Взыскание страховых взносов с адвокатов

Содержание:

Письмо Минфина России и Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 октября 2017 г. №№ 03-15-07/64023, 17-0/10/В-7610 О перерасчете территориальными органами ПФР неисполненных обязательств индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и т. д. по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в случае представления такими плательщиками сведений о доходах в налоговой отчетности с нарушением срока и передачи налоговыми органами данных в ПФР после формирования территориальными органами ПФР обязательств по страховым взносам

Минфин России совместно с Минтрудом России с целью урегулирования вопроса перерасчета территориальными органами ПФР неисполненных обязательств индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и т. д. (далее — плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в случае представления такими плательщиками сведений о доходах в налоговой отчетности с нарушением срока и передачи налоговыми органами данных в ПФР после формирования территориальными органами ПФР обязательств по страховым взносам, исчисленных в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ) в размере исходя из 8 МРОТ, сообщают следующее.

С 1 января 2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды переданы от органов государственных внебюджетных фондов налоговым органам.

Вместе с тем в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Федеральный закон № 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона № 250-ФЗ, то есть установленном Федеральным законом № 212-ФЗ.

Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

При этом порядок определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен положениями части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, в соответствии с которыми размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется исходя из величины дохода, фактически полученного ими за расчетный период.

Кроме того, нормы Федерального закона № 212-ФЗ не содержат запрета на перерасчет территориальными органами ПФР обязательств плательщиков страховых взносов, рассчитанных исходя из 8 МРОТ, при поступлении от налоговых органов информации о доходах плательщиков, представивших налоговую отчетность с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроков, вне зависимости от того, в каком расчетном периоде данная информация поступила.

В связи с этим отказ территориальных органов ПФР в проведении перерасчета суммы страховых взносов, исчисленной исходя из 8 МРОТ, после получения из налоговых органов соответствующей информации о фактически полученном доходе плательщика, независимо от того, в каком расчетном периоде поступила упомянутая информация, нарушает право плательщиков страховых взносов на определение действительного размера страховых взносов, подлежащих уплате исходя из фактических результатов предпринимательской деятельности в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ.

В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Таким образом, по мере представления плательщиками страховых взносов налоговых деклараций сведения из них ежемесячно в установленные сроки направляются налоговыми органами в органы ПФР независимо от налогового периода, за который упомянутые декларации представлены, поскольку норма части 9 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ не содержит ограничения относительно периода, за который налоговыми органами направляются указанные сведения о доходах.

Необходимо также отметить, что применение положений части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, определяемом исходя из 8 МРОТ, в случаях несвоевременного представления плательщиком налоговой отчетности, без учета его фактического дохода, означало бы придание этой норме значения меры ответственности за нарушение установленных сроков представления соответствующих налоговых деклараций, что не соответствует как предмету регулирования Федерального закона № 212-ФЗ, так и общим правилам применения мер ответственности за налоговые правонарушения и нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

На основании изложенного полагаем, что совокупное применение вышеприведенных норм Федерального закона № 212-ФЗ является достаточным основанием для проведения территориальными органами ПФР перерасчета обязательств плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование исходя из фактически полученных доходов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

При этом в целях обеспечения преемственности и непрерывности процедур взыскания налоговые органы в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» продолжают процедуру взыскания задолженности по страховым взносам, начиная с меры, следующей за мерой, примененной государственными внебюджетным фондами.

С учетом этого, в случае представления в налоговый орган плательщиком налоговой декларации за соответствующие расчетные периоды, за которые имеются суммы непогашенной недоимки по страховым взносам, исчисленным в фиксированном размере, определяемом исходя из 8 МРОТ, считаем, что принятие налоговым органом последующих мер взыскания следует осуществлять в срок не ранее 5 рабочих дней до даты истечения срока для принятия следующей меры взыскания, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс), но не позднее 1 рабочего дня до даты истечения срока для принятия следующей меры взыскания, установленной Кодексом.

Просим учитывать изложенное при формировании соответствующей правоприменительной практики.

