Спор о человеке и правде

Сочинения на Getsoch.ru

Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса М. Горького «На дне» вот уже более века вызывает вокруг себя споры. Пьеса «На дне» — это очень глубокое произведение, вскрывающее многочисленные социальные и философские проблемы человеческого общества, центральные из которых – проблема правды и человека.

В пьесе рассказывается не столько о человеческих судьбах, об отдельных личностях, сколько об идеях человеческого существования, смысла жизни, поиска правды.

С самого начала, еще даже до появления странника Луки, завязываются споры о человеке. Герои рассуждают о свободе и о том, какова жизнь человека. Квашня с первых страниц провозглашает себя свободной женщиной, а Клещ надеется на обретение свободы, на то, что он вырвется «со дна», как только его жена, Анна, умрет. Однако, все эти герои живут в своем собственном мирке, не обращая внимания ни на кого другого. Именно поэтому первые разговоры почти не связаны одной идеей.

Но все меняется, как только в мирную размеренную жизнь ночлежки вторгается странник Лука. С его появлением развивается идейная часть пьесы. Лука сразу провозглашает: «я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха». Для него – все равны, все заслуживают и сочувствия, и, главное, истинного, человеческого уважения. И именно Лука старается привнести изменения в сердца обитателей ночлежки.

Он с сочувствием относится к мечтам Насти об искренней и чистой любви, которую та обрела лишь в своих фантазиях, в своих мечтах. Он искренне пытается помочь Анне, жене Клеща, обрести покой перед своей смертью. Анна, которая за всю свою жизнь едва видела что-либо хорошее, верит обещаниям Луки о светлой загробной жизни. Актеру Лука говорит, что существует лечебница, где бесплатно могут вылечить от алкоголизма. Наконец, Ваське Пеплу он обещает спокойную вольную жизнь в Сибири со своей возлюбленной Наташей.

Но сразу становится ясно: Лука лицемерит. Он, как его называл сам М.Горький, «жулик». «Он, собственно ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова утешения», — так писал автор об им же созданном герое. Именно это и обусловливает причину разделения обитателей ночлежки на два лагеря: на тех, кто борются за правду, за уважение к человеку, и тех, кто благоволит философии Луки.

Первые обличают Луку. Бубнов называет его «шарлатаном». Сатин говорит, что «надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью… уважать надо!» Уважение человеческого достоинства – вот их лозунг. Для них – лучше знать правду, ведь «правда – бог свободного человека!», а «ложь – религия рабов и хозяев».

Но, в то же время, глядя на судьбу этих людей, оказавшихся на самом дне общества, не имеющих никакой надежды, становится их искренне жаль. Поэтому, на мой взгляд, Лука не был «жуликом». Пусть он лгал, но это была ложь во блага. Он хотел, чтобы люди получили надежду. Он верил, что «человек все может, лишь бы захотел». И, я считаю, он был абсолютно прав. Смысл человеческой жизни не в поиске правде, а наоборот, правда заключается в том, что человек должен продолжать жить.

Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»

Человек! Это великолепно!
Это звучит. гордо!
Человек!
Надо уважать человека!
А. М. Горький

