Сга учебное пособие

Сга учебное пособие

Издательство СГУ предлагает Вашему вниманию научную и учебную литературу по праву, экономике, психологии, философии, социологии, которая может быть интересна не только студентам, аспирантам и научным работникам, но и широкому кругу читателей.

Для студентов гуманитарных специальностей вузов и колледжей мы публикуем хрестоматии, словари, учебники и учебные пособия. Среди читателей пользуются спросом такие серии как «Учебные пособия и справочные материалы», «Антология гуманитарных наук», «Искусство судебной речи».

Часть изданной литературы распределяется по филиалам Современной гуманитарной академии для обеспечения учебного процесса студентов. Однако книги Издательства СГУ можно встретить на полках книжных магазинов не только в Москве, но и других регионов РФ. С Издательством сотрудничают такие крупные книготорговые организации как Московский дом книги, «Библио-глобус», «Молодая гвардия» и другие. Подробнее со списком магазинов можно ознакомиться на странице «Где купить».

Сга учебное пособие

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат педагогических наук, научный сотрудник лаборатории «Антропологические основы профессионального образования» ГОУ Колледж предпринимательства № 11

Страницы / Pages: 4-18

Аннотация / Annotation:
Статья подана в жанре методологических заметок. Принципиальная точка отсчета – представление об антропологии образования, как о содержательном проблемном пространстве. Проблемность – характеристика образования в самых разных ипостасях. Эти точки размечены и показаны: 1) статусы антропологии образования (онтологический, методологический, категориальный); 2) атрибутивные характеристики (амбивалентность, латентность, опосредованность, диалогичность, конфликтность); 3) модусы существования (самоопределение, устройство, событийность).

Ключевые слова / Keywords:
антропология образования, статусы (онтологический, методологический, категориальный), атрибутивные характеристики (амбивалентность, латентность, опосредованность, диалогичность, конфликтность), модусы существования (самоопределение, устройство, событийность).

Список литературы:
1. Аристотель. Метафизика. Книга первая. – Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., Мысль, 1975.
2. Бадью Ален. Манифест философии / Сост. и пер. с франц. В.Е. Лапицкого. СПб.: Machina, 2003.
3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
4. Евангелие от Матфея (Мф. 11, 30).
5. Кронштадский И.. Христианская философия. С-Петербург, 1902.
6. Лотман Ю. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» // Труды по знаковым системам. Вып. 3. Тарту, 1967.
7. Остапенко А.А., Шувалов А.В. Антропологическая лестница образовательных целей и результатов: от занонничества через благодатность ко Творцу. (Рукопись).
8. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009.
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-пресс, 1995.
10. «Слово». Православный образовательный портал: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37867.php?ELEMENT_ID=37867&PAGEN_2=2.
11. Тубельский А. Размышления о школьном укладе // Первое сентября. № 23. 1999.
12. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1899.
13. Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи – воспоминания – эссе (1914 – 1933). М.: Советский писатель, 1990.
14. Шкловский В. Искусство как прием // Поэтика. Сборники по истории поэтического языка, вып. 2. Пг., 1917.
15. Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей // Вопросы психологии. 1973. № 5.

ПСИХОЛОГИ – ГОДУ УЧИТЕЛЯ

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики высшей школы, андрагогики и акмеологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, ученый секретарь диссертационного совета

Страницы / Pages: 19-34

Аннотация / Annotation:
Рассматривается проблема модернизации отечественного педагогического образования в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Развитие социокультурной компетентности учителя обосновывается в качестве стратегического направления модернизации системы повышения квалификации работников образования. Представлена авторская модель социокультурной компетентности учителя и технологии ее развития. Проанализирован опыт работы КГПУ им. В.П. Астафьева по развитию социокультурной компетентности учителей.

Ключевые слова / Keywords:
дополнительное профессиональное образование, компетентность, культура, социум, повышение квалификации, учитель, развитие, технология.

Список литературы:
1. Абрамов Ю.Ф., Кудашов В.И. Феномен диалогичности и современное образование. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1998.
2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX вв. М., 1990.
3. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. М.: Политиздат, 1991.
4. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
5. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
6. Зинченко В.П., Моргунов В.В. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.
7. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. Мн.: Белорусский верасень, 2005.
8. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
9. Конев В. Мир культуры и мир бытия (о парадигмах философского сознания) // Высшее образование в России. 2001. № 6.
10. Концепция «Обучения в течение всей жизни» http://www.lll-c.com/lllconcept/
11. Костюкова Т.А. Профессиональное самоопределение будущего педагога в традиционных российских духовных ценностях: Дис. . д-ра пед. наук. Томск, 2002.
12. Кузьминов Я.И., Якобсон Л.Н. Стратегия для России: образование // Открытое образование. 2001. № 5.
13. Ларионова М.В. Выполнение решений «группы восьми» в сфере образования: роль международных организаций. http://www.iori.hse.ru/g8/materials/Commitments_g8.pdf
14. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. European Council Presidency Conclusions, Лиссабон, 23–24 марта 2000 http://www.znanie.org/docs/memorandum.
15. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://www.school.edu.ru/dok_min.asp?ob_no=70398
16. Нечаев В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992.
17. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000.
18. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993.
19. Сагатовский В.Н. Ценностное основание гуманитарной экспертизы // Гуманитарная экспертиза: возможности и перспективы. Новосибирск, 1992.
20. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления постиндустриального общества. Красноярск, Краснояр. гос. пед. университет им. В.П. Астафьева, 2009.
21. Тугаринов В.П. Проблемы ценностей в философии. М.–Л., 1966.
22. Туроу Л. Будущее капитализма. http://www.patriotica.ru
23. Шкерина Л.В., Саволайнен Г.С. К проблеме развития ключевой компетентности учителя в структуре его профессиональной компетентности //Современные тенденции развития образования взрослых: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию КГПУ им. В.П.Астафьева. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2008.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЕМЫХ

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии образования и развития Нижневартовского государственного гуманитарного университета

старший преподаватель кафедры психологии образования и развития Нижневартовского государственного гуманитарного университета

Страницы / Pages: 35-47

Аннотация / Annotation:
Рассматривается проблема интеллектуального развития младших школьников в условиях специально организованной учебной деятельности (система обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Показана возможность влияния данной системы на понимание учащимися принципа сохранения (инвариантности).

Ключевые слова / Keywords:
обучение, развивающее обучение, теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, интеллектуальное развитие, критерий интеллектуального развития, принцип сохранения (инвариантность).

