Требования к педагогам начального образования

Статья по теме:
Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Статья в помощь педагогам, которые с нового учебного года реализуют ФГОС.

Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.

Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями , соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным , то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями. Это значит, что современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.

Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные:

  1. требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;
  2. специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;
  3. система педагогической культуры учителя

С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность . Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.

Второе направление , специфичное для начальной школы, включает:

  1. понимание места начального обучения в системе непрерывного образования (не как «школы грамоты», а как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности, сопровождающей человека всю сознательную жизнь);
  2. знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т. д.);
  3. понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести (взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями» индивидуальное и групповое общение с родителями).

Третье направление — система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов:

  1. Перцептивный компонент — умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии (сопереживанию).
  1. Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности.
  1. Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.
  1. Инновационный компонент — потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.
  1. Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.

Приведенная схема наглядно показывает, что согласно данному подходу, компетентность занимает одно из подчиненных мест в общей системе требований к профессиональным характеристикам учителя начальной школы.

Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов

Профессиональная компетентность учителя — интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов :

  1. Общекультурный критерий.
  2. Общепрофессиональный критерий.
  3. Коммуникативный критерий.
  4. Личностный критерий.
  5. Критерий саморазвития и самообразования.

Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.

Таким образом, выделяют три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:

  1. общая образованность и широта кругозора;
  2. информированность в области культурных новинок;
  3. культура речи.

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

  1. владение содержанием учебных дисциплин;
  2. владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  3. знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности .

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. А. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя. Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них. Ведь ребенок младшего школьного возраста еще не всегда самостоятелен и самодостаточен. Часто учитель вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.

Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию :

  1. потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;
  2. эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;
  3. доброжелательный и конструктивный стиль общения .

Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.

Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию :

  1. профессиональная направленность личности : личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  2. наличие специфических профессиональных свойств : организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;
  3. наличие специфических психофизиологических свойств : устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо — эмоциональным нагрузкам.
  1. Критерий саморазвития и самообразования

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.

Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

  1. самокритичность, требовательность к себе;
  2. потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;
  3. исследовательский стиль деятельности

Представленные критерии оценки профессиональной компетентности учителя начальных классов представляют собой один из возможных подходов к анализу проблемы педагогического профессионализма. Данный подход не претендует на исчерпывающую полноту и глубину, но вместе с тем позволяет разрабатывать основы для удобной и доступной диагностики профессиональной компетентности учителя с опорой на разработанные показатели по каждому из выделенных критериев.

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

Профстандарт педагога начального общего образования

Профессиональный стандарт педагога (с 2017 г.) предъявляет требования к следующим аспектам преподавательской деятельности (перечислены наиболее значимые положения):

Каждый учитель должен: Иметь высшее образование. Сотрудники со средним специальным образованием должны иметь возможность получения высшего без отрыва от выполнения своей профессиональной деятельности. Досконально знать свой предмет и соответствующие программы обучения. Уметь планировать и проводить уроки, а также заниматься анализом их эффективности. Владеть дополнительными методами обучения, выходящими за рамки уроков, — лабораторными и иными работами. Уметь вовлечь в процесс обучения всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей. Владеть методиками, позволяющими объективно оценивать знания учеников.

В рамках выполнения воспитательной работы учитель обязан: Владеть формами воспитательной работы, применяя её как во время обучения, так и во внеклассной работе. Уметь организовывать экскурсии, выходы на природу, посещения музеев с максимальной эффективностью для процесса обучения. Уметь формировать ценностные ориентиры у обучающихся. Уметь строить процесс воспитания с учётом индивидуальных особенностей воспитанников — культурных, возрастных, психологических и т.п. Создавать в коллективе класса дружелюбный настрой и деловую атмосферу как во время обучения, так и за стенами учреждения.

Развитие личностных качеств.

Педагог должен: Уметь психологически «принять» любого ученика независимо от его индивидуальных качеств — успехов в обучении и особенностей поведения. Выработать в себе способность своевременно выявлять те или иные проблемы ребёнка (сложности с обучением или проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками / одногруппниками) и уметь оказывать помощь в их разрешении. Уметь читать и анализировать методическую литературу, в том числе документацию узких специалистов — логопедов, психологов и так далее. Уметь и быть готовым при необходимости общаться с коллегами и узкими специалистами в форме профессиональных консилиумов для составления программ индивидуального развития ребёнка. Владеть методиками коррекционно-развивающей работы. Быть знакомым с основами психологии семейных пар отношений, уметь правильно построить взаимоотношения с родительской общественностью.