Минфин России: к адвокатам применяется порядок взыскания налоговых платежей за счет имущества налогоплательщика – физлица, не являющегося ИП

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с адвокатов и в своем письме от 9 января 2018 г. № 03-02-08/1 дал разъяснения по данному вопросу.

Так, финансисты пояснили, что взыскание платежей, регулируемых Налоговым кодексом, с адвокатов производится в соответствии со ст. 48 НК РФ, устанавливающей порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – физического лица, не являющегося ИП.

Кроме того, следует учитывать, что с 1 января 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ; далее – Закон № 243-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ органами ПФР и ФСС России должны быть переданы налоговым органам сведения о:

  • суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 1 января 2017 года;
  • суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

Могут ли адвокаты учитывать в составе профвычета по НДФЛ расходы, связанные с использованием справочных правовых систем и бухгалтерских программ? Узнайте из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получив необходимые сведения, налоговики производят взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам контрольных мероприятий, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности). Такое взыскание осуществляется в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС России (ч. 2 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Смотрите так же:  Воспитатель логопедической группы льготы

Верховный Суд разъяснил порядок определения дохода для уплаты страховых взносов

Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ о признании недействительным решения о взыскании недоимки по страховым взносам и обязании УПФР возвратить незаконно взысканные страховые взносы и пени. Предприниматель утверждал, что размер страховых взносов неправомерно исчислен из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности, без учета произведенных расходов.

Решением суда, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда и суда округа, предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.

Рассматривая настоящий спор, суды установили, что в спорный период на основании п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах предприниматель являлся плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, как индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В соответствии с законом такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, учитывается в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса РФ. Согласно этой статье при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Ссылаясь на названные нормы, суды указали, что положениями ст. 14 Закона о страховых взносах подлежащие уплате страховые взносы поставлены в зависимость от размера дохода индивидуального предпринимателя и не связаны с порядком определения индивидуальным предпринимателем налоговой базы по УСН.

Предприниматель обратился в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просил отменить судебные акты нижестоящих судов и отправить дело на новое рассмотрение. Изучив материалы, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ сочла жалобу подлежащей удовлетворению.

Как отметила Судебная коллегия, суды не учли разъяснения Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении от 30 ноября 2016 г. № 27-П. Согласно позиции КС РФ, положения Закона о страховых взносах и ст. 227 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу предполагают, что доход для определения размера страховых взносов, подлежащих уплате предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», применяемую предпринимателем в данном случае, Судебная коллегия сочла, что изложенная Конституционным Судом РФ правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемом деле.

В этой связи ВС РФ отменил все принятые по делу судебные акты и принял новое решение, которым удовлетворил требования предпринимателя и обязал УПФР возвратить ему незаконно взысканные страховые взносы.

По мнению адвоката Ивана Белова, данное определение Верховного Суда РФ – закрепление и повторение уже сформированной им ранее правовой позиции о необходимости расчета страховых взносов предпринимателей-«упрощенцев» исходя из размера полученных ими доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов. По словам эксперта, данная позиция была отражена еще в п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 за 2017 г. «Фактически Верховный Суд в данном деле исправил ошибку нижестоящих судов, которые не обратили внимания на то, что проблема уже нашла решение в практике суда высшей инстанции», – пояснил Иван Белов.

Юрист ФБК Полина Куракина отметила, что у налогоплательщиков УСН по системе «доходы минус расходы» существует проблема определения понятия «доход» при расчете базы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. При этом, по мнению официальных органов, при исчислении страховых взносов доходом является сумма фактически полученного дохода без вычета.

По мнению эксперта, теперь в случае разногласий с налоговыми органами по поводу возможности уменьшения базы по страховым взносам на величину расходов с учетом устоявшейся позиции ВС РФ высока вероятность разрешения спора в пользу налогоплательщика.

Решение мирового судьи по иску УПФ РФ об отказе во взыскании суммы страховых взносов и пени (адвокат Столбов А.И.)