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 1999.
2. Бурменская Г.В. Понятие инвариантности количества как показатель умственного развития ребенка // Вопросы психологии. 1978. №6.
3. Бурменская Г.В., Курбатова М.Б. Экспериментально-генетический анализ метода «когнитивного научения» Ж. Пиаже. 1983. №2.
4. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992.
5. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. №6.
6. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
7. Лидерс А.Г. Методы исследования умственного развития ребенка. М., 1980.
8. Обухова Л.Ф. Экспериментальный анализ некоторых «феноменов Пиаже» // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей. М., 2001.
9. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления: формулирование элементов научного мышления у ребенка. М., 1972.
10. Перре-Клермон А. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта детей. М., 1991.
11. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1994.
12. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий // Вопросы психологии. 1998. №5.
13. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
14. Inhelder В., Sinclair H., Bovet M., Learning and the development of cognition. Cambridge, 1974.

ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

проректор по учебной работе НОУ ВПО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет»

Страницы / Pages: 48-60

Аннотация / Annotation:
Анализируются основные подходы к определению профессионализма и профессионального развития. Раскрывается проблема взаимосвязи и взаимообусловленности профессионального и личностного развития. Показано, что во избежание деструктивного влияния на личностное развитие и профессиональных деформаций личности продуктивное профессиональное развитие и достижение профессионального акме должны осуществляться в модусе служения.

Ключевые слова / Keywords:
профессионализм, профессиональное развитие, личностное развитие, модус бытия, служение.

Список литературы:
1. Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учеб. пособие. М.: Изд-во Московского государственного института культуры, 1994.
2. Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология. Конспективное рассмотрение. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2000.
3. Василенко А.Ю. Личностные факторы профилактики эмоционального выгорания в процессе профессиональной самоактуализации: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Хабаровск, 2008.
4. Деркач А.А., Дьячков В.М. Психологические условия и факторы оптимизации личностно профессионального развития государственных служащих регионального управления. М.: МААН, 1997.
5. Дигин С.Н., Зырянов С.Г. Факторы профессиональной социализации курсантов военных вузов // Научный вестник Уральской академии государственной службы. Вып. №2(3), июнь 2008 г.
6. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк, 2002.
7. Зеленская О.В. Стиль педагогического общения и его проявления в процессе самореализации педагогов ДОУ: Дис. . канд. психол. наук. Пермь, 2004.
8. Кузьмина Н. В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1970.
9. Курапова И.А. Нравственно-ценностная регуляция эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере педагогов средней и высшей школы): Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009.
10. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
11. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2005.
12. Основы андрагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
13. Поваренков Ю.П. Основы психологической концепции профессионализации // Психология сегодня: Ежегодник Российского психологического общества. Т. 2. Вып. 2. М., 1996.
14. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М., 1997.
15. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Академия, 2007.
16. Психология и этика: опыт построения дискуссии / Отв. ред. Б. С. Братусь. Самара: БАХРАХ, 1999.
17. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / Под ред. Ю.П.Зинченко, И.А.Володарской. М.: Изд-во МГУ, 2007.
18. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.
19. Фонарев А.Р. Основные способы бытия человека/http://www.ipras.ru/conf/fonar3.htm
20. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М.; Воронеж, 2005.
21. Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. 2003. № 6.
22. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Кемеровского госуниверситета

Страницы / Pages: 61-70

Аннотация / Annotation:
Представлены результаты частного экспериментального исследования (на базе МДОУ г. Кемерово), посвященного анализу динамики смысловых структур детского сознания в процессе интенсивного обучения на первоначальном этапе освоения ребенком шахматной игры. Выявлены первичные «семантические универсалии» образов шахматных фигур и характер их динамики у юных шахматистов дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова / Keywords:
субъективная семантика, семантико-перцептивные универсалии, функциональные семантические характеристики, эмоциональные семантические характеристики, деятельностно значимые стимулы, экспериментальная психосемантика, образ, смысловые структуры сознания, интенсивное обучающее воздействие, категориальная структура сознания.

Список литературы:
1. Артемьева Е.А. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука; Смысл, 1999.

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики Пермского государственного института искусства и культуры

аспирант кафедры психологии и педагогики Пермского государственного института искусства и культуры

Страницы / Pages: 71-85

Аннотация / Annotation:
Излагаются и обсуждаются результаты эмпирического исследования характера системных взаимосвязей гендерных синхронических функциональных межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов лечебного факультета медицинского вуза и степени успешности их учебно-профессиональной деятельности в зависимости от одного из важнейших профессионально важных качеств будущего терапевта – эмпатии.

Ключевые слова / Keywords:
гендерные синхронические функциональные межуровневые структуры интегральной индивидуальности, системогенез межуровневых структур, интегральная индивидуальность, межуровневые структуры интегральной индивидуальности студентов, системный подход, учебно-профессиональная деятельность, эмпатия.