Поскольку работа учителя начальных классов имеет особую специфику, то и в требованиях к этой специальности отведена отдельная глава. Профессиональный стандарт педагога начального образования предписывает учителю иметь следующие навыки: Уметь проектировать и применять на практике образовательно-воспитательный процесс с учётом особенного психоэмоционального состояния ученика первого класса, вызванного переходом от игровой деятельности к учебной. Формировать у ребёнка «умение учиться», закрепляя универсальные навыки, необходимые ученику для освоения общеобразовательной программы. Проводить самостоятельный мониторинг результатов обучения, и в зависимости от его результатов уметь корректировать учебную деятельность с учётом особенностей психического развития учеников начальной школы. Уметь взаимодействовать с родителями ребёнка или другими специалистами с целью корректировки его учебного развития. Уметь чутко реагировать на любые, самые обычные на первый взгляд, обращения детей, и уметь определять за ними серьёзные личные проблемы. Также стандарт учителя начальных классов обязывает: Знать основные теории и методики воспитания и обучения учеников младшего школьного возраста. Знать особенности и нюансы местных культурных традиций и условий регионов, где выполняется образовательная программа. В четвёртом классе, ко времени окончания обучения в начальной школе, профессиональный стандарт педагога-учителя начальных классов также обязывает провести мероприятия по профилактике возможных трудностей с адаптацией при переходе в основную школу с её спецификой обучения и воспитания.

Смотрите так же:  Речь прокурора я обвиняю трение

Повышение качества деятельности педагогов дошкольного и начального образования с учетом требований профессиональных стандартов

Содержание программы

Обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации ориентировано на удовлетворение потребностей российских образовательных учреждений в педагогах, владеющих педагогическими технологиями в соответствии с принципами преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования.
В содержание программы включены темы, имеющие наибольшую актуальность и практическую значимость для специалистов системы дошкольного и начального общего образования: анализ законодательных документов, регламентирующих современную систему образования; технологии формирования профессиональных компетенций воспитателя дошкольной образовательной организации и учителя начальных классов; характеристика инновационных процессов и проблем модернизации дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС

Назначение программы

Программа повышения квалификации направлена на
— совершенствование имеющихся и получение новых компетенций слушателей, необходимых для педагогической деятельности,
— повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации: воспитатель детей раннего и дошкольного возраста, учитель начальных классов.

Выпускник научится

самостоятельной организации педагогического процесса с детьми в условиях осуществления преемственности программ и технологий дошкольного и начального общего уровней образования.

Целевая аудитория

Программа адресована специалистам системы образования, деятельность которых имеет социальную направленность – воспитателям детей раннего и дошкольного возраста, учителям начальных классов.

Требования к поступающим

— высшее образование (бакалавриат, специалитет);
— среднее профессиональное образование.

Трудоемкость программы

4 недели (в зависимости от графика обучения и расписания)

График обучения

Максимальная загруженность в неделю (в соответствии с утвержденным расписанием): будни (с 19:00 1-3 раза в неделю) + суббота (с 10:00)

Стоимость обучения

25 000 рублей, НДС не облагается;

Скидки:
— для двух поступающих из одной организации – скидка 5% от стоимости обучения;
— для трех и более поступающих из одной организации – скидка 10%;
— обучающимся МФЮА и МИТУ-МАСИ – скидка 10% от стоимости обучения;
— выпускникам МФЮА и МИТУ-МАСИ – скидка 5% от стоимости обучения;
— сотрудникам МФЮА и МИТУ-МАСИ – скидка 10% от стоимости обучения.
При наличии нескольких оснований для предоставления скидок, скидки суммируются. При этом конечная скидка не может превышать 15%

С 01 октября 2018 г. (по мере набора группы)

Прием документов завершается по решению Факультета дополнительного образования
Необходимые документы
Для оформления необходимо предоставить пакет основных документов.

Выдаваемый документ по окончанию обучения

Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Требования к учителю начальных классов

Автор: Попова Вера Владимировна, Старостина Наталья Павловна

«Требования к учителю начальных классов в условиях работы по новым государственным
образовательным стандартам»

Старостина Наталья Павловна,

Попова Вера Владимировна,

учителя начальных классов МОУ СШ №29

Тракторозаводского района Волгограда

В связи с переходом на ФГОС второго поколения нам – учителям начальных классов пришлось поменять методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности, изменить свой подход к учебно-воспитательной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику начальной школы. Содержание образования не сильно меняется, но, в нашей работе приходится выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Мы должны научить ребенка учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а также оценивать работу своих одноклассников.
При переходе на новые образовательные стандарты нам пришлось осознавать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в его развитии.