Пьеса М. Горького “На дне” создана сто лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития приобретают новую актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения и его восприятие в свете социально-философских преобразований. Пьеса — новаторское произведение Горького. В центре ее — не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле его жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи: восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и правдой для персонажей — людей “дна”, или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных, причудливых формах они не представали. Этот спор начинается задолго до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода.
Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она — свободная женщина, а Настя — мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги “Роковая любовь”. И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая правда. Неслучайно бросает свою реплику Квашня, обращаясь к Клещу: “Не терпишь правды!” С самого начала пьесы многое звучит как спор М. Горького с самим собой, со всей прежней идеализацией босяков.
В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной — опустившись на “дно”, люди не ушли от жизни, она настигает их. И прежнее горьковское желание — рассмотреть в босяках прежде всего хорошее — отступает на второй план. Эти люди жестоки друг к другу, их жизнь сделала их такими. И жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например Насти, умирающей Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, Барона, все достояние которого составляют воспоминания о былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении реплику: “Врешь, не было этого!”
В среде этих ожесточенных людей появляется Лука. Он странник. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Всмотримся внимательней в образ Луки. Ведь именно этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры, составляет ее драматургическую линию. Лука утешает людей. Чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее бывших баронов, актеров, рабочего человека, потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего вспомнить хорошего о прожитой жизни, потомственного вора? И Лука прибегает ко лжи как к словесному наркотику, как к обезболивающему средству. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем его жизненный опыт таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности, обещая Анне покой и отдых на том свете. Актеру — бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу — вольную жизнь в Сибири.
Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз задавали себе читатели и критики, размышляя над горьковской пьесой. Долгое время в трактовках образа Луки преобладали отрицательные оценки, его обвиняли в равнодушии к людям, в корысти. Однако если всмотреться в то, что делает Лука, вслушаться в его речи, понимаешь, что механизм его утешительства несколько сложнее. Он просто не очерствел душой. Нельзя не согласиться с оценками, которые дает Луке Сатин: “Он врал. но — это только из жалости к вам”. Лука не просто обманывает, на протяжении пьесы он творит реальное, деятельное добро: утешает перед смертью Анну, пытается усовестить Василису. Именно этот странник предотвращает убийство Васькой Пеплом Костылева. И в Си бирь он советует Пеплу уйти поскорее, потому что предвидит, добром это дело не кончится, и предвидение его оказывается правильным. Лука не просто врет Актеру, он уговаривает его: “Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. возьми себя в руки — и терпи. ” И причина смерти Актера не в иллюзиях, а в их крушении, в прозрении, в сознании невозможности воздержаться и взять себя в руки.
Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека может только добро, не насилие, не тюрьма, а только доброе отношение человека к человеку.
“Человек может добру научить. Пока верил человек — жил, а потерял веру и удавился”.
Итак, в пьесе, как можно
убедиться, главный носитель добра — Лука. Он желает людям добра, жалеет их, сострадает, старается помочь им словом и делом. Авторская позиция в пьесе выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы — смерть Актера — подтверждает слова Луки, что утрата веры — это и утрата жизни.
Принято считать, что настоящим оппонентом Луки является Сатин. Но по-настоящему спорит с Лукой не Сатин, а сам автор пьесы. Именно Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны, а главное — человек, живущий в мире утешительной мечты, убаюкивающего обмана, примиряется со своей убогой, беспросветной реальной жизнью. Это приводит его к тому, что он соглашается терпеть. Этот мотив звучит в пьесе не раз, например, в словах Анны: “Коли там муки не будет. здесь можно потерпеть. можно!” или в притче о праведной земле — жил человек плохо, но терпел в надежде найти когда-то иную жизнь. Вот этого примирения с жизнью не приемлет Горький. Спор писателя с Лукой — это во многом спор с самим собой. Недаром он уже в послереволюционный период писал сценарий “По пути на дно”, где под влиянием идеологических догм разоблачил Луку.
Образ Луки долгое время считали отрицательным. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыстных побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчезает из ночлежки. Все эти обвинения несостоятельны. Лука — добрый и светлый образ в этой мрачной, безвыходной обстановке, обстановке без любви. Лука и вносит частичку человеческой доброты и любви в ночлежку, в души опустившихся людей. Думается, что это произведение гуманное, а Лука — выражение того гуманизма, за который ратовал Горький.

Смотрите так же:  Коап ходатайство о переносе

23091 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне»)
Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»)
Спор о человеке в драме М.Горького «На дне»
Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М.Горького «На дне»)
Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».
Человек – это звучит гордо (по пьесе М.Горького «На дне»).
Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне»)

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»

Смотрите также по произведению «На дне»:

Спор о правде и лжи в пьесе М.Горького «На дне».

Спор о правде и лжи в пьесе М.Горького «На дне».

Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи.

Пьеса «На дне» — вершина драматургии Максима Горького. Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь, — вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении. Особенно важны и интересны для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей. Можно условно выделить три разновидности обмана: ложь в смысле неистина, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна, затем ложь во спасение и, наконец, ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей. Позиция Луки – это идея сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни». Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: «Отдохнешь там. » — хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть…» — уклончиво отвечает он Пеплу на этот вопрос), делает вид, что верит Насте: «Я – верю. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!». Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…», указывает дорогу Пеплу: «Уйди с ней отсюда…». Лука считает, что человеку в жизни нужно дать опору, «навеять золотой сон» мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая идея, если она способна утешить человека, защитить его. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе прада больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя…Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь».
С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он пробудил в нем человека. Сатину не принимает позицию Луки, но все же задумывается. «Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» — восклицает герой. Далее он произносит свой знаменитый монолог: «Человек может верить и не верить… это его дело. Чело-век! Это – великолепно! Это звучит.. гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!»), что правда открывает перед человеком возможности реально, трезво мыслить. Прослеживая развитие сюжета, можно предположить, что сам Горький поддерживает данного персонажа: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь. Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться. Но в то же время Лука не лгал о существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться. И когда пришло время проснуться от «сна», навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей мечты.
Первый акт пьесы рисует изображает нам «униженных и оскорбленных» людей, но они еще не потеряли надежду на лучшую жизнь. В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру. Тут снова видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы.
Актуальность произведения Горького, написанного столетие тому назад, неудивительна, ведь автор осветил один из главных вопросов человеческого бытия: на чем и каким образом можно построить отношения между людьми и что из этого получится?

