Закон фз 412 от 28.12.2019

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ
«Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

С изменениями и дополнениями от:

23 июня 2014 г., 2 марта 2016 г., 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
28 декабря 2013 года
N 412-ФЗ

Закон о национальной системе аккредитации закрепляет единые принципы и правила аккредитации на территории России, гармонизированные с международными нормами в этой сфере.

Полномочия по аккредитации осуществляются единым национальным органом. Он не вправе совмещать их с полномочиями по оценке соответствия и обеспечению единства измерений.

Устанавливается порядок организации и функционирования единой национальной системы аккредитации, определены права и обязанности ее участников. Прописана процедура периодического подтверждения компетенции аккредитованных лиц.

Закон предусматривает выдачу бессрочных аттестатов аккредитации.

При Росаккредитации создается комиссия по апелляциям. Она будет рассматривать жалобы на решения, действия (бездействие) национального органа по аккредитации и его должностных лиц в связи с отказом в аккредитации, ее приостановлением или прекращением, сокращением области аккредитации.

Чтобы обеспечить независимость и объективность принимаемых решений, при Росаккредитации формируется общественный совет по аккредитации. В него войдут независимые эксперты, аккредитованные лица, представители объединений предпринимателей и потребителей, научных и экспертных организаций.

Не допускается устанавливать пределы действия аттестатов об аккредитации на отдельных территориях страны и для определенных субъектов хозяйственной деятельности.

Предусмотрено создание федеральной государственной информационной системы в области аккредитации.

Прописан порядок подтверждения компетентности ранее аккредитованных лиц. Лица, имеющие действующие свидетельства об аттестации в качестве экспертов по аккредитации, должны пройти аттестацию по новым правилам в течение 3 лет.

Федеральный закон вступает в силу через 180 дней после его официального опубликования, но не ранее того, как вступят в силу поправки к иным законодательным актам, регулирующим вопросы аккредитации.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в «Российской газете» от 31 декабря 2013 г. N 296, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6977

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г., 29 октября 2018 г. и 27 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г., за исключением изменений, внесенных подпунктом «а» пункта 6 статьи 11 названного Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Аккредитация v. Сертификация

Федеральный закон от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», вступающий в силу с 29.06.2014, определяет аккредитацию в национальной системе аккредитации как подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия ЮЛ или ИП критериям аккредитации , являющееся официальным свидетельством компетентности ЮЛ или ИП осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.

Действующий Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» определяет аккредитацию как официальное признание органом по аккредитации компетентности ФЛ или ЮЛ выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Единого нормативного перечня сфер аккредитации на данный момент не существует, по собранным мною данным (на полноту не претендую, буду рад дополнениям, если что-то упустил), аккредитация действует в отношении :

  1. Медицинских организаций на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для мед. применения (ПП РФ от 03.09.2010 №683);
  2. организаций по управлению правами на коллективной основе (ст. 1244 ГК РФ);
  3. образовательных и научных учреждений (ст. 92 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»);
  4. в области обеспечения единства измерений (ст. 19 ФЗ от 26.06.2008 №102-ФЗ);
  5. в сфере техосмотра авто (ст. 11 ФЗ от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техосмотре ТС …»);
  6. в сфере использования атомной энергии (ПП РФ от 20.07.2013 №612 «Об аккредитации в области использования атомной энергии»);
  7. органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) (ст. 31 ФЗ от 27.12.2002 №184-ФЗ);
  8. средств массовой информации (ст. 48 Закона о СМИ от 27.12.1991 №2124-1);
  9. иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ (Приказ МИД РФ №6498 и Минфина РФ №40н от 08.05.2007);
  10. организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 №205н);
  11. участников электронного аукциона на электронной площадке (ст. 61 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе…»);
  12. организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (ПП РФ от 06.11.2007 №758);
  13. удостоверяющих центров электронных подписей (ст. 16 ФЗ от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об ЭП»);
  14. кредитных организаций иностранных государств на территории РФ (ст. 52 ФЗ от 10.07.2002 №86-ФЗ «О ЦБ РФ»);
  15. ЮЛ на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий (ст. 50 ГрК РФ);
  16. иностранных корреспондентов (ПП РФ от 13.09.1994 №1055 «Об утверждении Правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных СМИ на территории РФ»).

Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» определяет сертификацию как форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. В этом же законе выделяются добровольная (ст. 21) и обязательная (ст. 25) сертификация.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации определён в Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

Различия между аккредитацией и сертификацией:

  1. Аккредитуется деятельность, тогда как сертифицируется продукция.
  2. Аккредитация осуществляется Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация), тогда как сертификация осуществляется органами по сертификации, аккредитуемыми Росаккредитацией.

Выделенные различия носят в значительной мере формальный характер, посему хотелось бы получить комментарии коллег, практикующих в указанной сфере, о сущностных, содержательных различиях.

Письмо Минфина России от 29.11.2017 № 24-03-07/79279 «О заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) об оказании услуг по экспертизе документов и сведений, необходимых для аккредитации в системе аккредитации»

Согласно части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в случае, если закупаются работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Исключительность полномочий органа исполнительной власти или подведомственного ему государственного учреждения, государственного унитарного предприятия должна подтверждаться соответствующими нормативными правовыми актами.

Отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее — Закон N 412-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2, 12 — 15 статьи 4 Закона N 412-ФЗ:
1) аккредитация в национальной системе аккредитации (далее — аккредитация) — подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
2) аттестат аккредитации — документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации;
3) заявитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на получение аккредитации;
4) национальный орган по аккредитации — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с Законом N 412-ФЗ;
5) экспертная организация — юридическое лицо, выполняющее функции по организации оказания заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с Законом N 412-ФЗ, и включенное в реестр экспертных организаций;
6) эксперт по аккредитации — физическое лицо, аттестованное в установленном порядке национальным органом по аккредитации, привлекаемое указанным органом для организации и проведения экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации и включенное в реестр экспертов по аккредитации;
7) экспертиза представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений — совокупность мероприятий по анализу представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений на соответствие критериям аккредитации, которые проводятся экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в ходе оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и по результатам проведения которых оформляется экспертное заключение.

Главой 3 Закона N 412-ФЗ установлены правила и организация аккредитации, устанавливающие порядок действий участников национальной системы аккредитации.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 412-ФЗ для аккредитации заявитель представляет в национальный орган по аккредитации заявление об аккредитации.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 412-ФЗ национальный орган по аккредитации принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации на основании оценки соответствия заявителя критериям аккредитации.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона N 412-ФЗ оценка соответствия заявителя критериям аккредитации проводится в форме документарной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации и выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, проводимой по месту или местам осуществления его деятельности.

Смотрите так же:  Как узаконить перепланировку в красногорске

В соответствии с частью 6 статьи 17 Закона N 412-ФЗ экспертиза представленных заявителем документов и сведений проводится экспертной группой, в состав которой включаются эксперт по аккредитации и при необходимости технические эксперты. В соответствии с частями 7, 8 статьи 17 Закона N 412-ФЗ национальный орган по аккредитации в соответствии с методикой отбора экспертов по аккредитации осуществляет отбор эксперта по аккредитации, который является руководителем экспертной группы. Состав экспертной группы определяется национальным органом по аккредитации на основании предложений эксперта по аккредитации. В соответствии с частью 20 статьи 17 Закона N 412-ФЗ выездная экспертиза соответствия заявителя критериям аккредитации осуществляется также экспертной группой.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона N 412-ФЗ экспертные организации обязаны заключать договоры с заявителями, аккредитованными лицами и обеспечить оказание в установленные Законом N 412-ФЗ сроки услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Законом N 412-ФЗ.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 412-ФЗ заявитель, аккредитованное лицо обязаны заключить договор на оказание услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с Законом N 412-ФЗ, с экспертной организацией, являющейся основным местом работы эксперта по аккредитации, прошедшего отбор для целей оказания данным заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, или с экспертной организацией, с которой эксперт по аккредитации, прошедший отбор для целей оказания данным заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляет взаимодействие в соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 412-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845, Федеральная служба по аккредитации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа по аккредитации.