РЕШЕНИЕ

г. Киров, … … 2012 года

УСТАНОВИЛ:

ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в Кирове Кировской области (далее — ГУ УГТФ РФ в г. Кирове) обратилось в суд с иском к Столбову А.И. о взыскании суммы страховых взносов и пени в размере 1084 руб. 83 коп., в том числе в бюджет Пенсионного фонда РФ — взносы на страховую часть — 866 руб., пени на страховую часть, начисленные на недоимку 2010 года — 73 руб. 25 коп.; в бюджет фонда обязательного медицинского страхования — взносы в федеральный фонд — 47 руб. 63 коп., пени в федеральный фонд — 04 руб. 02 коп., взносы в территориальный фонд — 86 руб. 60 коп., пени в территориальный фонд — 07 руб. 33 коп. В обоснование иска указали, что ответчик являлся плательщиком страховых взносов, поскольку являлся адвокатом. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками-адвокатами не позднее 31 декабря текущего календарного года. Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за сроком уплаты сумм страховых взносов. ГУ УПФ РФ в г. Кирове Кировской области известило страхователя о наличии задолженности путем направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с обязанием уплатить в установленный срок. Однако до настоящего времени ответчиком не исполнены обязанности по уплате страховых взносов и пени в размере 1084 руб. 83 коп.

Заявлением от 24.04.2012 ГУ УПФ РФ в г. Кирове Кировской области уточнили исковые требования в связи с частичной оплатой Столбовым А.И. задолженности в размере 145 руб. 58 коп., в том числе взносы в ФФОМС — 47 руб. 63 коп., взносы в ТФОМС — 86 руб. 60 коп., пени в ФФОМС — 04 руб. 02 коп., пени в ТФОМС — 07 руб. 33 коп. и просили взыскать с ответчика сумму в размере 939 руб. 25 коп., в том числе: взносы на страховую часть — 866 руб., пени на страховую часть —73 руб. 25 коп., указывая, что взносы на страховую часть пенсии рассчитаны за период с 01.12.2010 по 31.12.2010, с учетом периода приостановления деятельности в качестве адвоката (л.д.56).

В судебное заседание представитель истца ГУ УПФ РФ в г. Кирове не явился, извещены, просят рассмотреть дело без участия их представителя (л.д.56).

Ответчик Столбов А.И. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, в частности, что как пенсионер МВД он вправе был добровольно решать вопрос о вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с ГУ УПФ РФ в г. Кирове. В такие правоотношения с ГУ УПФ РФ в г. Кирове он не вступал. С декабря 2010 года возобновил деятельность в качестве адвоката, а с 01.02.2012 по собственному желанию прекратил адвокатскую деятельность. Просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав объяснения ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Столбов А.И. являлся адвокатом, 04.02.2005 на основании распоряжения Управления Федеральной регистрационной службы по Кировской области № 61 статус адвоката Столбова А.И. был приостановлен, с 01.12.2010 статус адвоката Столбова А.И. был возобновлен (л.д. 10-13).

Столбов А.И. является пенсионером МВД (по выслуге срока службы), что подтверждено соответствующим удостоверением от 18.06.2001 № 12904 (л.д.38).

В результате камеральной проверки по РСВ от 28.02.2011 у плательщика страховых взносов Столбова А.И. выявлена, в том числе, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 866 руб., что подтверждено соответствующей справкой о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 18.04.2011 (л.д.18-19).

10.11.2011 ГУ УПФ РФ в г. Кирове в адрес Столбова А.И. направило требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09.11.2011, в том числе: 866 руб. — недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (на страховую часть трудовой пенсии), 73 руб. 25 коп. — пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, указав срок уплаты — до 29.11.2011 (л.д. 15-16, 20).

Как следует из уточненного заявления истца (л.д.56), взносы на страховую часть пенсии рассчитаны за период с 01.12.2010 по 31.12.2010, с учетом периода приостановления деятельности в качестве адвоката.

В соответствии со ст.11 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действующей по состоянию на 31.12.2010) регистрация в органах Пенсионного фонда РФ в качестве страхователей адвокатов является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика по месту их жительства на основании представляемого в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката заявления о регистрации в качестве страхователя и представляемых одновременно с указанным заявлением копий удостоверения адвоката, документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих его регистрацию по месту жительства.

На основании п. 2 4.1 ст. 5 Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. Аналогичная норма содержится в подпункте 2 п.1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Статьей 16 Закона установлено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками-адвокатами не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Смотрите так же:  Приказ минздравсоцразвития 74 от 31.01.2007

Конституционный суд Российской Федерации в определении от 02.11.2006 № 492-О (далее — Определение № 492-О) указал, что возложение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов — военных пенсионеров обязанности уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им помимо пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, не может быть признано объективно оправданным и необходимым с точки зрения защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей и не согласуется с требованиями, вытекающими из статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Такое регулирование приводит к необоснованному финансовому обременению индивидуальных предпринимателей и адвокатов — военных пенсионеров, неправомерному лишению их части законно заработанного, чем нарушается и статья 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

В п. 3 резолютивной части Определения № 492-О суд указал, что в силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем Определении на основании правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных им в Определении от 24 мая 2005 года № 223-О, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В соответствии с абз. 3 п. 3.2 мотивировочной части определения Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 № 223-О распространение на индивидуальных предпринимателей и адвокатов — военных пенсионеров обязательного пенсионного страхования призвано, таким образом, гарантировать им возможность приобретения права на получение трудовой пенсии, осуществление выбора пенсии.

Согласно ч. 4 ст. 79 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» в случае, если решением Конституционного Суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции РФ полностью или частично, либо из решения Конституционного Суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный, неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция РФ.

В связи с изменениями, внесенными в ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Таким образом, указанными изменениями, обеспечен правовой механизм, гарантирующий предоставление адвокатам — военным пенсионерам соответствующего страхового обеспечения, с учетом уплаченных ими сумм страховых взносов и увеличение тем самым получаемых ими пенсионных выплат.

На основании изложенного, за декабрь 2010 года Столбов А.И. обязан был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (на страховую часть трудовой пенсии), с учетом ст. 16 Закона, в срок до 31.12.2010.

Однако, исковые требования ГУ УПФ РФ в г. Кирове не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно ст. 18 Закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 Закона.

В силу п.п. 1 и 2 ст. 22 Закона требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

В п.п. 1 и 2 ст. 21 Закона установлено, что в случае неисполнения плательщиком страховых взносов — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховых взносов — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Исковое заявление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.

Как следует из справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов от 18.04.2011 (л.д. 18-19), в результате камеральной проверки по РСВ от 28.02.2011 у плательщика страховых взносов Столбова А.И. была выявлена, в том числе, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, исходя из законного правила о направлении плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки в течение трех месяцев со дня ее выявления, предельным сроком для направления требования об уплате недоимки являлась следующая дата – 28.05.2011, однако фактически требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09.11.2011 было направлено Столбову А.И. 10.11.2011, со сроком уплаты до 29.11.2011 (л.д.15-16, 20).

Несоблюдение срока направления требования об уплате недоимки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Таким образом, пропуск срока направления требования об уплате недоимки, установленного ст. 22 Закона, исчисление установленного ст. 21 Закона срока принудительного взыскания налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится исходя из совокупности сроков, установленных ст. 22 и ст. 21 Закона.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что недоимка была выявлена 28.02.2011, учитывая установленные Законом сроки по направлению соответствующего требования о ее уплате и обращения в суд, ГУ УПФ РФ в г. Кирове на дату обращения с настоящим иском в суд 26.03.2012 утратило право на принудительное взыскание задолженности спорной недоимки и пени, пропустило срок для предъявления настоящего иска в суд, в связи с чем исковые требования ГУ УПФ РФ в г. Кирове удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения – Управление пенсионного Фонда РФ в г. Кирове Кировской области к Столбову Александру Ивановичу о взыскании суммы страховых взносов и пени — отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинский районный суд, г. Кирова через мирового судью в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, то есть с 02 мая 2012 года.

Коллегия адвокатов не должна платить страховые взносы за руководителя

Департамент налоговой и таможенной политики Минфина России подготовил письмо с разъяснениями, в каком порядке адвокатам, совмещающим адвокатскую деятельность с руководством адвокатским образованием, необходимо рассчитывать и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В частности, указано, что если величина дохода руководителя адвокатского образования за расчетный период не превышает 300 тыс. руб., то страховой взнос рассчитывается путем умножения двенадцатикратного МРОТ, установленного на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, на тариф страховых взносов, установленный п. 2 ст. 425 НК РФ. В противном случае к полученному произведению необходимо прибавить 1% от суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб.