Смотрите так же:  Доктор веб лицензия на месяц

Сочинение на тему Спор о человеке в пьесе На дне, Горький читать бесплатно

Спор о человеке

Пьеса М. Горького «На дне» была написана в период, когда человек, в сущности, обесценился. Она имела колоссальный успех на сценах театров. Это объяснялось тем, что автор мастерски изобразил жизнь людей «на дне» и раскрыл несколько волнующих вопросов социально-философского характера. В пьесе рассматриваются вопросы жизни и смерти, добра и зла, истины или сострадания, а также проблема места человека в обществе.

В пьесе Горького собраны не простые люди, а особый тип людей «дна». Это люди, когда-то потерявшие свои работы, дома, любимых, после чего разочаровавшиеся в жизни. Один из персонажей, картузник Бубнов, замечает, что именно «на дне» проявляется истинная сущность человека. Именно здесь, в серых стенах убогой ночлежки, где собраны все действующие лица пьесы, поднимается спор о человеке и его предназначении. Автор не просто дает ответы на насущные вопросы, а создает конфликт мнений.

Так, например, странник Лука, появившийся неожиданно в разгар очередного спора, говорит, что любит всяких людей и сочувствует им всем сердцем. Он ставит жалость и сострадание на первое место. В качестве доказательства рассказывает постояльцам историю, как однажды пожалел воров, пробравшихся на территорию дачи в его дежурство, а они оказались хорошими мужиками. В результате и он остался жив, и они не угодили в тюрьму.

Автор противопоставляет Луке бывшего телеграфиста Сатина. Это вполне умный и образованный человек, волею судьбы оказавшийся «на дне». Он считает, что жалость и сострадание унижают сущность человека, ведь каждый человек – это личность. Он не поддерживает гуманной лжи Сатина, говоря, что правда является богом свободного человека. Это не говорит о негуманности Сатина. Он также сочувствует больной Анне или бедной Наташе, однако предпочитает не вводить их в заблуждение радужными надеждами.

Практически все четвертое и завершающее действие посвящено борьбе идей Сатина с Лукой. Ведь старик на него действует как «кислота на грязную монету». Через Сатина слышен голос автора. Он говорит, что Человек – звучит гордо и Человека надо уважать, а не жалеть жалостью. В этом идейном споре он выигрывает. В конце пьесы показано до чего может доводить сострадательная ложь и доброта. Актер, разуверившись в существовании клиники, где его могли бы вылечить от алкоголизма, кончает жизнь самоубийством. А ведь именно Лука внушил бедняге эту несбыточную надежду.

Таким образом, автор показывал губительное действие сострадания на человека. Человеку не нужна жалость. Ему нужна истина. Только с истиной он может стать сильнее и возвыситься над своими проблемами. А любая ложь, даже «утешительная» его принижает и порождает в нем лживые мысли.

Внеклассное мероприятие по литературе «Спор о правде и мечте» (по пьесе М.Горького «На дне»)

Разделы: Литература

ЦЕЛИ:

  1. Обсудить основные проблемы пьесы;
  2. Совершенствовать навыки проблемного и образного анализа драматического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения в форме инсценировки, активизировать самостоятельность знаний учащихся, научиться уважать чужую точку зрения.
  3. Развитие устной речи учащихся, закрепить правила устного выступления

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

2 стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

3 стадия РЕФЛЕКСИЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ)

— корректировка и систематизация знаний. 6. фиксирующая.

ПОДГОТОВКА К ДИСКУССИИ:

— выступление по вопросам.

— отрепетировать сцены из пьесы.

МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступительное слово ведущего. Звучит называние темы и целей мероприятия, напоминание о правилах проведения дискуссии, знакомство с главными героями.

Оппонентами являются учащиеся, которые представляют главных героев пьесы М.Горького “На дне” Луку и Сатина (желательно, чтобы учащиеся были в театральных костюмах)

Мероприятие делится на три этапа.