Итак, перед нами, учителями начальных классов, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Где искать резервы? Как формировать личность? Какими мы должны быть сами, чтобы за годы учебы в начальной школе привить детям смелость ума, радость познания, уверенность в своих возможностях, чувство будущего? Ответ прост: учиться быть современным учителем.

(Слайд 3) Так какой же он, современный учитель начальных классов?

Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Нам приходится находиться в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему и как учить школьников?» Мы стараемся соединить в себе любовь к делу и к ученикам, умение не только учить детей, но и способности самому учиться у своих учеников. Стараемся выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, окончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм учителя определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для нас очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Для нас за много лет работы в школе профессия – это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Нам приходится многому интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

(Слайд 4) Требования ФГОС к современному учителю

В нашей работе должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В настоящее время нас должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.

(Слайд 5 – 6) Основные компетенции современного учителя:

• Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать учащимся определять цели и образовательные результаты на языке умений)

• Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции

• Уметь использовать разнообразные формы организации деятельности, включая учащихся в разные виды работы, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов

• Уметь учиться вместе с учениками

• Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность

• Владеть проектным и исследовательским мышлением и уметь организовать групповую проектную и исследовательскую работу учащихся и руководить ею

• Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их

• Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий

• Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике

• Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок.

(Слайд 7-8) В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока?

Мы – учителя начальных классов, в настоящее время реализующие ФГОС, можем отметить, что

изменились приемы работы на уроке: рассказ учителя превратился в обсуждение проблем, учебных или жизненных ситуаций, опрос – в собеседование, контроль – в самоконтроль и взаимоконтроль;

особое внимание уделяется самостоятельности изучения темы;

на уроках слышна речь ученика, который не просто повторяет за учителем заученную фразу, а анализирует изучаемые факты и делает обобщающие выводы;

без мотивации нельзя начинать изучение новой темы. Младший школьник должен понимать, для чего, с какой целью он изучает тот или иной вопрос и как изучает: каким способом, по какому плану, какие виды деятельности для этого использует, какова перспектива урока;

в постановке цели и выборе средств ее достижения ученик играет активную роль;

созданию на уроке проблемных ситуаций способствует обилие проблемных, практико-ориентированных заданий;

ученик имеет право выбрать способ решения учебной задачи, уровень освоения, способ контроля;

– учитель, проектируя урок, думает о том, чтобы дети имели возможность сделать на уроке маленькие открытия, уходили с урока с чувством победы;

– становится характерным демократический стиль отношений между учителем и учениками, умение слушать и слышать друг друга;

– учитель и учащиеся имеют возможность оценить результат совместной деятельности.

уроки учат учиться.

Таким образом, описанная система взаимодействия с учителями позволяет сделать вывод о системном подходе к вопросу повышения их профессиональной компетентности, отвечающей инновационным процессам реализации ФГОС.

Наше сегодняшнее отношение к учебному процессу, наше творчество и профессионализм, желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера нас, учителей, а также от уровня нашей профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях, он сможет реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.

(Слайд 9) Перед нами стоит большая цель современного учителя – выучить детей, которые будут компетентными, которые могут поставить задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения. Всему этому должны их научить мы с вами, а это возможно лишь тогда, когда мы сами будем компетентны в своей профессиональной деятельности.

Для каждого из нас существует необходимость наполнения профессионального стандарта учителя начальных классов новыми компетенциями:

· Работа с одаренными учащимися.

· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

Смотрите так же:  Могут ли родители подать в суд на детей

· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Ключевые области стандарта учителя: соответствующие структуре профессиональной деятельности учителя начальных классов: обучение, воспитание и развитие ребенка.

Содержание профессионального стандарта педагога, во- первых это обучение.

Мы, на наш взгляд должны:

1. Иметь высшее образование.

2. Демонстрировать знание преподаваемого предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, экскурсии т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ – компетенциями

Во – вторых, это воспитательная работа

В своей работе мы часто используем, применяем:

1.Различные формы и методы воспитательной работы

2. Владение методами организации экскурсий, походов.

3. Эффективно регулируем поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

4. Эффективно управляем классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставим воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

5. Четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

6. Умение общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

7. Умение проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

8. Умение обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

9. Умение создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

10. Умение поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

11. Умение сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач.

12. Умение анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

13. Умение защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.

14. Традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

В – третьих, это развитие личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые нам, учителям для осуществления развивающей деятельности.

