Потлач

Многие не до конца понимают, что такое потлач. Многим, если что и известно, так только стандартное: “это система обмена дарами”. Однако смысла этой системы они не понимают. А ведь это красивое и довольно сложное явление. Ниже — краткий конспект, в основном, эссе Марселя Мосса; однако использовались и другие источники, и даже (!)мои какие-то мысли и комментарии. Пост, надеюсь, будет дополняться и обрастать ссылками. Надеюсь, кроме того, что будут и содержательные комментарии.

1. Жизнь народов, практикующих потлач, делится на два сезона: летом — охота и собирательство, зимой — жизнь в «городах». Социальная жизнь происходит как раз в городах. Она очень интенсивна. Кланы и племена ходят друг к другу в гости и со страшной силой тратят все, что добыли летом. Система взаимообмена дарами и называется «потлач».
2. Собственно потлач существовал у индейцев тихоокеанского побережья Северной Америки (от Аляски до примерно штата Вашингтон), но аналоги были во многих культурах, можно, найти, но смысла в этой работе нет. Каждый вспомнит потлач не только в литературе, но и в своей жизни, например, который часто проявляется в форме “проставиться” — еще с детского сада, когда именинник угощает всех конфетками.
3. Потлач (раздача имущества) происходит обычно на территории дарителя. Он может происходить по поводу свадьбы, рождения, для повышения статуса, в ритуальных целях, по поводу открытия банки с соленьями, убийства тюленей и т.д.
4. При потлаче происходит некоторое буйство в раздаче; характерны ритуальные танцы масок, шаманистские церемонии и т.д.
5. Кредит: за помощь друзей индеец обязуется отплатить с процентами. Система настолько развита, что долга всегда больше, чем имущества. Единовременная отдача всех долгов невозможна и вызовет коллапс, подобный текущему экономическому кризису.
6. Цели потлача: оплата своих долгов и вложение ценностей. Если ты раздал свое имущество, то тебе его вернут с процентами, это актив. Кроме того, это способ обеспечения благосостояния детей (если что).
7. Таким образом, у участников системы потлача активов всегда больше, чем наличного имущества, которое можно рассматривать как пассив. Поэтому раздарить свои пассивы и превратить в активы экономически оправдано.
8. Потлач происходит публично, чтобы все знали, кто кому сколько должен.
9. Возврат происходит через какой-то разумный срок.
10. Потлач — это персонифицированная честь. Лучше дарить, чем принимать. Тот, кто дарит, превосходит того, кто получает. Совершать потлачи крайне престижно, чем больше потлач и чем меньше ты оставил себе, тем круче. Существует «Война имуществ», кто устроит потлач мощнее. По некоторым свидетельствам, это приводило к совместному уничтожению имущества.
11. При торжественных событиях потлач обязателен; иногда он принимает форму простого уничтожения своего имущества, без надежды получить его обратно. Это унижает соперника и продвигает тебя по социальной лестнице. Идеальный потлач — уничтожение.
12. «Отдавать – уже значит разрушать. Часть ритуалов дарения включает разрушения. Например, ритуал выплаты приданого, или как называет его Боас, “выплаты брачного долга”, содержит церемонию, которая называется “топить лодку”. Иногда это церемония символическая. Но иногда поездки на потлач включают реальное разрушение лодок прибывших после усердной помощи при выгрузке всего, что в них было. Затем при отъезде гостям отдаются лучшие лодки. Но разрушение в собственном смысле составляет, по-видимому, высшую форму траты. Ее называют “убивать собственность”. В действительности так обозначают даже раздачу одеял: “сколько одеял было потеряно, чтобы его увидеть”».
13. Потлач может рассматриваться как война. Можно поработить кого-то с помощью потлача. Уклонение от потлача может вызвать и настоящую войну.
14. Потлач может рассматриваться как жертвоприношение (убийство собственности, обладающей душой).
15. Икать во время пиршества потлача — страшный грех. Скорее, не грех, а вызов — не икать. Все очень стараются не икать.
16. «В одном мифе хайда племени массет рассказывается, как один старый вождь устроил недостаточно солидный потлач; другие его больше не приглашают, он умирает от этого, его племянники сооружают его статую, устраивают праздник, десять праздников от его имени – тогда он воскресает».
17. Надо приглашать всех, кто может придти на праздник. Неприглашение — страшное оскорбление. Параллели во многих культурах — месть неприглашенного. “Спящая красавица” и т.д.
18. Участники потлача обязаны не только дарить, но и с видимым удовольствием принимать дары. Отказывается от дара или слишком ничтожный человек, который боится не вернуть его, или слишком высокий, который в таком случае обязан устроить еще более крутой потлач.
19. Участники потлача обязаны отдариваться. Процент колеблется от 30% до 100% годовых. Если не отдариваешься — навсегда теряешь лицо (в том числе в буквальном смысле, теряешь свою маску). Можешь стать даже рабом.
20. Статья в журнале «Вокруг света», содержащая довольно нудную легенду о происхождении потлача, объяснение ритуальных танцев, история потлача (в т.ч. современная).
21. Одним из крупнейших за всю историю квакиутлей был потлач Дэна Кранмера (1921 г.) Было роздано «двадцать четыре каноэ, четыре моторные лодки, триста дубовых стволов, одеяла, керосиновые лампы, скрипки и гитары, кухонные принадлежности и швейные машины, граммофоны, кровати и письменные столы, платья, шали и браслеты женщинам, рубашки и свитера молодежи, пригоршни мелких монеток детям. На пятый и последний день хозяин праздника раздарил собравшимся сотни мешков с мукой, по три доллара каждый». Участников потлача Дэна Кранмера по закону о запрете потлача посадили в тюрьму на два месяца, а у тех, кого не посадили, добровольно-принудительно отняли танцевальные маски, церемониальные свистки, щиты из кованой бронзы и прочие ритуальные принадлежности потлача.
22. Закон о запрете потлача существовал в Канаде в 1894–1951 гг.
23. Экономическая сущность потлача ярче всего выражена в детской сказке Сутеева про зайчика. Есть какой-то еще детский рассказ, про пролетарского мальчика, который всем все дарил и все раздарил, только я не помню автора. Может быть, кто-нибудь помнит?

mininand
14 февраля 2009, 11:45:15 UTC
У Докинза в “Бог как иллюзия” прочитал недавно, что у птиц одариватель всегда высокого ранга, если кто-то низкого ранга пытается одарить особь с более высоким рангом, его строго наказывает лидер:). У птиц одаривание довольно сильно распространено, это действие, производное от ухода за потомством, как некоторые считают. Одаривание часто включено в ритуал ухаживания.
ОТВЕТИТЬ

botev
14 февраля 2009, 11:53:41 UTC
он прямо в терминах потлача говорил?
ОТВЕТИТЬ

mininand
14 февраля 2009, 12:37:51 UTC
Да, он говорит там именно об индейцах, приводя как пример вредности обрядов, но как настоящий социобиолог тут же вспоминает о птицах:)
ОТВЕТИТЬ

botev
14 февраля 2009, 12:47:08 UTC
По-моему, очень разумная экономическая система.

А как вообще книжка? Она на русском языке? Интересная?
ОТВЕТИТЬ

mininand
14 февраля 2009, 13:26:21 UTC
И на русском тоже, сейчас продается еще. Там много интересного, правда, временами для советского человека слегка наивно, а то и бесит:)
ОТВЕТИТЬ

mininand
14 февраля 2009, 13:34:25 UTC
А насчет разумной экономической системы – так это понятно, что одна из самых трудноразрешимых проблем – стерилизация избыточного продукта, тоже вот с пирамидами в Египте неплохая была схема:). А про серьезное: классика экономики новый курс Рузвельта, избыточный продукт был не товарный, а инфраструктурный. У меня была когда-то идея, что самый выгодный для общества – непроизводительный ручной труд, оказалось, что это азы экономики, самое главное для реализации схемы – придумать соответствующий продукт, ну вроде чая: трудозатраты огромные и утилизируется легко и с удовольствием:)))
ОТВЕТИТЬ

Аноним
13 января 2012, 16:56:29 UTC
здрасте, очень понравилось про избыточный продукт, подскажите пожалуйста где подробнее прочитать в рамках самообразования. Спасибо.
ОТВЕТИТЬ

mininand
14 января 2012, 07:57:27 UTC
Это я сам придумал:)
ОТВЕТИТЬ

mininand
14 января 2012, 08:02:29 UTC
Вообще-то про ручной труд много писали экономисты школы А.в.Чаянова, им светлое будущее представлялось примерно в виде современных дауншифтеров – кооперированные индивидуальные крестьянские хозяйства
ОТВЕТИТЬ

sssbss
13 февраля 2012, 08:30:38 UTC
отличная статья, спасибо!
ОТВЕТИТЬ

Аноним
25 марта 2012, 17:38:09 UTC
Я вот пишу контрольную, а там вопрос такой: в чем социальная суть потлача? Может подскажете в двух словах?
ОТВЕТИТЬ

botev
25 марта 2012, 17:47:47 UTC
ну это хуемерка, если с социальной стороны подходить
ОТВЕТИТЬ

Аноним
25 марта 2012, 17:54:23 UTC
То есть, чем больше раздать, тем выше статус ?
ОТВЕТИТЬ

botev
25 марта 2012, 18:02:38 UTC
ну вроде у меня, да и по ссылкам, так написано. кажется, хорошая раздача – это подтверждение статуса, я не уверен, что для высокого статуса хватит одного только хорошего потлача
ОТВЕТИТЬ

Аноним
25 марта 2012, 18:05:55 UTC
Спасибо большое!
ОТВЕТИТЬ

Аноним
14 ноября 2015, 09:40:46 UTC ВЫБРАТЬ СВЕРНУТЬ
Отслеживать
Социальная функция потлача – сохранить общественное устройство таким каким было. То есть летом и осенью люди охотятся и собирают, а зимой и весной делятся со всеми теми, кто не имеет чего-то. У одних было больше шкурок, у других сушенных грибов. Происходит взаимообмен и поддержание социального порядка в обычной норме. Иначе одни могут начать отнимать у других. Потлач распространяется и в современном так называемом кап. обществе, но только при посредстве денег. Одни раздают другим вещи по три или по тридцать три доллара вещи, которые произвели или купили. Существует и интеллектуальный потлач, когда одни делятся с другмии накопленными знаниями просто так или за плату. Профессор копит знания в определенной области и потом делится через книги или на лекциях накопленным духовным богатством. В этом смысле западная цивилизация пошла по индейскому пути. Буддисты не раздают накопленные знания кому попало, также как и мусульмане, а тем более иудеи, которые прячут все свои интеллектуальные и материальные накопления.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

CAPTCHA image
*

Post Navigation