При этом сумма страховых взносов не может превышать произведение восьмикратного МРОТ, установленного на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ.

В общий доход адвоката включаются, помимо доходов от осуществления адвокатской деятельности, вознаграждения, полученные им в качестве руководителя адвокатского образования. При этом адвокат-руководитель самостоятельно исчисляет и уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с общего дохода. «Коллегия адвокатов не является плательщиком страховых взносов с сумм выплачиваемого адвокату вознаграждения как руководителю коллегии», – подчеркивается в письме Минфина.

По мнению адвоката АП г. Москвы Сергея Полякова, содержащиеся в письме Минфина доводы и выводы являются верными и обоснованными. В подтверждение Сергей Поляков привел положения п. 1 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности, согласно которому адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. «Следовательно, взаимоотношения адвоката, являющегося руководителем адвокатского образования, и адвокатского образования не относятся к сфере трудовых взаимоотношений – руководитель не является работником адвокатского образования», – пояснил он.

По словам Сергея Полякова, из этого можно сделать обоснованный вывод о том, что у организации – адвокатского образования отсутствует обязанность уплаты страховых взносов за руководителя-адвоката, не являющегося работником организации. К тому же адвокат-руководитель может и не получать вознаграждение за свою деятельность в качестве руководителя.

Эксперт добавил, что высказанная Минфином позиция и ранее, до опубликования письма, использовалась в практической деятельности как отделениями ПФР, так и налоговыми органами. Впрочем, партнер юридической фирмы «Тиллинг Петерс» Екатерина Болдинова пояснила, что необходимость данных Минфином разъяснений вызвана прежде всего тем, что из положений НК РФ не следовало, должны ли суммы доходов, полученных адвокатами за руководство адвокатскими образованиями, включаться в базу для исчисления страховых взносов (на основании п. 1 ст. 420 НК РФ) организации – адвокатского образования либо непосредственно адвоката.

Смотрите так же:  Апелляционная жалоба по гражданским делам пример

Екатерина Болдинова отметила, что Минфин фактически повторил позицию, ранее высказанную в письме Минтруда России от 5 сентября 2016 г. № 17-3/10/В-6268, согласно которому зарплата руководителя адвокатского образования должна включаться в состав доходов адвокатов и увеличивать базу для исчисления страховых взносов. Такая же позиция была высказана около полугода назад в письме ФНС России.

ПИСЬМО ФНС РФ от 07.03.2017 № БС-4-11/[email protected]

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 7 марта 2017 г. N БС-4-11/[email protected]

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями от управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации по вопросу исчисления страховых взносов плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, сообщает.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам (далее — плательщики), уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, установлен статьей 432 Кодекса.

1. Общие положения о размере страховых взносов и сроках их уплаты.
Сумма страховых взносов, подлежащая уплате индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, составляет:
На обязательное пенсионное страхование:
— в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период в размере, определяемом как — 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) x 26% x 12 мес. = 23 400 руб.;
— в случае, если доход плательщика превышает 300 000 руб. за расчетный период в размере, определяемом как — 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) x 26% x 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 рублей.
При этом сумма страховых взносов, уплачиваемая плательщиком, не может быть более размера, определяемого как — 8 МРОТ (7 500 руб. на 2017 г.) x 26% x 12 мес. = 187 200 руб.
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период определяется как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) x 5,1% x 12 месяцев) = 4 590 руб.
Суммы страховых взносов за расчетный период, исчисленные исходя из минимального размера оплаты труда, уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