  1. этап. Свою точку зрения высказывают главные герои, сначала литературную, затем личную.
  2. этап. Свои вопросы главным героям задают участники дискуссии, находящиеся в аудитории.
  3. этап. Все участники высказывают свою точку зрения.

ХОД ДИСКУССИИ

1 вступительное слово ведущего

Человек – это существо чувствительное, требующее понимания. Что же нужно человеку? Венец и величие или келья и вера? Возвышая себя над другими, он может превратиться в ничтожное создание, потерявшее духовное начало. Такого человека можно сравнить с червем, …точащим яблоко и высасывающим из него все лучшие соки. Это уже не Человек, а “человечишка”. И наоборот: маленький, ничем особенным от остальных не отличающийся человек может иметь в своей душе все лучшие человеческие качества. Ему помогают вера, честь, самоотверженность, умение любить… Тогда имя такого человека (а не “человечишки”!) “звучит гордо”, в таком имени есть правда. И не важно, как выглядит такой человек; главное, что его душа наполнена правдой.

Так вот, о правде и мечте пойдет сегодня наш спор. На уроках литературы мы неоднократно пытались найти истину, что же это такое правда, и нужна ли она. Какой бывает правда? На эти вопросы нам сегодня помогут ответить герои пьесы М.Горького “На дне”.

Перед тем как представить вам главных героев я бы хотела напомнить правила дискуссии.

Во-первых, не забывайте: краткость – сестра таланта, вопросы и высказывания должны быть лаконичными и строго по теме.

Второе правило: высказался сам, дай высказаться другому. Будьте тактичными и не перебивайте говорящего.

Итак, позволю себе представить тех, с которых и начался весь этот спор.

(на сцене находятся главные герои)

2 дискуссия

Перед нами главные герои пьесы М.Горького “На дне” — Лука и Сатин.

(Учащиеся разыгрывают сцену из третьего акта пьесы. Они напоминают аудитории образы главных героев)

1 этап.

Ведущий. Все, я думаю, узнали сцену, где Лука уже повлиял на Актера и пытается поближе узнать Сатина. Неслучайно, мы нарушили последовательность сцен, давайте вместе сначала познакомимся ближе не только с героями пьесы и их взглядами, а также с точкой зрения тех, кто их играет.

(учащиеся, которые играют героев пьесы, высказывают свою точку зрения)

— Какой вопрос становится главным во всех диалогах и монологах пьесы? (вопрос о правде становится основным среди жильцов ночлежки)

Каким содержанием наполняют разные участники конфликта слово “правда”? Если возможно процитируйте.

2 этап.

Ведущий. Впервые тема “правды” и “праведной земли” возникает в разговоре Луки и Пепла. Лука объясняет, что не всякому человеку правда нужна и не каждый может выдержать ее тяжесть.

Инсценировка сцены, в которой Лука повествует о “праведной Земле”.

После этого учащиеся из аудитории начинают задавать вопросы главным героям.

(задавалось очень много вопросов, которые вышли за рамки пьесы; ребята задавали вопросы о “правде” современной жизни)

Итог диспута на этом этапе подводит ведущий.

Ведущий. Лука рассказывает притчу о праведней земле, чтобы оправдать перед обитателями ночлежного дома свою “утешительную позицию”. Лука верит, что не каждый человек может выдержать “правду жизни” и что всем людям необходима мечта, чтобы жить. Человек, имеющий цель, какую-нибудь надежду на освобождение от мучений, пусть очень призрачную, может все вынести и “перетерпеть”. Лишенные своего идеала, люди умирают, не выдержав столкновения с нищетой, отсутствием работы, пьянством.

Смотрите так же:  Лицензия на использование сетевого клиента сзи блокхост-сеть к

Вопрос ведущего главным героям: В чем смысл цитирования Актером стихотворение Беранже?

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

(Стихотворение Беранже оправдывает “ложь во спасенье”. Одним из таких “безумцев”, напевающих человечеству “сон золотой”, оказывается Лука.)

3 этап.

Учащиеся инсценируют сцену из четвертого акта пьесы.

Ведущий. “В споре рождается истина” — известное высказывание, которое не требует доказательства, а может наоборот? Я хочу предложить высказаться о правде и мечте всем желающим, может быть именно в ваших монологах, мы услышим истину. Спешу напомнить о правилах поведения и регламенте (не более 2 мин.).

— Вспомните персонажей, которые поддались утешениям Луки и поставили мечту выше правды, а также тех, кто является “правдолюбцами”.

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Заключительное слово ведущего

Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам “сон золотой”. Сатин же разоблачает его “рабское” миропонимание и утверждает идеал свободного человека.