Список литературы:
1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: Московский ун-т, 1987.
2. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Москва – Пятигорск: РАО – ПГЛУ, 2005.
3. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Психология интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1995.
4. Богомягков А.С. Гендерные межуровневые структуры старшеклассников и успешность усвоения ими учебного материала по предмету «Основы информатики по предмету и вычислительной техники»: Дипломная работа / Уральский гуманитарный ин-т; психологический ф-т; кафедра общей психологии; науч. рук. проф. А.И. Щебетенко. Пермь, 2007. (На правах рукописи.)
5. Бойко В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2001.
6. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека: Человек в системе наук. М.: Наука, 1989.
7. Гизитдинова А.А. Особенности гендерных межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов агрохимического факультета: X Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (15–19 мая 2006 г.): Материалы конференции. Т. 5. Культурология, философия, социология. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2006.
8. Левандовский Н.Г. О корректности применения факторного анализа и о критериях факторизации // Вопросы психологии. 1980. № 5.
9. Малыгина А.А. Своеобразие гендерных афункциональных и функциональных межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов – будущих экономистов: Дипломная работа / Уральский гуманитарный ин-т; психологический ф-т; кафедра общей психологии; науч. рук. проф. А.И. Щебетенко. Пермь, 2004. (На правах рукописи.)
10. Меграбян А., Эпштейн Н. Опросник методики «Шкала эмоционального отклика – уровень эмоциональной эмпатии»: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2000.
11. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
12. Методики диагностики художественно-графических способностей: Метод. пособие / Сост. Т.М. Хрусталева, Т.М. Харламова. Пермь, 2004.
13. Мищенко Л.В. Пологендерные исследования индивидуальности в образовании // Роль психологии и педагогики в модернизации Российского образования: методология, теория, практика. Ч. I / Под ред. В.В. Белоуса, И.В. Боязитовой, Л.В. Мищенко: Материалы Международной научно-практической конференции посвященной 70-летию ПГПИИЯ-ПГЛУ и кафедры психологии и педагогики. Москва – Пятигорск: ИП РАН – ПГЛУ, 2009.
14. Мищенко Л.В., Арутюнова Е.Г. Исследование пологендерных структур интегральной индивидуальности старших школьников с низким уровнем социальной активности // Роль психологии и педагогики в модернизации Российского образования: методология, теория, практика. Ч. I / Под ред. В.В. Белоуса, И.В. Боязитовой, Л.В. Мищенко: Материалы Международной научно-практической конференции посвященной 70-летию ПГПИИЯ-ПГЛУ и кафедры психологии и педагогики. Москва – Пятигорск: ИП РАН – ПГЛУ, 2009.
15. Мищенко Л.В., Ткаченко Е.Н. Развитие пологендерных структур интегральной индивидуальности преподавателей вуза. Роль психологии и педагогики в модернизации Российского образования: методология, теория, практика. Ч. I / Под ред. В.В. Белоуса, И.В. Боязитовой, Л.В. Мищенко: Материалы Международной научно-практической конференции посвященной 70-летию ПГПИИЯ-ПГЛУ и кафедры психологии и педагогики. Москва – Пятигорск: ИП РАН – ПГЛУ, 2009.
16. Щебетенко А.И. Опросники структуры нейродинамического и психодинамического уровней интегральной индивидуальности человека: Учеб. пособие для студентов факультетов психологии / Отв. ред. проф. Н.Н. Захаров. Пермь: Изд-во Прикамского социального ин–та, 2003.
17. Щебетенко А.И. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности. М.: Смысл, 2007.
18. Эткинд А.М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросы психологии. 1979. № 1.

Смотрите так же:  Оформить гараж через суд

аспирант Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

Страницы / Pages: 86-95

Аннотация / Annotation:
В данной статье автор рассматривает и конкретизирует следующие понятия: «исследовательская деятельность», «исследовательская компетенция», структуру исследовательской компетенции и условия развития исследовательской компетенции бакалавра – будущего педагога с опорой на международный и отечественный опыт.

Ключевые слова / Keywords:
исследовательская деятельность, исследовательская компетенция, структура исследовательской компетенции бакалавра – будущего педагога.

Список литературы:
1. Бережнова Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. научных трудов / Под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Метод проектов как компонент контекстного обучения // Школьные технологии. 2006. № 5.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
4. Компетенции в образовании: опыт проектирования: Cб. научных трудов / Под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
5. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005.
6. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007.
7. Плотникова Н.И. Общеучебные компетенции в структуре дистанционного курса на английском языке // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. научных трудов / Под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
8. Шашкина М.Б., Багачук А.В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода. Красноярск, 2006.

ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования Педагогического института СГУ им. Н.Г.Чернышевского

Страницы / Pages: 96-103

Аннотация / Annotation:
Анализируется роль педагога в процессе организации эффективных и оптимальных взаимодействий школьника и образовательной среды. Умения учителя по организации взаимодействий своих учеников с образовательной средой рассматриваются в рамках теории учебной деятельности В.В. Давыдова. Предлагается один из резервов оптимизации учебной деятельности – диагностика и последующее формирование комплекса определенных педагогических умений. Обосновывается содержание данного комплекса.

Ключевые слова / Keywords:
учебная деятельность, взаимодействие, образовательная среда, педагогические умения, развитие личности, новообразования, рефлексия.

Список литературы:
1. Акованцева Л.И. Создание образовательной среды на предпрофильной ступени обучения: роль психолого-педагогического сопровождения // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 1.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2005.
3. Григорьева М.В. Психология взаимодействий школьника и образовательной среды. Саратов: Приволжское издательство, 2009.
4. Григорьева М.В. Специфика структурной организации комплексных факторов школьной адаптации // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 3 (9).
5. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности // Вопросы психологии. 1981. № 6.
6. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3; 4.
7. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг, 1995.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
10. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. № 6.
11. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007.
12. Эльконин Б.Д. Субъект-субъектное пространство как результат развития // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 2.

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО им. Л.В.Щукиной

Страницы / Pages: 104-123

Аннотация / Annotation:
Статья посвящена проблемам логико-предметного и логико-психологического анализа в процессе разработки учебных курсов для основной школы в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. На примере одного фрагмента экспериментального курса биологии рассматривается ход проектирования обучения, проблемы разработки учебных моделей и вопросы, появляющиеся в процессе реализации замыслов. Главным предметом анализа выступают представления о характере и роли учебного моделирования в процессе усвоения содержания учебного предмета и становления учебно-предметных компетенций.

Ключевые слова / Keywords:
учебная деятельность, образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, моделирование, обратная связь, кольцо Н.А. Бернштейна.

Список литературы:
1. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван: Луйс, 1981.
2. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. Томск: ПЕЛЕНГ, 1995.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
4. Зайцева В.Е., Чудинова Е.В. Учебная модель как единица обучения и «зерно» развития // Культурно-историческая психология. 2009. №. 4.
5. Шмальгаузен И.И. Кибернетические вопросы биологии. Новосибирск: Наука, 1968.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Ульяновского ИПКПРО

учитель начальных классов Салмановской СОШ Ульяновского района Ульяновской области

Страницы / Pages: 124-131

Аннотация / Annotation:
Рассматриваются особенности формирования информационной компетентности младшего школьника в аспекте показателя «умение выделять недостоверные и сомнительные элементы в информации», приводятся примеры диагностических заданий для проведения диагностических процедур на материале предмета «Русский язык» в 4-м классе.

Ключевые слова / Keywords:
информационная компетентность младшего школьника, умение выделять недостоверные и сомнительные элементы в информации.

Список литературы:
1. Гендина Н.И. Можно ли измерить информационную грамотность: плюсы и минусы тестирования // Школьная библиотека. 2009. № 8–9.
2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2008.
3. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема: Учебно-методическое пособие. Самара: Учебная литература, 2007.
4. Харчевникова Е.Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка (дошкольный и младший школьный возраст): Дис. … канд. пед. наук. Владимир, 1999.

автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.08
диссертация на тему: Управление развитием высшего учебного заведения

Полный текст автореферата диссертации по теме «Управление развитием высшего учебного заведения»

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Лысикова Октябрина Владимировна

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ)

Специальность: 22.00.08 — социология управления

АВТОРЕФЕРАТ на соискание ученой степени кандидата социологических наук

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ Диссертационный совет К-521.003.01.

На правах рукописи

Лысикова Октябрина Владимировна

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ АКАДЕМИИ)

Специальность: 22.00.08 — социология управления

на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Работа выполнена на кафедре социологии Современной гуманитарной академии

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент

Рязанов Юрий Борисович

Официальные оппоненты: доктор социологических наук, доцент

Боидаренко Владимир Федорович кандидат социологических наук Катаев Дмитрий Валентинович

Ведущая организация: Липецкий государственный

Защита состоится 2004 г. в часов на

заседании диссертационного совета К-521.003.01. по социологическим и философским наукам в Современной гуманитарной академии по адресу: 109029, г. Москва ул. Нижегородская, д.32, ауд.210.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Современной гуманитарной академии.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук

\1VTI •Тиитрафим» I Г 25772

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Лысикова, Октябрина Владимировна

I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ.

1.1. Высшие учебные заведения как объект социологического анализа.

1.2. Сущность, содержание и структура управления развитием вуза.

И. АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ.

2.1. Проблемно-ориентационный анализ образовательной системы вуза.

2.2. Проектирование, планирование и управление нововведениями в вузе.

III. ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ.

3.1. Управление информационно-образовательной средой.

3.2. Основные направления повышения эффективности управления развитием современного вуза.

Введение диссертации 2004 год, автореферат по социологии, Лысикова, Октябрина Владимировна

Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень и динамика развития высшего образования в значительной мере определяют культурный, научный и технический потенциал общества, непосредственно связаны с национальной безопасностью страны. Все подвержено постоянным изменениям в современном динамичном мире. Меняется общество и все сферы его жизнедеятельности. Все более высокие требования предъявляются к выпускникам вузов и институту высшего образования.

В развитии отечественных вузов следует учитывать и тот факт, что, начиная с 90-х годов XX века, ведущие страны мира вступили на путь преобразования своих образовательных систем. Для того чтобы органично вписаться в мировую образовательную систему, Россия не должна отставать от этих процессов. Только при условии динамичного опережающего развития российское высшее образование будет эффективным. Естественно, что этот процесс не может идти самотеком: им необходимо управлять, основываясь на достижениях современной науки и практики управления.

Актуальность темы диктуется и тем обстоятельством, что в условиях становления рыночных отношений и трансформации общества, вузы все в большей степени оказываются связаны с рынком образовательных услуг. Тем самым они выполняют сервисную функцию, воздействуя на стратегию поведения молодежи, предлагая самый разнообразный спектр освоения специальностей от самых престижных, до не пользующихся особой популярностью. Сегодня в России формируется новая структура высшего образования, включающая в себя мощное ядро государственных вузов и динамичный слой вузов негосударственных. Хотя ведущим субъектом социальной политики в этой системе является государство, ряд важнейших проблем по совершенствованию качества обучения вузы могут и должны решать сами. Это означает, что органам управления высшими учебными заведениями необходимо ориентироваться на перспективу, на развитие. Если такая ориентировка окажется недостаточной, то и вузы не выдержат конкуренции в условиях рынка.

Проблемы развития вузов всегда были общегосударственными, поскольку вуз выполняет важнейшие социальные функции. Именно этим вызван сегодняшний интерес органов государственной власти к институту высшего образования. В последнее десятилетие в российских вузах возникло и стало нарастать инновационное движение. Начали создаваться новые типы вузов и новые технологии обучения. Но для того чтобы принимаемые меры привели к желаемой цели, проблемы управления развитием высших учебных заведений должны быть серьезно изучены, в том числе и с помощью социологической теории и методологии. Только на этой основе можно разработать и предложить действенные меры по совершенствованию управленческих отношений в высшем учебном заведении, указать реальные пути выхода из кризиса, в котором в настоящее время находится отечественное высшее образование.

Актуальность данной темы возрастает и в связи с тем, что проблемы развития вузов в значительной степени усугубились из-за принятых в последнее время законов. Новый налоговый кодекс лишил как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения ранее предоставленных им налоговых льгот. В этой связи научно-обоснованное управление развитием вузов является мощным неиспользованным резервом и средством решения внутривузовских проблем, а также важным механизмом повышения качества отечественного высшего образования в целом.

Степень разработанности проблемы. Исследование проблем управления развитием различных социальных организаций и институтов общества, в том числе высшего образования и высших учебных заведений, в социологии имеет давнюю традицию. Глубокие мыли о реформировании образования, в частности, можно найти у Платона, настаивавшего на необходимости дифференцированного «специального философского обучения, образования духовного и физического»1. Идею «правильного обучения» обосновывал О. Конт . Проблема совершенствования управления высшей школой, над которой нависает «.целая армия наемных чиновников, заботящихся только о своем личном благосостоянии и повышении» -волновала Г. Спенсера3. Эта тема нашла отражение в трудах таких См.: Платон. Государство; Законы / Избр. произв. — М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

Смотрите так же:  Служебная записка на оплату в праздничные дни

2 См.: Конт О. Дух позитивной философии / Западно-европейская социология XIX века. — М.: Международный Университет бизнеса и управления, 1996.

3 Спенсер Г. Социология как предмет изучения. / Западно-европейская социология XIX века. М-: Международный Университет бизнеса и управления, 1996. -С.339, выдающихся социологов, как: Э. Дюркгейм, П.А. Сорокин; Т. Парсонс; Э. л

Гидденс, Н. Гросс.

Характерно, что российские ученые обратили внимание на проблемы управления высшими учебными заведениями задолго до начала перестроечного периода5. Это было вызвано кризисными процессами, которые проявились в высшем образовании уже в середине 70-х годов XX века. Но наивысший интерес эта тема вызвала во второй половине 90-х годов и продолжает оживленно обсуждаться в научной литературе уже в наши дни. Среди наиболее значимых работ в этой области можно назвать груды следующих авторов: В. Садовничего., А.Н.Тихонова, А.Е. Абрамешина, Т.П. Ворониной, А.Д. Иванникова, О.Г1. Молчановой, Ю.С. Алферова, В.М. Ананишнева., А.И. Камышникова, Р.А. Казаковой, Л.И. Романковой, Э.Н Рычихиной, А.С. Спасского.6 С начала 90-х годов появились первые работы, в которых рассматривались различные аспекты развития вуза, а начиная с

4Дюркгейм Э. Социология образования: Пер с фр. — М.: ИНТОР, 1996; Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. — М.: Изд-во полит. Литературы, 1992;Г1арсонс Г. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева / Под ред. М.С. Ковалевой. -М.: Аспект Пресс, 1997; Гидденс Э. Социология. Научн. редактор В.А. Ядов. Под общ. ред. Л.С. Гурьевой, Л.Н. Иосилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999; Гросс Н. Социология образования // Социология сегодня: проблемы и перспективы. — М.: Прогресс, 1965.

5 Хмара Г.М., Гурьева Л.С. Некоторые аспекты управления вузом как системой (методологические и общесоциологические проблемы) // Проблемы методологии управления социальными процессами. — Томск: Изд-во ТГУ, 1974.

Садовничий В. Проблемы образования и науки в России и стратегия на XXI век // Проблемы теории и практики управления. -1998. № 2.; Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А.Н.Тихонов, А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, А.Д. Иванников, О.П. Молчанова. Под ред. A.H. Тихонова. — М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1998; Алферов Ю.С’. Управление образованием в США: роль федеральных органов. -М.: Педагогика, 1994. № 1; Ананишнев В.М. Управление в сфере образования: социологический анализ. Науч. тр. /Правительство Москвы, Московский комитет образования, МГПУ. — М., 1997; Казакова Р.А., Романкова Л.И. Кадровый потенциал высшей школы: состояние и проблемы развития /

НИИВО. Вып 4. -М., 1994;Камышников А.И. Управление в распределительных системах. Монография. -Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2001; Рычихина Э.Н. Мониторинг в системе управления образовательным учреждением. Авгореф. Дисс. канд социол. наук: 22.00.08. /СГ’А. — М.,2003; Спасский А.С. Удовлетворенность учебой студента как фактор эффективности управления образовательным процессом в вузе. Дисс. Канд. Социол.наук. —М.: СГИ, 2002;

2000 года, публикации по данной проблематике стали постоянными . Эти труды подготовили почву для принятия Концепции модернизации российского образования, опубликованной в 2002 году8.

Вместе с тем, анализ литературы показывает, что работ, посвященных анализу эффективности управления развитием высших учебных заведений, крайне мало. К тому же, в немногих существующих исследованиях, выполненных в основном на региональном уровне, эта проблема рассматривается или в рамках педагогики, или в русле социологии образования9. Таким образом, можно заключить, что в социологии управления данная проблема рассматривается впервые.

Основная гипотеза исследования: повышение эффективности высшего образования и функционирования отечественных вузов, их конкурентоспособность, качество подготовки специалистов, непосредственно зависят от состояния системы управления развитием высших учебных заведений, ее способности к нововведениям и использованию современных методов управления инновационными процессами.

Цель и задачи исследования

7 Браун Ф. Социальные изменения и образование в России // Молодежь России на рубеже 90-х годов. Кн.2 / Ред. М.М. Малышева. — М.: ИС РАН, 1992; Карпенко М.П. О проведении эксперимента в области дистанционного образования за период с 30.05. 1997 года по 20.02. 1999 года. Промежуточный отчет. — М.:

СГ’И, 2000; Крухмалева О.В., Смоленцова А.Ю., Ушакова М.В. Новые образовательные учреждения в России. Под научн. Ред. В.И. Дбрыниной. -М.: НИИВО, 2000; Анализ и оценка состояния и развития высшего и среднего профессионального образования. Под ред. А.Я. Савельева. М.: НИИВО, 2000 и др. s Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. / Утв. Приказом Минобразования России от 11.02. 2002 г. №393 // Экономика образования, 2002. №3.

9 См.: Коноплина Н.В. Управление развитием педагогического вуза. — Сургут, 1999.; Волов В.Т. Фрактально-кластерная теория управления образовательными структурами. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000; Лазарев B.C. Системное развитие школы. Издание второе. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

Основной целью данного исследования является — разработка современной системы управления развитием высшего учебного заведения, позволяющей вырабатывать и реализовывать эффективные стратегии изменений, направленные на повышение качества подготовки специалистов в вузе и реализацию права студентов на получение полноценного высшего образования в пределах государственных стандартов.

Для реализации поставленной цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:

— раскрывается сущность высшего образования как социального института и специфика высшего учебного заведения как социальной организации, проводится анализ их функционирования и причин возникновения кризисных процессов;

— проводится сравнительный анализ западных и российской образовательных систем, эффективности функционирования государственных и негосударственных вузов, существующих систем управления ими, результатов их развития в свете Концепции модернизации российского образования;

— раскрывается многоуровневая структура управления высшим учебным заведением и структура внутривузовского управления, исследуются субъектно-объекгные (управленческие) отношения в нем, показывается их влияние на социальные установки и ценностные ориентации студентов;

— проводится оценка качества подготовки специалистов в вузе и предлагаются меры по его повышению в соответствии с общеевропейскими стандартами;

— обосновываются основные положения современной системы управления развитием вуза, определяются пути и основные направления повышения эффективности высшего образования и функционирования как государственных, так и негосударственных вузов.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является высшее образование как социальный институт и высшее учебное заведение как социальная организация, функционирующая в рамках данного социального института. Предметом -управленческая деятельность администрации и профессорскопреподавательского состава высшего учебного заведения, направленная на развитие вуза и повышение качества образовательного процесса.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологической основой диссертационной работы являются труды классиков социологии, работы известных западных, советских и российских социологов и социальных педагогов, принципы и подходы, разработанные учеными, специализирующимися в области социологии образования, социологии молодежи и социологии управления, методологии и методики управленческой и педагогической деятельности. Исследование выполнено на основе принципов социального детерминизма, объективности, системности и комплексности.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались методы социологического исследования, в частности опроса (анкетирования), экспертного опроса, анализа документов, а также методы структурно-функционального, факторного, контекстуального, латентно-структурного анализа, а также метод вторичной обработки данных социологических исследований.