2. Определение величины доходов плательщиков.
В целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, доход учитывается следующим образом:
1) Для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц, в соответствии со статьей 210 Кодекса (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности), при этом величина дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности подлежит уменьшению на сумму профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Кодекса. Значение показателя строки 060 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ).
2) Для плательщиков, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (сельскохозяйственный налог), в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Кодекса, доходы от реализации и внереализационные доходы без вычета расходов. Значение показателя строки 010 Налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу.
3) Для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса, доходы от реализации и внереализационные доходы без вычета расходов. Значение показателя строки 113 Налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения — для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения — доходы. Значение показателя строки 213 Налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения — для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов.
4) Для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в соответствии со статьей 346.29 Кодекса, размер вмененного дохода. Сумма значений показателей строк 100 Налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, представленных налогоплательщиком за отчетные периоды текущего расчетного периода.
5) Для плательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 Кодекса, признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации. В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на срок менее двенадцати месяцев доход рассчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на двенадцать месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на который выдан патент.
6) Для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.

3. Размер страховых взносов и сроки их уплаты при осуществлении деятельности неполный расчетный период.
В случае, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором плательщик прекратил деятельность. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов, исчисляемый исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату прекращения деятельности, включительно.
Пример.
Гражданин прекратил предпринимательскую деятельность 10 марта 2017 г. (дата государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в ЕГРИП).
Количество полных месяцев до государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности — два месяца (январь, февраль).
Количество календарных дней в месяце государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности — десять дней.
Количество календарных дней в месяце государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности (март) — 31.
Размер страховых взносов, подлежащих к уплате, составит:
— в ПФР = 1 950 руб. x 2 + 629,03 = 4 529,03 руб.
(за 1 полный месяц деятельности 1 МРОТ 7500 руб. x 12 мес. x 26% : 12 мес. = 1 950 руб., за 10 дней марта 1 950 руб. : 31 дн. x 10 дн. = 629,03 руб.)
— в ФОМС =
382,50 руб. x 2 + 123,39 = 888,39 руб.
(за 1 полный месяц деятельности 1 МРОТ 7500 руб. x 12 мес. x 5,1% : 12 мес. = 382,50 руб., за 10 дней марта 382,50 руб. : 31 дн. x 10 дн. = 123,39 руб.)
Плательщик, который осуществляет предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность неполный календарный год, при определении величины дохода для исчисления сумм страховых взносов учитывает все доходы, полученные за данный расчетный период (принцип пропорциональности не применяется).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

4. Определение величины доходов плательщиков-адвокатов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультациях.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе в соответствии самостоятельно избирать форму адвокатского образования. Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.
Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, представляют в налоговые органы налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ на основании пункта 1 статьи 229 Кодекса.
Исчисление и уплата НДФЛ за адвокатов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультациях, производится в соответствии со статьей 226 Кодекса адвокатскими образованиями как налоговыми агентами.
При этом в соответствии со статьей 230 Кодекса налоговые агенты ведут учет доходов адвокатов и ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах адвокатов, полученных ими в налоговом периоде, по форме 2-НДФЛ, в том числе и по адвокатам, прекратившим профессиональную деятельность в течение расчетного периода.
Налоговые органы определяют сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащую к уплате за расчетный период, в размере 1,0 процента от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, в соответствии со значением поля «Общая сумма дохода» раздела 5 Справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.
Адвокаты, осуществляющие деятельность в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультациях, самостоятельно исчисляют и уплачивают суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на основании сведений о доходах, представляемых им налоговым агентом.
При прекращении деятельности адвокатами до окончания расчетного периода в целях определения налоговыми органами обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также соблюдения сроков взыскания в случае неуплаты страховых взносов, полагаем возможным использовать сведения о доходах, представляемых адвокатами, осуществлявшими деятельность в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультациях.

5. Формирование обязательств плательщиков по уплате страховых взносов в фиксированном размере.
Сведения о суммах страховых взносов в фиксированных размерах, подлежащих уплате плательщиками за расчетный период, вводятся вручную с помощью режима «Документы с начислениями, отсрочками, рассрочками и зачетами» сотрудником, назначенным руководителем ИФНС России, в карточки «Расчеты с бюджетом».
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо довести указанное письмо до нижестоящих налоговых органов и организовать взаимодействие структурных подразделений ИФНС России, формирующих обязательства плательщиков по уплате страховых взносов в фиксированном размере и осуществляющих регистрацию и учет налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК