу Книгу. М ы вправе гордиться и возвеличивать своего Патриарха, так как не каждому народу Бог дал таких людей, каким является для чувашей великий Улып – И. Я. Яковлев.

Brandergofer: «Верьте в Россию, любите ее…». Ко дню рождения И.Я. Яковлева

«Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите и ненавидящих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисходительности». Из завещания И.Я.Яковлева чувашскому народу. 25 апреля — день рождения Ивана Яковлевича Яковлева, создателя современной чувашской письменности, выдающегося деятеля культуры и просвещения чувашского народа. С 1992 года эта дата отмечается и как День чувашского языка.

Иван Яковлев родился 25 апреля в 1848 года, в маленькой деревне Кошки Симбирской губернии. Рано оставшегося сиротой мальчика усыновила чувашская семья Пахомовых. Честные и работящие люди, они работали от зари дотемна, но не могли выбиться из нищеты. То же было и у соседей. Наблюдая за мольбами о помощи, обращенными к идолам, Яковлев еще в детстве пришел к выводу: где язычество – там бедность и неграмотность, православие – путь к культуре и просвещению. Это убеждение окрепло в Бурундуках, где он учился на землемера; во время работы мерщиком, когда Яковлев объездил не только Симбирскую, но и соседние губернии. Законоучитель Бурундуковского училища о.Алексий Баратынский, с которым Иван Яковлевич поддерживал дружбу долгие годы, посоветовал ему поступать в Симбирскую гимназию. Во время учебы Яковлев занимался репетиторством, а заработанные деньги тратил на содержание открытой им маленькой школы для чувашских детей. На первых порах жизни Ивана Яковлева в Симбирске важной вехой стало знакомство с семьей Глазовых. Бывая в их доме, он приобщился к серьезному чтению, музыке, театру… Серьезную помощь в становлении и расширении школы молодого педагога оказал Илья Николаевич Ульянов. В 1870 г. Яковлев окончил гимназию с золотой медалью и поступил в Казанский университет.

В Казани Ивану Яковлевичу посчастливилось встретить педагога, перевернувшего всю его жизнь. Николай Иванович Ильминский – профессор, преподаватель университета, фольклорист, полиглот, востоковед – оказал на Яковлева огромное влияние. Он специально снял жилье рядом с квартирой Ильминского, часто встречался и подолгу беседовал с ним. Под влиянием учителя Яковлев начал переводить Евангелие на чувашский язык. Этот труд был полностью завершен только в 1911 г. Но главным в то время стало составление с помощью Ильминского нового чувашского алфавита, основанного на кириллице. Прежний алфавит, использовавший древнебулгарский язык, давно устарел и вышел из употребления. Чувашский букварь был издан в 1872 году и стал важным этапом в развитии национальной культуры. Первые два тиража издавались на собственные средства составителя, которому не исполнилось и 25 лет.

Окончив университет в 1875 году, Иван Яковлевич получил должность инспектора чувашских школ Казанского учебного округа. В его ведение входила и созданная им Симбирская чувашская школа, которую Яковлев возглавил. В 1877 г. он приобрел для школы участок на берегу Свияги у купца Ф.Красникова. Он оставался близким другом семьи Ильминских, а в 1877 г. женился на их приемной дочери Екатерине Алексеевне Бобровниковой. На нее полностью легли заботы об открытом в 1878 г. женском отделении школы. В 1890 году Иван Яковлевич добился реорганизации Центральной чувашской школы в учительскую, с 6-летним курсом обучения. В школе получали специальность будущие педагоги, работавшие потом в небольших сельских школах. Яковлевым было открыто около 400 сельских чувашских школ, преподавали в которых почти исключительно его бывшие воспитанники. Одновременно им регулярно издавались учебники, переводы художественной и научной литературы, рассказы для детей. Все эти книги моментально распространялись и становились настольными во многих чувашских семьях. Иван Яковлевич пользовался огромным авторитетом в Симбирске и Поволжье. Помощь в его начинаниях оказывали многие люди, среди которых были состоятельные дворяне и купцы, представители администрации. Это, конечно, очень способствовало делу просвещения чувашского народа, но главным был неутомимый труд самого педагога. После революции Иван Яковлевич не нашел понимания у новой власти. Все заслуги были забыты, из школы его выживали. В 1922 году семья покинула Симбирск. И.Я.Яковлев скончался в Москве 23 октября 1930 года. В некрологе, опубликованном в ульяновской газете «Пролетарский путь», говорилось: «Нужно бы и Ульяновску подумать о достойном увековечении его светлой памяти». Хорошо, что, хоть и через многие годы, это было сделано.
Большой интерес представляют те идеи, которые были положены И.Я.Яковлевым в основу его просветительской деятельности. Он видел будущее чувашского народа, его культуры в неразрывной связи с народом русским. Судьба чуваш и других малых народов неразрывно связана с русской нацией на едином историческом пути великого государства. Но единение должно осуществляться путем интеграции, а не ассимиляции. Приобщение к христианству, великой русской культуре с сохранением собственного языка, традиций, самобытности – вот единственно возможный и правильный путь.

Чтобы лучше понять историю создания и развития Симбирской чувашской школы; принципы, заложенные в основу ее деятельности, наверное, лучше обратиться к первоисточнику: запискам самого Ивана Яковлевича.
И.Я.ЯКОВЛЕВ. «Краткий очерк Симбирской чувашской школы», Симбирск, 1908 год (с сокращениями).
Чувашская школа возникла осенью 1868 г. Когда я учился в 6-м классе Симбирской классической гимназии, взял к себе трех мальчиков чуваш и стал заниматься с ними… Я сам вышел из крестьянской семьи и… на собственном опыте знал цену образования и трудность путей, ведущих к нему крестьянина. … Вначале хотелось просто провести через русскую школу сколько возможно мальчиков-чуваш… Я поступил в Казанский университет и встретился там с Н.И.Ильминским… Целые ночи проходили в беседах об инородческом деле, его нуждах, перспективах… Под влиянием этих бесед и определились взгляды мои. Когда я вернулся в Симбирск заведывать основанной мной за 7 лет перед тем школой…, я был убежденным сторонником взглядов Н.И.Ильминского. Маленькая школа, завязавшаяся в комнате гимназиста, успела окрепнуть: она с первых шагов встретила поддержку со стороны местного земства и Казанского учебного округа и понемногу превратилась в учреждение.

Смотрите так же:  Заявление на замена водительских прав

В основу дальнейшего развития… были положены следующие руководящие идеи. Основная идея – христианское просвещение инородцев светом Евангелия. … В последней четверти 19 века старые языческие верования начали быстро и бесповоротно отмирать. На смену им неизбежно должны были явиться более высокие формы религиозного сознания… Пути развития инородцев должны направляться к усвоению христианских идеалов – вот идея, положенная в основу развития Симбирской чувашской школы. Другой идеей была идея сближения и объединения с русским народом. … Наши восточные инородцы должны быть… историческим спутником русского народа. Горе и радости русского народа – их горе и радости, его будущее – их будущее, … национальная идея развития инородцев есть идея их духовного объединения и слияния с русским народом. … В этом направлении должны работать церковь и школа. При этом, та и другая должны пользоваться понятным для чуваш родным языком… Родной язык в школьном обучении, за богослужением, Евангелие на родном языке, учитель и священник из природных местных инородцев…, близкие по духу, языку и быту к окружающему их населению – вот те средства, при помощи которых надо было идти к намеченным целям. Родной язык в церкви и школе – третья идея, которая направляла развитие Симбирской школы.

Начиная с 1875 г. Симбирская чувашская школа приобретает значение и характер учительской семинарии, призванной удовлетворять нужды сельских чувашских школ в преподавателях и чувашских приходов – в священниках. С 1878 г. к мужской школе присоединяется женское училище с несколькими десятками чувашских девушек, будущих учительниц в чувашских деревнях. Общее число учащихся с 80-х г.г. превышает 100 чел…, к 1900 г. доходит до 300 чел. Богослужения и молитвы совершались в школе на чувашском языке, но все обучение происходило по-русски. После Закона Божия… главное внимание обращалось на русский язык. К концу 6-летнего курса… ученики вполне овладевали русской речью. В последние 2 года усиленное внимание уделялось изучению логики, наряду с упражнениями в писании сочинений… Много внимания уделялось обучению скрипичной игре и пению, что, при музыкальных склонностях чуваш, шло успешно… Далее, предметами внимания были: история, математика, физика, химия, ботаника и зоология… После уроков ученики должны были работать в учебной мастерской…, многие достигали значительного искусства в токарном и столярном ремеслах.
…Школа обеспечивала сухое, теплое и светлое помещение, чистоту и опрятность, простую и здоровую пищу, но в школьный обиход не вводилось ничего, что было неизвестно в быту зажиточного крестьянского хозяйства. Воспитанники получали горячий завтрак…, обед из 2-х блюд, то же самое… полагалось и на ужин. В школе не полагалось чая (за исключением Пасхи), казенного белого хлеба: то и другое в быту зажиточной русской семьи, не говоря о чувашах, рассматривается, как большое лакомство… Ученики младших классов спали на нарах или даже на полу на войлочных подстилках, т.к. на приобретение кроватей у школы долгое время средств не было. Для детей, выросших в курных избах…, не могло казаться лишением спанье на войлоке в теплой, сухой комнате. Одевать воспитанников школа не могла. Воспитанники… носили то крестьянское платье, которое было доступно их достатку. Лапти, валенки, кафтаны, полушубки… были обычным костюмом. Школа нуждалась в рабочих руках, и в свободное от занятий время воспитанники… таскали дрова, рубили капусту, ухаживали за садом и огородом, изготавливали в мастерской парты, классные доски, шкапы… Странно было бы нанимать… рабочих, когда в школе более 300 здоровых деревенских юношей 14-22 лет.
В Школе не было отметок… за ответы и поведение. Дисциплина поддерживалась всем духом учебного заведения… Наказаний не было никаких. Единственной мерой наказания было увольнение из школы… — случаи сравнительно редкие. При скудости средств, потребности в новых преподавательских силах приходилось дорожить каждым местом в школе. Обычно… принималось несколько десятков учеников сверх комплекта, и к концу учебного года производился отбор способных. Характерной чертой являлась доступность школы для приезжающих родителей. Они останавливались со своими розвальнями или телегами на школьном дворе, ночевали в помещении школы…, могли свободно наблюдать, как живут и учатся их дети. Без препятствий и докладов приходили ко мне, чтобы посоветоваться, расспросить. Так слагалось и упрочивалось то доверие, которым Симбирская чувашская школа пользуется среди всего чувашского населения.

Школа вызывала к себе много симпатий…, встретила благожелательное отношение со стороны учреждений и частных лиц. Земства Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Уфимской губерний учредили несколько десятков стипендий. Православное Миссионерское Общество поддерживает значительной субсидией женское училище при чувашской школе. … Некоторые частные лица поддерживали Школу денежно. Так, …с постоянной щедрой готовностью приходил Школе на помощь ее почетный попечитель Н.Я.Шатров. Им… перестроена школьная церковь и отдано в распоряжение Школы большое усадебное место…

Пожелаем же, чтобы трудясь над общим делом на пользу родного народа, инородческие деятели умели взаимно понимать друг друга; уважать чужие убеждения и стремиться к тому, чтобы их усилия были согласованы общим желанием добра… Терпимость и уважение к чужому труду – лучший залог успеха.
И.Яковлев. Симбирск. 28 октября 1908 года.

П.В.Сизов. «И.Н.Ульянов и И.Я.Яковлев в чувашской школе», 1985 г. Источник: artmuseum.ru.

И.Я.Яковлев и Е.А.Яковлева с внучкой Катей в столовой своего дома в Симбирске. 1910 год. Источник: chuvsu.ru.

С картины Б.В.Клевогина «Последние дни И.Я.Яковлева в Симбирске». Источник: chuvsu.ru.

Симбирская чувашская школа, 1896 г. «Верхний» корпус. Из книги: С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 2003.

Симбирская чувашская школа, 1896 г. «Нижний» корпус. Из книги: С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 2003.

Симбирская чувашская школа, 1896 г. Учебные мастерские. Из книги: С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 2003.

Один из корпусов Симбирской чувашской учительской школы. 1910-ые г.г. Из книги: С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 2003.

Симбирская чувашская школа, 1896 г. Церковь Сошествия Святого Духа. Из книги: С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 2003.

Симбирская чувашская школа, 1896 г. Церковь Сошествия Святого Духа, интерьер. Из книги: С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 2003.

Симбирская чувашская школа, 1896 г. Воспитанницы женского отделения. Из книги: С.Л.Сытин «Симбирск глазами фотографов и историка», Ульяновск, 2003.