Эмпирической базой диссертации явились результаты социологического исследования, проведенного автором, конкретных эмпирических исследований российских и зарубежных социологов10, специализирующихся в области социологии образования, молодежи и управления, данные статистики, научно-методические разработки и публикации в средствах массовой информации по данной проблематике, материалы научно-практических конференций, управленческие решения и административная документация Минобразования, управлений образования субъектов РФ, муниципальных отделов и общеобразовательных учреждений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих результатах, которые и выносятся на защиту: Вскрыты причины возникновения негативных тенденций и кризисных явлений в российском высшем образовании и низкой

10 См.: Социологическое исследование, проведенное в МГУ: в 1994 году опрошено 992 человека, в 1999 -310 человек; социологическое исследование, проведенное Московским государственным социальным университетом в феврале 2003 года. Выборка: 6900 студентов старших курсов двадцати двух вузов семи федеральных округов России; Социологическое исследование «Имидж высшего образования: сравнительный анализ государственных и негосударственных систем», проведенное Институтом международных связей г Екатеринбурга в 1999 году. Выборка 770 студентов старших курсов очных отделений из 4-х государственных и трех негосударственных вузов города; социологическое исследование «Социальное развитие молодежи», проведенное Центром социологии молодежи в 12 регионах РФ по сопоставимой методике. Выборка молодежи от 15 до 29 лет составила: в 1990 г. — 10412 чел., в 1994 г. -2612 чел., в 1997 г. -2500 чел., в 2001 -2500 чел. эффективности управления высшими учебными заведениями как специфическими социальными организациями.

Разработана система управления развитием современного российского вуза, раскрыта ее структура, предложен новый алгоритм управленческой деятельности и повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием.

Раскрыты сущность, содержание формы и методы управления информационно-образовательной средой и руководства деятельностью профессорско-преподавательского состава.

Разработана концепция развития вуза, предложены пути и основные направления оптимизации управления развитием современным высшим учебным заведением.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется предложениями автора повышению эффективности управления развитием современного вуза, совершенствованию подготовки управленческих кадров и руководству деятельностью профессорско-преподавательского состава, повышению качества подготовки специалистов с высшим образованием.

Структура и содержание диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение научной работы диссертация на тему «Управление развитием высшего учебного заведения»

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:

1. В современных условиях решающая роль в развитии вуза должна отводиться совершенствованию управления информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия; аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

2. В традиционном учебном процессе информационно-образовательная среда тождественна понятию средств o6y4eHHfli но в дистанционном образовательном процессе установившееся понятие средств обучения не приемлемо, т.к. не отражает в достаточной мере всего многообразия носителей учебной информации, их технического уровня, а также возможностей, которыми эти вузы обладают.

3. В управлении информационно-образовательной средой используются различные формы и методы прогностической, организаторской и контрольной деятельности. Среди них: организационно-технологические совещания, приказы ректора, служебные записки и др.

4. Управление развитием современного вуза (СГА) сосредоточено на разработке и внедрении новых образовательных технологий, постоянном контроле за качеством обучения и учебных материалов, аттестации обучающихся, организации учебной работы в филиалах.

5. Исследование показало, что для того чтобы вуз развивался эффективно и надежно вписывался в общеевропейскую систему образования, в качестве приоритетного направления должно быть выделено руководство деятельностью профессорско-преподавательского состава.

6. Важными направлениями повышения эффективности управления развитием вуза является всемерное развитие инициативы управленческих кадров и глубокий анализ их наработок в области управленческой деятельности; информатизация образовательного процесса и внедрение дистанционных технологий.

7. Применение дистанционных технологий ведет к коренному изменению отношения к студентам со стороны преподавателей и администрации, особенно к старшим возрастным группам, имеющим достаточный жизненный опыт и определенную специальность, а также к образовательному процессу в целом, что говорит о развитии принципиально новой модели высшего учебного заведения.

Российское образование базируется на культурных, педагогических, национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни и формируется с учетом российской ментальности. Исследование показало, что всякие инновации в образовании должны проводиться после тщательной методической, технологической, маркетинговой проработки при наличии нормативной поддержки и только в том случае, когда общество готово их принять. Высокая социальная значимость сферы образования не позволяет превращать ее в площадку для необдуманных экспериментов. В этой связи исследования социологов призваны способствовать принятию взвешенных управленческих решений, направленных на прогрессивное развитие российских вузов без разрушения национальных, культурных и педагогических традиций.

Сегодня на высшем государственном уровне наконец-то признано, что высшее образование — этот дело общегосударственное, а не ведомственное. Озвученные в ежегодном послании Федеральному собранию Президентом Российской Федерации идеи всесторонней поддержки развития отечественного образования вселяют оптимизм и надежды. Однако желаемое повышения качества высшего образования станет реальность лишь тогда, когда действительно произойдут серьезные изменения в высших учебных заведениях, и, прежде всего, в сфере управления их развитием.

Исследование показало, что связь между управленческой наукой и практикой управления высшими учебными заведениями все еще является недостаточной. В системе управления вузами нужны качественные изменения системного характера. Но для этого необходима высокая культура профессиональной управленческой деятельности. Профессионально подготовленный не только как педагог, но и как управленец, руководитель хорошо видит проблемы вуза, четко представляет себе перспективы его развития, способен их эффективно решать и достигать намеченных целей.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Социальное управление, ориентированное на развитие, охватывает все самые важные стороны жизнедеятельности высшего учебного заведения. Оно является основной формой управления в вузе: даже в тех случаях, когда речь идет о технических сторонах проблемы, социальный аспект играет решающую роль.

2. Главным в социальном управлении в вузе является его прогрессивное содержание, перспективная направленность: выявление научной обоснованности управленческих решений и оптимальных путей достижения планируемых результатов.

3. Решение столь сложной проблемы — как управление развитием вуза предполагает высокий уровень подготовки управленческих кадров, знание ими теории научного управления, в том числе и социологии управления, а также серьезный опыт управленческой деятельности.

4. В развитии современного вуза приоритет должен быть отдан инициативе, творческому поиску и опыту, как сотрудников управленческих звеньев, профессорско-преподавательского состава, так и студентов, заинтересованных в получении качественного образования.

5. Если стиль управления вузом обеспечивает его оптимальное функционирование и высокую динамику развития, то такой стиль является залогом повышения эффективности всей системы внутривузовского управления.

Смотрите так же:  Российский нотариус севастополь

6. За годы функционирования Современной гуманитарной академии в ней сформирована оптимальная система управления развитием, что обеспечивает успешную деятельность вуза на рынке образовательных услуг и достаточно высокий уровень подготовки специалистов.

Для повышения эффективности функционирования отечественных высших учебных заведений, по мнению автора необходимо:

1. Создание в высших учебных заведениях специальных органов управления их развитием, в частности, — Совета по развитию вуза, — в рамках которого для сбора и обработки управленческой информации была бы организована деятельность информационных и аналитических центров.

2. В Институтах повышения квалификации и переподготовки преподавателей вузов ввести учебную дисциплину

Управление развитием современного вуза», в основу которой положить материалы данного диссертационного исследования.

3. Издание в достаточном количестве в каждом вузе «Единых положений», («Руководств», «Сборников материалов» и т.д.) с изложением краткой истории вуза, его современного облика, решаемых задач, структуры, функций, прав и обязанностей должностных лиц, а также других положений, представляющие интерес для сотрудников и студентов данного учебного заведения.

4. Внесение изменений в Концепцию модернизации высшего образования в России по повышению его открытости, доступности, качества и сокращения сроков обучения.

Список научной литературы Лысикова, Октябрина Владимировна, диссертация по теме «Социология управления»

1. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // Социол. исслед. -1996. -№ 9.

2. Алайба Т.Е, Зборова Е.Н. Студенты в имидже государственных и негосударственных вузов // Социол. исслед. -2004. №2.

3. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Процесс университизации вузов России и некоторые подходы к оценке их деятельности / НИИВО. Вып. 1.-М., 1999. -60 с.

4. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Тезаурус государственных образовательных стандартов и программ / НИИВО. Вып. 6. -М., 2000. -48 с.

5. Алферов Ю.С. Управление образованием в США: роль федеральных органов. -М.: Педагогика, 1994. № 1.

6. Анализ и оценка состояния и развития высшего и среднего профессионального образования. Под ред. А.Я. Савельева. -М.: НИИВО,2000. -204с.

7. Ананишнев В.М. Управление в сфере образования: социологический анализ. Науч. тр. /Правительство Москвы, Московский комитет образования, МГПУ. -М., 1997. -180 с.

8. Анюшин С.В. Управление высшим учебным заведением: содержание, динамика изменений. Автореф. Дисс.канд. социол. наук. -М.,2001. -23 с.

9. Астафьев Я., Шубкин В. Социология образования // Социология в России. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.

10. Атаев А.А. Управленческая деятельность: практика и резервы организации. М.: Политиздат, 1988. -165 с.

11. Бабосов Е.М. Социология управления. Минск: Университетское, 2000. -354 с.

12. Банавидес JI. К новой парадигме образования // Вопросы образования, 1992. №1/2.

13. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. -312 с.

14. Браун Ф. Социальные изменения и образование в России // Молодежь России на рубеже 90-х годов. Кн.2 / Ред. М.М. Малышева. — М.: ИС РАН, 1992.-206 с.

15. Виханский О.С., Наумов О.И. Менеджмент. М.: Прогресс,1995.

16. Волов В.Т. Фрактально-кластерная теория управления образовательными структурами. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 303 с.

17. Высшая школа в 1999 г.: Ежегодный доклад о развитии высшего образования. М.: НИИВО, 2000. — 239 с.

18. Высшее образование в Российской Федерации. Под ред. В.М. Филипова. М.: НИИВО, 2000. — 156 с.

19. Галаган А.И., Гоппа В.Д. Международный опыт разработки индикаторов высшего образования. Под науч. ред. А .Я. Савельева. — М.: НИИВО, 1997.-44 с.

20. Гвишиани Д.М. Организация и управление. -М.: Наука, 1998.256 с.

21. Гидденс Э. Социология. Научн. редактор В.А. Ядов. Под общ. ред. JI.C. Гурьевой, JI.H. Иосилевича. —М.: Эдиториал УРСС, 1999.

22. Гросс Н. Социология образования // Социология сегодня: проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965.

23. Джери Дэвид, Джери Джулия. Большой толковый социологический словарь. T.l. -М.: Вече Аст, 1999. — 544 с.

24. Доклад о развитии человеческого потенциала в России за 2000 год-М.: ИФРА-М, 2002.

25. Дюркгейм Э. Социология образования: Пер с фр. — М.: ИНТОР, 1996. -77 с.

26. Залогина О.В. Некоторые данные об образовании в России за последние годы // Мир России, 1995. № 2.

27. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социол. исслед. —2000. № 6.

28. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Изд-во Гуманитар. Ун-та, 2003. -220 с.

29. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда // Социол. исслед. № 4.2003.

30. Зворыкина А.А., Гурьянов С.Т. Прикладные аспекты социального управления. -М: Изд-во МГУ, 1983. -174 с.

31. Ионова О.Б., Нечаев В.Я. Социокультурные функции образования // Соц. полит журнал. -1994 № 11/ 12.

32. Интервью с ректором МЭСИ академиком Тихомировым В.П. / Праздничный выпуск журнала «Открытое образование» и газеты «Студенческая беседка» М., 2002.

33. Информация о Современном гуманитарном университете (институте). Май 2001 г.

34. Казакова Р.А., Романкова Л.И. Кадровый потенциал высшей школы: состояние и проблемы развития / НИИВО. Вып 4. —М., 1994. -58 с.

35. Камышников А.И. Управление в распределительных системах. Монография. — Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2001.

36. Карпенко М.П. О проведении эксперимента в области дистанционного образования за период с 30.05. 1997 года по 20.02. 1999 года. Промежуточный отчет. М.: СГИ, 2000.

37. Качество подготовки специалистов в негосударственных вузах. -М.: Социум, 2000.

38. Кларин В.М. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Педагогика, 1994.

39. Кларин В.М. Технология обучения: идеал и реальность. Рига,1999.

40. Клочко B.C. Количественная оценка учебных занятий // Проблемы высшей школы. Вып. 46. -Киев: Выща школа, 1982.

41. Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / Отв. ред. Г.А. Чередниченко. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.

42. Колесникова М.С., Фокина В.Н. Современное образование. — М.: СГИ, 1999.

43. Комаров С.В., Кордон С.И. Организационная патология с точки зрения социолога, менеджера и консультанта по управлению. // Социолог, исслед. № 1. 2000.

44. Конт О. Дух позитивной философии / Западно-европейская социология XIX века. М.: Международный Университет бизнеса и управления, 1996.

45. Коноплина Н.В. Управление развитием педагогического вуза. -Сургут, 1999.

46. Константиновский Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства // Социологический журнал. -1997. -№ 3.

47. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. / Утв. Приказом Минобразования России от 11.02. 2002 г. №393 // Экономика образования, 2002. №3.

48. Котов В.Е. Психолого-педагогические основы управления процессом обучения в вузе. — Киев: Выща школа, 1976.

49. Котова А.Б. Социальные детерминанты социализации молодежи в вузе. Автореферат дисс. к.с.н. Ростов на Дону, 1999. — 23 с.

50. Кравченко А.И. Социология. Общий курс. М.: Логос, 2002.

51. Крухмалева О.В., Смоленцова А.Ю., Ушакова М.В. Новые образовательные учреждения в России. Под научн. Ред. В.И. Дбрыниной. -М.: НИИВО, 2000. -60с.

52. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1981.

53. Лазарев B.C. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования // Известия Российской академии образования. 2000. № 2.

54. Лазарев B.C. Системное развитие школы. Издание второе. -М.: Педагогическое общество России, 2003.

55. Лапшов В.А. Анализ учебно-образовательного процесса в вузе на основе социологических исследований. Монография. М.: СГУ, 2003. -85 с.

56. Маколей Т. Полное собрание сочинений в VI томах. Т. VI -СПб., 1861- 1863.

57. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Прогресс, 1993.

58. Найматов Я.М. Образование в XXI веке: традиции и прогнозы. -ML: Алгоритм, 2002.

59. Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995.

60. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. М.: Логос, 2000.

61. Об образовании: Закон РФ ОТ 10.07.1992 Г. № 3266-1 (В ред. Федеральных законов от 13.01 1996 № 12-ФЗ, от 16.11. 1997 № 144-ФЗ). М., 1997.

62. Об участии СГИ в эксперименте по дистанционному образованию / Материалы к отчету. М.: СГИ, 1999.

63. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Закон Рф ОТ 22.08.1996 г. № 123-Ф3 //Рос. Газета, 1996. -22 августа.

64. Онокой Л.С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования // Социол. исслед. —2004. -№ 2.

65. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Прогресс, 1969.

66. Основы современного социального управления. Под ред. ВИ Иванова. М.: Экономика, 2000. -187 с.

67. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева / Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1997.

68. Платон. Государство. / Избр. произв. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

69. Платон. Законы / Избр. произв. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

70. Полторак В.А. Социология труда и управления. Конспект лекций. -М.: АРТ-ПРЕСС, 1997. -214 с.

71. Попова О.В., Титаренко Ю.И., Шалаев И.К., Килин П.М. Непрерывное образование и инженерия знаний (междисциплинарные аспекты): Монография. Барнаул, Изд-во БГПУ, 1998

72. Поппер К. Чары Платона // Открытое общество и его враги. Т. 1. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

73. Пригожин А.И. Современная социология организаци. М.: Интерпракс, 1995.

74. Прогностическая концепция целей и содержания обучения / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М.: ИНФРА, 1994.

75. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенко. -М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

76. Работа вуза: социологический анализ. М.: Союз, 1996.

77. Регионы России. М.: Госкомстат, 2001.

78. Ромашов О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления. М.: «Экзамен», 2002.

79. Российская педагогическая энциклопедия.

М.: Научн. Изд. «Большая российская энциклопедия», 1993.

80. Рычихина Э.Н. Мониторинг в системе управления образовательным учреждением. Автореф. Дисс. канд социол. наук: 22.00.08. /СГА. -М.,2003. -24 с.

81. Садовничий В. Проблемы образования и науки в России и стратегия на XXI век // Проблемы теории и практики управления. -1998. № 2.

82. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. —М,: Педагогика, 1998.

83. Серикова T.JI. Институт образования и его трансформация в процессе реформирования российского общества // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.И. Заславской. -М.: Логос, 1999.

84. Сиволапов А.В. К новой модели обучения: социокультурный подход // Социол. исслед -1998. № 3.

85. Смирнова Е.С. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. -136 с.

86. Смоленцева А.Ю. Социальные конфликты в высшей школе в условиях перехода к рыночной экономике. Автореф. Дисс. канд. Социол. Наук / МГУ. -М., 1998. -19 с.

87. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов. // Социол. исслед. -2003. № 10.

88. Сорокин Г1.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. М.: Изд-во полит. Литературы, 1992.- 543 с.

89. Социологические проблемы подготовки и использования кадров / Институт социологии. — М: Изд-во ИС, 1990. —182 с.

90. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. -М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. 481 с.

91. Социология управления: Научно-теоретические основы социологии управления. Учебное пособие. -М.: СГА, 2002. -102 с.

92. Спасский А.С. Удовлетворенность учебой студента как фактор эффективности управления образовательным процессом в вузе. Дисс. Канд. Социол.наук. -М: СГИ, 2002. 176 с.

93. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. / Западноевропейская социология XIX века. М.: Международный Университет бизнеса и управления, 1996.

94. Старостина Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг // Социол. Исслед. 2003. № 4.

95. Сфера услуг в России. М.: Госкомстат, 2001.

96. Тощенко Ж. Сциология. Общий курс. Изд-е втрое дополненное и пеработанное. -М.: «Прометей», «Юрайт», 1999.

97. Удальцова М.В. Социология управления. М.: ИНФРА-М,2001.

98. Улучшение подбора контингента студентов и повышение эффективности учебного процесса: Проблемы высшей школы. -Тарту: Изд-во Тартуского университета, 1979. -Вып. 3.-193 с.

99. Университет глазами социологов. Омск.: Омск. гос. ун-т,2001.

100. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А.Н.Тихонов, А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, А.Д. Иванников, О.П. Молчанова. Под ред. А.Н. Тихонова. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1998. -256 с.

101. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С.Лазарева. М.: Педагогическое общество России, 1997.

102. Федеральная программа развития образования. 15 апреля 2003 г.

103. Фетисов Э.Н., Синагатулин И.М. Образование в России и США: занимаемся общим делом // Социол. исслед. -1994 № 3.

104. Философско-психологические проблемы развития образования. -М.: Наука, 1994.

105. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием // Под общ. ред. Е.С. Смирновой. Томск: Изд-во ТГУ, 1984. -264 с.

106. Хиту М., Генин В.Е. Инновационная образовательная деятельность вуза: модель и субъект // Социол. исслед. -2003. № 10.

107. Хмара Г.М., Гурьева Л.С. Некоторые аспекты управления вузом как системой (методологические и общесоциологические проблемы) // Проблемы методологии управления социальными процессами. Томск: Изд-во ТГУ, 1974.

108. Хохлов А. А. Школа и общество на рубеже XXI века М.: Логос, 2003.

109. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. — М.: Юристь, 1997.

110. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.- М., 1998.- 596.