1. Мы принимаем разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Наблюдаем, выявляем разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Взаимодействуем с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

4. Составляем совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

5. Владем специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

6. Отслеживать динамику развития ребенка.

7. Защищаем тех, кого в детском коллективе не принимают.

8. Проектируем психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знаем и умеем проводить профилактику различных форм насилия в школе.

9. Совместно с психологом составляем (при необходимости) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности ученика.

10. Формируем и развиваем универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

11. Владеем психолого-педагогическими технологиями необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения.

В нашей школе классные руководители ведут папки классного руководителя. В нее входят диагностики: личностные УУД, познавательные УУД, комуникативные УУД, социальные УУД. Их мы проводим в сентябре и в мае. Видны четко результаты каждого ребенка. Прослеживается занятость во внеурочное время.

12. Знаем основные закономерности семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

В – четвертых, это профессиональные компетенции учителя начальных классов, отражающие специфику работы в начальной школе

Мы считаем, что учитель начальной школы должен:

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

В начальной школе, где невозможно провести урок без средств наглядности, нам на помощь пришел компьютер. Это помогает ребенку погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет ребенку:

– повышать мотивацию младших школьников к обучению;

– ориентироваться в потоке информации.

– совершенствовать методы и формы работы;

– увеличить объем выполняемой работы на уроке;

– повысить эффективность урока;

– усилить положительную мотивацию.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

– проверка домашнего задания;

– актуализация опорных знаний;

– подготовка к усвоению новых знаний (создание проблемной ситуации);

– объяснение нового материала;

– контроля и самоконтроля;

– обобщение и систематизация знаний.

Каким же образом мы используюем возможности компьютера на своих уроках?

В нашей копилке есть презентации по математике, русскому языку, технологии, литературному чтению, внеклассной работе, окружающему миру.

Главные возможности при использовании презентаций – это, конечно же, демонстрация при подаче нового материала. Показ слайдов по теме урока комментируется учителем. Используемая наглядность помогает детям легче и быстрее усваивать материал. У них активизируются все мыслительные процессы: мышление, внимание, восприятие, память, воображение.

Материал презентации ни в коем случае не дублирует текст учебника, а дополняет его более подробным материалом и иллюстрациями.

На уроках окружающего мира можно использовать презентации на любом этапе.

Так во втором классе по теме: «Дикие и домашние животные» несколько учеников получают задание: “Найти материал и подготовить рассказ о том или ином животном”. Их рассказ, впоследствии, сопровождается слайдами с этими животными или видеосюжеты.

Урок литературного чтения должен быть ярким и образным для развития эмоциональной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора. Рисунки, портреты, фотографии в единстве со словом учителя создают образ писателя, а иллюстрации к произведениям помогают представить персонажей. Все это возможно только с использованием компьютерных технологий.

На уроках литературного чтения возможно использование компьютера в начале урока для знакомства учащихся с биографией и творчеством изучаемого писателя. В ходе урока можно проводить лексическую работу по произведению. А также на обобщающих уроках по некоторым темам, где возможно составление кроссвордов, проведение викторин и других творческих заданий.

На математике чаще всего используем компьютер в начале урока во время устного счета, т. к. именно на этом этапе вижу их более эффективное применение. Так в первом, во втором классах при решении примеров с окошками, дети показывают карточками с цифрами пропущенное число, а на слайде в окошке оно появляется. Сразу видно, кто ошибся. Это и решение цепочек, это и круговые примеры, это и задачи в стихах и многое другое.

На уроках русского языка в начале урока используем компьютер в словарной работе. Дети записывают слова, в которых пропущены буквы, а потом на слайде они появляются, и мы проверяем, кто успешно выполнил работу.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Главная методическая проблема преподавания от того, «как лучше рассказать материал», к тому «как лучше показать».

Не первый год мы ведем электронные журналы, обеспечивающие частичное погружение образовательного процесса в информационную среду.

Участие в профессиональных конкурсах. онлайновых – форумах, вебинарах.

Участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в работе.

Обобщение и распространение своего опыта в сети интернет.

Формировать банк учебных заданий, выполняемый с активным участием ИКТ.

Работа с электронным журналом.

Обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов интернет.

Умение создавать презентации короткие фильмы.

Юридические советы

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев, а если у вас совсем особый случай, напишите нам по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , мы постараемся ответить в течение недели.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»). Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Смотрите так же:  Льготы при патронаже

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018). Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г. работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении. К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2). Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию. Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением». Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки. Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя. Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению. Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г. работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»