Таким образом, законодательством Российской Федерации установлены исключительные полномочия Росаккредитации по осуществлению функций по аккредитации в национальной системе аккредитации.

Принимая во внимание установленные Законом N 412-ФЗ правила и организацию аккредитации, при которых аккредитация (подтверждение соответствия критериям аккредитации) осуществляется исключительно национальным органом по аккредитации, в том числе на основании экспертизы, осуществляемой экспертными организациями, которым вменено в обязанность заключение договоров с лицами, претендующими на получение аккредитации, Департамент считает, что заказчики вправе заключить контракт на оказание услуг аккредитации в национальной системе аккредитации с экспертными организациями, указанными в части 5 статьи 15 Закона N 412-ФЗ, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая изложенное, осуществление закупки услуги, оказание которой может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, путем заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), являющимся экспертной организацией в соответствии с Законом N 412-ФЗ, не противоречит преамбуле части 1 и пункту 6 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

ФЗ-412 и подзаконные к нему. Читаем внимательно.

#1 ОФФЛАЙН Самарчанка

  • VIP
    • ID: 888
  • 16 690 сообщений
    • Онлайн: 167д 10ч 40м 44с
  • 6964 спасибо
  • 61 427 баллов

    Коллеги, ФЗ-412, а также подзаконные к нему акты требуют внимательного к ним отношения и тщательного изучения.

    Предлагаю начать со статьи 30 (ФЗ-412).

    Вот к каким выводам пришла я, без консультаций в РА, просто внимательно изучив текст статьи.

    Предлагаю поговорить на эту тему. Если не одолеем Сообществом премудрости, заложенные в статье ФЗ о переходном периоде, сделаем запрос в ФСА.

    Вот что у меня получилось, коллеги (часть текста выделена мною, чтобы обратить особое внимание):

    Из статьи 30. Переходные положения (ФЗ-412)

    1. Документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют силу до окончания срока их действия .

    2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и сроки действия которых заканчиваются соответственно в течение третьего года и пятого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона , должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и срок действия которых заканчивается в течение четвертого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в течение второго года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    Говоря проще, имеющиеся аттестаты СААЛ и ГОСТ Р – действительны до конца срока действия. НО в зависимости от того, когда заканчивается их срок действия нужно выбрать подходящий пункт из статьи 30 ФЗ-412.

    Для простоты восприятия информации о сроках проведения подтверждения соответствия в рамках переходного периода, сначала нужно понять что значит выражение в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. ФЗ вводится в действие с 1 июля 2014 года. Значит выражение в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Охватывает период с 1 июля 2014 года по 1 июля 2015 года.

    Теперь «расшифруем» выражение, говорящее о сроках действия аттестатов аккредитации.

    Что значит сроки действия которых заканчиваются соответственно в течение третьего года и пятого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона?

    с 1 июля 2014 года по 1 июля 2015 – 1 год

    с 1 июля 2015 года по 1 июля 2016 – 2 года

    с 1 июля 2016 года по 1 июля 2017 года – 3 года

    с 1 июля 2017 года по 1 июля 2018 года – 4 года

    с июля 2018 года по 1 июля 2019 года – 5 лет.

    Теперь «складываем два и два»…

    Если срок действия аттестата аккредитации заканчивается в период с 1 июля 2016 года по 1 июля 2017 года или с июля 2018 года по 1 июля 2019 года, Вы должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. На простом языке — с 1 июля 2014 года по 1 июля 2015 года.

    Если же срок действия аттестата аккредитации заканчивается в период с 1 июля 2017 года по 1 июля 2018 года, Вы должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в течение второго года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Говоря проще – с 1 июля 2015 года по 1 июля 2016 года.

    Таким образом, часть ИЛ, имеющих документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти, сможет по ст. 30, на «переходном» периоде пройти процедуру соответствия в течение двух лет со дня вступления в силу ФЗ-412, т.е. до 1 июля 2016 года.

    Для тех, кто еще не разобрался, обращаю внимание – переходный период затронет тех, у кого сроки действия СААЛовских и ГОСТ Ровских аттестатов аккредитации заканчиваются после 1 июля 2016 года.

    Вот у меня, например, прежний (СААЛовский) аттестат аккредитации должен был закончиться 15 сентября 2015 года, значит я под статью 30 не подошла бы… И мне пришлось бы действовать согласно статье 24 ФЗ-412.

    У приятельницы моей аттестат аккредитации (тоже, кстати, СААЛовский) заканчивается 1 августа 2016 года. Смотрим в нашу шпаргалку, получается срок аттестата заканчивается в течение 3 года после вступления в силу ФЗ-412, а это в свою очередь значит, что процедуру соответствия нужно будет пройти в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (смотреть п. ст. 30 ФЗ-412), т.е. с 1 июля 2014 года по 1 июля 2015 года.

    Что думаете, коллеги? Права ли я?

    • Богданович Александр и Евгения Михайлова это нравится

    Говорю, что думаю, и думаю, что говорю

    #2 ОФФЛАЙН OrlikNut

  • Коллежский секретарь
    • ID: 1 157
  • 247 сообщений
    • Онлайн: 58д 18ч 30м 55с
  • 55 спасибо
  • 215 баллов
  • По полочкам разложила Самарчанка права, по моему мнению. Моя ситуация: мой аттестат ГОСТ Р до марта 2016 г. Я в эту схему не вписываюсь. ИК не будет до окончания срока действия аттестата или я что-то не увидела?

    А аккредитованные в добровольных системах аккредитации тоже будут проходить » процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица» по этой схеме?

    #3 ОФФЛАЙН Самарчанка

  • Автор темы
  • VIP
    • ID: 888
  • 16 690 сообщений
    • Онлайн: 167д 10ч 40м 44с
  • 6964 спасибо
  • 61 427 баллов

    до марта 2016 На этот случай работает не ст. 30, а 24 (ФЗ-412).

    1. Аккредитованное лицо обязано проходить процедуру подтверждения компетентности в следующие сроки:

    1) в течение первого года со дня аккредитации;

    2) не реже чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности;

    3) каждые пять лет со дня аккредитации.

    2. Подтверждение компетентности аккредитованного лица в сроки, предусмотренные пунктом 2 части 1 настоящей статьи, не проводится, если аккредитованное лицо в этот год прошло процедуру подтверждения компетентности в соответствии с пунктом 3 части 1 настоящей статьи

    Теоретически. В марте 2011 года получили аттестат, в марте 2012 года был первый ИК, потом в марте 2014 года, а теперь в марте 2016 года, как и раньше (до ФЗ-412), наверное, планировалось.

    На практике у нас ведь не всегда ИК совпадал с датой на аттестате. А написано черным по белому — в подпункте 2) «со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности», а в подпункте 3) каждые пять лет со дня аккредитации. Но пункт 2 статьи 24 расставляет акценты для Вашего случая и получается, что Вам в марте (до дня получения ГОСТ Ровского аттестата аккредитации) надо пройти процедуру подтверждения соответствия согласно п. 1 подпункту 3 статьи 24 ФЗ-412.

    Смотрите так же:  Заявление о предоставлении информации тсж

    Говорю, что думаю, и думаю, что говорю

    #4 ОФФЛАЙН Самарчанка

  • Автор темы
  • VIP
    • ID: 888
  • 16 690 сообщений
    • Онлайн: 167д 10ч 40м 44с
  • 6964 спасибо
  • 61 427 баллов

    А аккредитованные в добровольных системах аккредитации тоже будут проходить «процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица» по этой схеме? Получается, что нет. Ведь в ФЗ-412 пишется о тех, кто до вступления в силу ФЗ-412 имел

    документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти

    Те, кто аттестован в добровольных по порядку, установленному в своих системах, должны проходить обязательные процедуры. Другой вопрос — проходят ли. как это там организовано. Но, для нас это со дня введения в действе ФЗ-412 скорее вопрос простого любопытства — у них «своя свадьба, у нас своя».

    Говорю, что думаю, и думаю, что говорю

    #5 ОФФЛАЙН Татьяна/10

  • Корабельный секретарь
    • ID: 5 331
  • 84 сообщений
    • Онлайн: 24д 15ч 39м 45с
  • 10 спасибо
  • 396 баллов
  • А если аттестат аккредитации получен в Росаккредитации (федеральной службе по аккредитации) нужно ли проходить процедуру подтверждение компетентности? Аттестат аккредитации до 17 июля 2017г.

    Все так запутано.

    #6 ОФФЛАЙН Самарчанка

  • Автор темы
  • VIP
    • ID: 888
  • 16 690 сообщений
    • Онлайн: 167д 10ч 40м 44с
  • 6964 спасибо
  • 61 427 баллов

    А если аттестат аккредитации получен в Росаккредитации (федеральной службе по аккредитации) нужно ли проходить процедуру подтверждение компетентности? Аттестат аккредитации до 17 июля 2017г.

    Все так запутано.

    Для нас с Вами написана статья 24.

    Приказ РА (и дата выдачи аттестата), очевидно, были от 17 июля 2012? Наверное, ИК у Вас был в 2013 году (где-то летом)? Теперь по подпункту 2 пункта 1 ст. 24.

    не реже чем один раз в два года начиная со дня прохождения предыдущей процедуры подтверждения компетентности

    Смотрим дату последнего ИК, прибавляем два года. Вот ДО этой даты надо пройти процедуру подтверждения соответствия.

    Вообще, я открыла тему, понимая, что многие коллеги не вошли в тонкости ФЗ-412, не осознали еще плюсов и минусов.

    Тут надо бы на конкретных примерах поработать с ФЗ-412, тогда «запутанное» станет понятным, и мы постепенно перейдем к другим разделам ФЗ, а потом и к подзаконникам.

    При возникновении затруднений сможем обратиться за разъяснением в РА.

    Надеюсь, что РА по-прежнему следит за нашим форумом и часть наших вопросов будет отработана на «горячей» линии официального сайта ФСА.

    С уважением к коллегам

    Говорю, что думаю, и думаю, что говорю

    #7 ОФФЛАЙН clawd

  • Коллежский секретарь
    • ID: 5 386
  • 190 сообщений
    • Онлайн: 32д 5ч 34м 19с
  • 69 спасибо
  • 1 904 баллов
  • система ГОСТ Р — аттестат до февраля 2016 года (т.е. заканчивается аттестат в течение 2ого года со дня вступления ФЗ)

    Последний ИК был осенью 2012 года

    ГОСТ Р же теперь нет? все под Росаккредитацией, правильно? Или еще есть?

    У меня два варианта действия:

    1 — 30. Переходные положения (ФЗ-412)

    Документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют силу до окончания срока их действия .

    Т.е. я спокойно сплю до февраля 2016 года а потом с нуля получаю новый аттестат Росаккредитации.

    2- Я прохожу ИК этой осенью, так как прошло 2 года с последнего ИК. Но не получаю аттестат Росаккредитации, так как см.п1. (или получаю?)

    Как Росаккредитация будет проверять систему ГОСТ Р без выдачи своего аттестата? Немного путаюсь.

    В общем, вопрос простой, реально мне надо проходить ИК или не надо? Очень актуально.

    #8 ОФФЛАЙН Самарчанка

  • Автор темы
  • VIP
    • ID: 888
  • 16 690 сообщений
    • Онлайн: 167д 10ч 40м 44с
  • 6964 спасибо
  • 61 427 баллов

    ГОСТ Р же теперь нет? все под Росаккредитацией, правильно? Правильно. По статье 30 ФЗ-412 п. 1 — аттестаты действительны, далее по переходному периоду Вы не прооходите.

    Значит в соответствии со ст. 24

    Т.е. я спокойно сплю до февраля 2016 года а потом с нуля получаю новый аттестат Росаккредитации. Вот это не получится. Т.к. в соответствии с ФЗ-412 у аккредитованных лиц (как юридических, так и у физических) есть как права, так и обязанности. И Вот подтверждение соответствия в установленном порядке — одна из них. С июля всем, кто автоматом вошел в единый реестр национальной системы аккредитации, придется жить и работать в соответствии с 412-ФЗ — с правами и обязанностями. Поэтому по второму варианту — смотреть статью 24.

    Относительно смены аттестата аккредитации при условии подтверждения соответствия надо уточнить в ФСА. Чем черт не шутит, может быть они решили как нам лучше и выдадут свой крутой кукумент? За спрос-то денег не возьмут! И не побьют.

    Говорю, что думаю, и думаю, что говорю

    #9 ОФФЛАЙН Татьяна Анатольевна

  • Титулярный советник
    • ID: 6 277
  • 380 сообщений
    • Онлайн: 71д 21ч 30м 10с
  • 224 спасибо
  • 1 071 баллов

    У приятельницы моей аттестат аккредитации (тоже, кстати, СААЛовский) заканчивается 1 августа 2016 года. Смотрим в нашу шпаргалку, получается срок аттестата заканчивается в течение 3 года после вступления в силу ФЗ-412, а это в свою очередь значит, что процедуру соответствия нужно будет пройти в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (смотреть п. ст. 30 ФЗ-412), т.е. с 1 июля 2014 года по 1 июля 2015 года.

    Что думаете, коллеги? Права ли я?

    А то что ИК в данном случае назначен на 4 кв. 2014г внимания не обращать? Можно отложить, скажем, на начало 2015 как процедуру подтверждения соответствия. ( у меня тоже аккредитация до 2 августа 2016 СААЛовская)

    #10 ОФФЛАЙН Самарчанка

  • Автор темы
  • VIP
    • ID: 888
  • 16 690 сообщений
    • Онлайн: 167д 10ч 40м 44с
  • 6964 спасибо
  • 61 427 баллов

    Меня особо тревожит ситуация, когда РА назначила ИК позже чем через год (или два) после аккредитации или прошедшего инспекционного контроля! Вот как быть тем людям, у кого по планам РА двенадцать месяцев (или положенные два года) уже истекли, а теперь плановые ИК приказали долго жить и еще не подана заявка, еще и сам закон не вступил в силу. Но, ведь вступит же! Скоро. Я сейчас о тех, кто не подпадает под ст. 30 о переходном периоде, о тех кто должен действовать в соответствии со ст. 24.

    Коллеги, у кого так сложилась ситуация — плановый ИК должен был быть в конце весны — в начале лета, а назначен на 3 или даже 4 квартал, ведь получится, что «без вины виноватые». Еще аттестат приостановят за невыполнение обязательств по ФЗ-412. Может запрос в РА составим, объясним сложившуюся ситуацию, подчеркнем, что фактически аккредитованные организации не виноваты. Есть такая необходимость, коллеги?

    А то что ИК в данном случае назначен на 4 кв. 2014г внимания не обращать? Можно отложить, скажем, на начало 2015 как процедуру подтверждения соответствия. ( у меня тоже аккредитация до 2 августа 2016 СААЛовская)

    Так эксперты говорят, что планы ИК на 3 и 4 квартал этого года не рабочие в связи с вводом ФЗ-412.

    Говорю, что думаю, и думаю, что говорю

    #11 ОФФЛАЙН Самарчанка

  • Автор темы
  • VIP
    • ID: 888
  • 16 690 сообщений
    • Онлайн: 167д 10ч 40м 44с
  • 6964 спасибо
  • 61 427 баллов

    Ох. А ведь неправильно я Вам сказала! Вот подумала еще и что пришло в голову, пожалуй переходный период затронет ВСЕХ тех, у кого сроки действия аттестатов аккредитации (не только СААЛовских и ГОСТ Ровских, но и тех, кто аккредитован в РА по 602) заканчиваются после 1 июля 2016 года. Вот что натолкнуло меня на это уточнение: снова читаем ст. 30 п. 2, 3:

    2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и сроки действия которых заканчиваются соответственно в течение третьего года и пятого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие документы об аккредитации, которые выданы федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и срок действия которых заканчивается в течение четвертого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в течение второго года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    Выделила в цитате слова жирным шрифтом специально. Задалась вопросом — а кто и где мог аккредитоваться так, что срок действия аттестата аккредитации закончился в течении четвертого и пятого года после вступления в силу ФЗ-412 (напомню: с 1 июля 2017 года по 1 июля 2018 года – 4 года , а с июля 2018 года по 1 июля 2019 года – 5 лет. )? Помнится, где-то в конце сентября 2012 года СААЛ и ГОСТ Р уже не занимались аккредитацией. И не смотря на отсутствие тогда личного опыта, смею предположить, что по-немножку с сентября-октября 2012 года стали появляться аттестаты аккредитации РА.

    А значит, Татьяна, мое утверждение о том, что на нас с Вами не распространяется статья 30 — ОШИБОЧНО!

    И более того 23-го июня Президентом подписан Федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , которым внесены изменения и в ст. 30 412-ФЗ в том числе.

    Смотрите так же:  Хищение интеллектуальной собственности ук

    Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977) следующие изменения:

    1) пункт 2 части 1 статьи 1 после слов «на осуществление государственного контроля (надзора),» дополнить словами «органами муниципального контроля,»;

    2) часть 6 статьи 2 изложить в следующей редакции:

    «6. Иностранные организации могут быть аккредитованы в национальной системе аккредитации при наличии международного договора Российской Федерации, предусматривающего возможность взаимной аккредитации заявителей, имеющих государственную регистрацию в странах, являющихся сторонами международного договора. Особенности аккредитации иностранных организаций устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.»;

    3) часть 2 статьи 8 после слов «привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора),» дополнить словами «органами муниципального контроля,»;

    4) в части 5 статьи 16 слова «и учредительные документы» исключить;

    а) часть 2 дополнить словами «, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3 1 настоящей статьи»;

    б) часть 3 дополнить словами «, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3 1 настоящей статьи»;

    в) дополнить частью 3 1 следующего содержания:

    «3 1 . Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и не проходили процедуру подтверждения аттестатов аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» в течение двух лет, предшествовавших дню вступления в силу настоящего Федерального закона, должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.»;

    г) в части 4 слова «2 и 3» заменить словами «2, 3 и 3 1 «;

    а) часть 1 изложить в следующей редакции:

    «1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2014 года.»;

    б) часть 2 дополнить словами «одновременно за весь отчетный период».

    Придется еще поразмыслить, теперь уже над изменениями в ФЗ-412.

    В порядке небольшого отступления, для справки. Этим же ФЗ-160 внесены изменения и в наш ФЗ-426

    Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991) следующие изменения:

    1) в части 7 статьи 12 слова «в установленном законодательством Российской Федерации порядке» заменить словами «в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации»;

    а) в пункте 3 части 1 слова «национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,» заменить словами «национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации»;

    б) в части 2 слова «национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» заменить словами «национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации».

    Вот такие времена.

    Говорю, что думаю, и думаю, что говорю

    #12 ОФФЛАЙН Самарчанка

  • Автор темы
  • VIP
    • ID: 888
  • 16 690 сообщений
    • Онлайн: 167д 10ч 40м 44с
  • 6964 спасибо
  • 61 427 баллов

    Придется еще поразмыслить, теперь уже над изменениями в ФЗ-412.

    Долго не могла понять, о чем идет речь в добавленном пункте 31?!

    Организации, включенные в реестр РА, проходили подтверждение аттестата аккредитации в форме инспекционного контроля в соответствии с п.п. 44 и 45 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 602.

    Документ утрачивает силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 17.05.2014 N 460, вступающего в силу со дня вступления в силу Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

    Смотреть приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 мая 2014 г. N 460. Обратить внимание на третью позицию Перечня УТРАТИВШИХ СИЛУ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

    3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 602 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3728).

    Может быть именно потому, что Постановление Правительства № 602 с введением в действие ФЗ-412 «умирает» в п. 31 прохождение процедуры подтверждения аттестатов аккредитации связывается с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании»?

    И не в этом ли Вновь вводимом в статью 30 ФЗ-412 пункте (31) ответ на вопрос, что делать тем организациям, у которых два года уже истекли, а назначенный ИК так и не состоялся? Я недавно задавалась этим вопросом.

    Меня особо тревожит ситуация, когда РА назначила ИК позже чем через год (или два) после аккредитации или прошедшего инспекционного контроля! Вот как быть тем людям, у кого по планам РА двенадцать месяцев (или положенные два года) уже истекли, а теперь плановые ИК приказали долго жить и еще не подана заявка, еще и сам закон не вступил в силу. Но, ведь вступит же! Скоро. Я сейчас о тех, кто не подпадает под ст. 30 о переходном периоде, о тех кто должен действовать в соответствии со ст. 24. Коллеги, у кого так сложилась ситуация — плановый ИК должен был быть в конце весны — в начале лета, а назначен на 3 или даже 4 квартал, ведь получится, что «без вины виноватые». Еще аттестат приостановят за невыполнение обязательств по ФЗ-412. Может запрос в РА составим, объясним сложившуюся ситуацию, подчеркнем, что фактически аккредитованные организации не виноваты..

    Вот, на мой взгляд, коллеги, во вновь вводимом пункте 3 1 статьи 30 и содержится на этот тревожный вопрос:

    Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют документы об аккредитации, выданные федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и не проходили процедуру подтверждения аттестатов аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» в течение двух лет, предшествовавших дню вступления в силу настоящего Федерального закона, должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.»

    Кажется, с этим разобрались?

    Говорю, что думаю, и думаю, что говорю

    #13 ОФФЛАЙН Самарчанка

  • Автор темы
  • VIP
    • ID: 888
  • 16 690 сообщений
    • Онлайн: 167д 10ч 40м 44с
  • 6964 спасибо
  • 61 427 баллов

    Коллеги, несколько человек мне звонили, у всех был один вопрос — где взять образец заявления в РА на подтверждение соответствия.

    Образца под ФЗ-412 пока нет, думаю, что особо волноваться по этому поводу не стоит. Обращаю внимание на ст. 16 (ФЗ-412), полагая что к интересующему заявлению обязательные требования должны быть аналогичными. В РА существует единый порядок документооборота.

    2. В заявлении об аккредитации указываются:

    1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, юридического лица, адрес его места нахождения, номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты юридического лица;

    2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты индивидуального предпринимателя;

    3) адреса мест осуществления деятельности в заявленной области аккредитации, за исключением мест осуществления временных работ;

    4) идентификационный номер налогоплательщика;

    5) заявленная область аккредитации.

    И вот это нужно знать и соблюдать в ситуации с заявкой на процедуру подтверждение соответствия (я так думаю):

    4. К заявлению об аккредитации прилагаются:

    1) копии документов (в том числе в электронной форме), подтверждающих соответствие заявителя критериям аккредитации и предусмотренных перечнем документов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации;

    2) опись прилагаемых документов.

    5. Национальный орган по аккредитации в отношении заявителей запрашивает сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц) или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), и учредительные документы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также сведения, подтверждающие факт постановки заявителя на учет в налоговом органе, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного информационного взаимодействия. В случае отсутствия сведений о заявителе в едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей) национальный орган по аккредитации вручает заявителю либо направляет ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, копию приказа об отказе в аккредитации.

    6. Национальный орган по аккредитации не вправе требовать от заявителя указания в заявлении об аккредитации сведений, не предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также представления документов, не предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

    7. Документы, составленные на иностранном языке, должны быть представлены в национальный орган по аккредитации с заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык.

    8. Заявление об аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются заявителем в национальный орган по аккредитации непосредственно либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

    9. Заявление об аккредитации и прилагаемые к нему документы принимаются национальным органом по аккредитации по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается заявителю либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

    Говорю, что думаю, и думаю, что говорю