Для Сатина, и для Луки единственной целью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам “преодолеть” жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога (“Во что веришь – то и есть”)

По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества.

Предложенные Сатиным и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам.

Лука и Сатин – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором со всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым. Поэтому быть может, и мы с вами в этом споре не поставим точку. И будем всю свою жизнь искать ответ на этот вечный вопрос.

Сочинение: Спор — о правде и назначении человека в пьесе М. Горького «На дне»

Две правды, две точки зрения на человеческую судьбу выражают два главных героя пьесы: босяк, обитатель ночлежки Сатин и стран­ник Лука — неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда дер­жащий путь. Насколько разнятся между собой эти две правды, на­столько же разнятся образы их носителей.

Лука мягок и в речи и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова Лука находит для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сиби­ри. Хроническому алкоголику Актеру старик говорит о чудесной клинике, в которой лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны Лука находит другие слова, ей он доказывает, что жизнь вовсе ничего не стоит, что жизнь приносит человеку одни мучения, а отдохнуть и быть счастливым можно только после смер­ти. Лука не сторонний наблюдатель жизни, он активный ее участ­ник, который вмешивается во все.
[sms]

Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, как вообще не верит в возможность решительного переустройства жизни. Таким образом, Лука стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция — в образе босяка Сатина. Сатин, прежде всего, борец, борец за справедливость. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь человека — своей сестры. Человеческая не­справедливость и годы страшной нужды не озлобили Сатина. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что Сатин выступает как сторонник более радикальных мер, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав.

Образ Сатина оставляет двойствен­ное ощущение, ощущение контраста между высокими помысла-ми, благородными стремлениями и общим пассивным существо­ванием героя. Сатин не алкоголик, но любит выпить; не аферист по натуре, но карточный шулер, и создается впечатление, что он довольно уютно чувствует себя в костылевской ночлежке, где все-таки выше всех по уму и силе характера.

Какова же правда Сатина? Никакой позитивной программы у него нет, но в противовес позиции Луки, Сатин решитель­но и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев».

Таким образом, в драме существуют две правды: правда луки с ее безразличной добротой, христианским смирением, с ее «свет- дой ложью», и правда Сатина, в чем-то жестокая, но гордая правда отрицания лжи.

Мне кажется, конфликт этих двух героев, столь отличных друг от друга позиций рассудила история. История показала, что мир переделывается только силовыми методами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее.[/sms]

Споры о правде и человеке по пьесе На дне (Горький Максим)

В пьесе «На дне» Горький поднимает одни из самых важных вопросов, которыми должен задаваться человек. Что же такое правда? Каково назначение человека на земле? И в чем смысл жизни?

В своем произведении автор показывает мир полной нищеты и страдания, мир людей. Поставленных в предельно бесчеловечные условия жизни. Именно здесь сталкиваются три правды: Луки, Бубнова и Сатина.

Лука-человек, добрый, искренний, он от всей души пытается помочь людям, дать им надежду. В поступках им движет не поддельная, а наоборот, очень сильная любовь к людям. Именно это и прославляет Горький в своих произведениях. Однако Лука уводит людей в мир иллюзий. Хотя он проявляет и сочувствие, и сострадание, он утешает людей ложью. Анне Лука дает обещание. Что после смерти прекратятся все её страдания и мучения, что «ничего там не будет».

Это очень обнадеживает Анну. Пеплу Васе Лука рассказывает, как хорошо в Сибири, что Вася имеет шанс измениться и начать новую жизнь. Лука считает, что жить нужно и для того, чтобы помогать другим. Он говорить: «если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил». А правда для него не имеет значения.

Правда Бубнова- разрушающая правда. Он утверждает: «Вам всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Я считаю, что если человеку сказать настоящую правду, это может его просто убить, не только духовно, но и физически. О смысле жизни он говорить так: «Люди все живут…как щепки на реке плывут…строят дом…а щепки прочь». Вот она, правда жизни, по Бубнову.

Появление Луки в ночлежке побудило Сатина подумать о жизни и человеке.

Сатин считает, что «человек-это правда», что «существует только человек, все же остальное- дело его рук и мозга». Лука всех жалел, Сатин же считает, что нет пользы человеку, если его жалеть. Лука дал людям надежду, но это ни к чему не привело. Актер повесился, Пепел попал в тюрьму, Наташа начала думать о самоубийстве.

В этом произведении противопоставляются правда и страдание, однако, я считаю, что невозможно эти понятия сделать взаимоисключающими. По моему мнению истинно то, что человечно.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку