Переход на аис налог

Нюансы работы с АИС «Налог-3» при совершении операций по имущественным налогам физлиц

Даны разъяснения по вопросу перехода к работе со штатными средствами автоматизации в АИС «Налог-3» функционала программного обеспечения «Журнал начислений, налоговый период более 3-х лет» в части отражения в КРСБ АИС «Налог-3» операций по решениям вышестоящих налоговых органов и судов (в части имущественных налогов физлиц), влекущим за собой необходимость зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, пеней, штрафов, процентов после вступления соответствующих актов в законную силу, для последующего зачета (возврата) указанных сумм.

В версии 17.12.6.1 АИС «Налог-3» реализована возможность ввода документов корректировки за отчетные периоды ранее 4 лет от текущего календарного года, т. е. за отчетные периоды, не подлежащие автоматическому перерасчету.

Описание работы с функционалом «Журнал начислений, налоговый период более 3 лет» приведено в Руководстве пользователя программного обеспечения для автоматизации группы функций «Контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков — физических лиц» транзакционной подсистемы налогового администрирования, Часть 1_1. Бизнес — процесс «05.03.01. Исчисление сумм налогов физических лиц» по задаче «Журнал начислений, налоговый период более 3 лет».

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ПРОБЛЕМЫ И РАЗВИТИЕ «АИС НАЛОГ»

В современном информационном обществе повышается значение информации как товара. Это является следствием общего роста информационных потребностей и выражением развития отрасли информационных услуг. Свидетельство тому – увеличение вклада информационного сектора в создание национального богатства.

Информатизация экономики – это превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения. Происходит это на базе компьютеризации и телекоммуникаций, обеспечивающих принципиально новые возможности экономического развития, многократного роста производительности труда, решения социальных и экономических проблем, становления нового типа экономических отношений. Именно поэтому необходимо отметить, что без информатизации невозможно экономическое развитие любой страны в существующих мировых условиях. 1

В соответствии с этим в России была введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система «Налог 2» в 1997 году. Она состояла из нескольких уровней — от территориальной инспекции до федерального уровня. На первом этапе система позволяла решать типовые задачи, связанные с составлением отчетности налоговых органов, ведением карточек расчетов налогоплательщиком с бюджетом и так далее. Система не была централизована. Региональные базы существовали отдельно от федеральных, но между ними происходил обмен сведениями. Позднее система несколько раз обновлялась

Так это привело к созданию АИС «Налог 2» которую внедрили во все налоговые инспекции Москвы. Эта система позволяла получить детализированную информацию об исполнении налоговых обязанностей налогоплательщика, оперативно прогнозировать и обрабатывать начисления в бюджет, автоматически проводить интеграцию данных из разнородных источников (ГИБДД, БТИ) в базы данных налоговых инспекций для более полного расчета налогов.

В 2013 началась опытная эксплуатация системы «Налог 3». Предполагалось, что она будет максимально защищена от ошибок ручного ввода данных и оптимизирована для межведомственного информационного обмена. Это единое централизованное хранилище данных — сведения о налогоплательщиках, их имуществе и доходах, налоговых обязанностях и санкциях. Данные в ней постоянно обновляются и автоматически анализируются.

В любой системе, даже в самой совершенной может быть сбой. Так введение новой системы в ФНС РФ привело к задержкам при регистрации бизнеса. Это внедрение (новой информационной системы) со стоимостью чуть менее 5 млрд рублей в налоговой службе России обернулось задержками в регистрации предпринимателей и компаний по всей стране и работа налоговой инспекции частично приостановилась, и налогоплательщики были некоторое время скажем так «на плаву».

Так 30 января 2015 года один из налогоплательщиков (данные о налогоплательщике являются налоговой тайной и не могут быть указаны в статье) подал документы в ИФНС № 46 по городу Москва, чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. По регламенту ФНС, регистрационные действия должны занять не более 5 рабочих дней, но данные условия были нарушены, при том, что запись в ИС налоговой службы (ЕГРИП) была внесена еще 5 февраля. Необходимо отметить, что такие проблемы имели место быть не только в Москве, но и по Росси в целом, так нам известны случаи в Санкт – Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Челябинске, Иркутске. (в этих городах задержки регистрации были до двух недель, что является недопустимым).

Данная проблема была разрешена, но система была заторможена на значительно долгий и не допустимый период времени. А решение проблемы нашли «в ручном режиме», что естественно отяжелило этот процесс еще больше.

Так по данным ФНС, за январь – февраль 2015 года в России было зарегистрировано 108 192 индивидуальных предпринимателя, что на 23% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Статистика по регистрации юридических лиц негативная: новых компаний за два первых месяца появилось в 2,5 раза меньше (26 820), чем годом ранее (68 940).

Отсутствие у предпринимателя или компании оригиналов документов о постановке на учет в налоговой (даже при внесении в реестр юридических лиц или ИП) не позволяет вести бизнес. Нельзя открыть счет в банке, а без этого — принимать платежи и заключать контракты. Именно поэтому налоговые органы должны совершенствовать свою информационную систему ведь для того, чтобы вести бизнес легально и платить налоги нужна регистрация, без этого это противозаконно и налогоплательщик просто не сможет вести свое дело.

Проблема решения таких задач осуществляется оперативно только в ручном режиме, что существенно делает процесс лишь тяжелее (так например, в сложных случаях, когда наличие документов требуется для получения кредита или в других срочных ситуациях, вопрос так же решается в ручном режиме).

Так в чем же возникла проблема, она возникла в связи с переходом ФНС на новый программно — технический комплекс «Налог 3». Несовершенство данной системы приводит к тому, что после 7 дней просрочки большинство налогоплательщиков пишут заявления в ФНС РФ и их документы ищут в ручном режиме. Перестройкой структуры информационной системы налогового администрирования страны привело к необходимости внедрения этой системы, но по всей видимости она не доработана.

Если ранее консолидация налоговых данных производилась на региональном уровне, то теперь вся информация будет сразу консолидироваться в единой точке — главном ЦОД (центре обработки данных) ФНС. Соответственно и доступ к ЦОД будет у всех сотрудников налоговой службы со всех объектов ФНС.

Сейчас данные, используемые налоговыми органами, все еще хранятся разрозненно. Часть хранится в территориальных налоговых инспекциях и территориальных центрах обработки данных, часть — в федеральном ЦОД.

И, к примеру, для того чтобы налоговая инспекция смогла получить информацию о налогоплательщике, который стоит на налоговом учете в другом регионе, ей нужно направить запрос в тот регион, где он зарегистрирован.

Предполагается, что после введения усовершенствованной версии программы «Налога 3» внутри инспекционного обмена информацией не будет — все нужные сведения можно будет получить, зайдя в единую базу данных. Посредством этой системы должен осуществляться и обмен с внешними базами — Гос реестра, БТИ и других органов, чьи данные используются в работе налоговых органов.

Усовершенствованная программа «Налог 3» применялась в тестовом режиме, период которого продолжался до 10 декабря 2015 года, согласно приказу ФНС от 11 февраля 2013 года. Необходимо отметить что программа все еще не работает в полную силу, но после того как она заработает, она сослужит ФНС хорошую службу: устранит существующее сейчас дублирование информации, автоматизирует многие процессы, ускорит время на выполнение запросов, улучшит контроль над налогоплательщиками и самими налоговыми органами.

Необходимо отметить, что комплексная модернизация АИС НАЛОГ-3 в первую очередь должна принести следующие результаты:

Значительно сократить объем ручных операций за счет внедрения технологии «Налоговый автомат».

Налоговый автомат – технология, обеспечивающая своевременную обработку поступающих в налоговые органы документов и автоматизацию четко формализованных процедур налогового администрирования.

Улучшит сервис личного кабинета, помимо повышения удобства и оперативности взаимодействия так же снизит количество личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов.

Смотрите так же:  Заявление беременной на посещение врача

Существенно повысит уровень контроля эффективности деятельности налоговых органов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Регламент особенностей выполнения функций по государственной регистрации и учету при временном отсутствии автоматизации в период внедрения АИС «Налог-3»

Приказ Федеральной налоговой службы от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/[email protected] «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3″)»

В целях систематизации основных подходов к созданию, развитию, сопровождению и использованию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы приказываю:

1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») (далее — Положение) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, генеральным директорам организаций, подведомственных ФНС России, в дальнейшем руководствоваться требованиями Положения.

Положение
об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»)
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 14 марта 2016 г. N ММВ-7-12/[email protected])

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет назначение и задачи автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее — АИС «Налог-3»), структуру и основные функции АИС «Налог-3», пользователей АИС «Налог-3», порядок обеспечения доступа к АИС «Налог-3», правовой статус программно-технических средств АИС «Налог-3», правила информационного взаимодействия АИС «Налог-3» с иными информационными системами.

II. Назначение и задачи АИС «Налог-3»

2. АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее — Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

3. АИС «Налог-3» создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач, определенных в Положении о ФНС России.

4. АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

а) обеспечение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;

б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;

г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;

д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;

з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов.

К дополнительным задачам относятся:

а) снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;

б) снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;

в) снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;

г) переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;

д) обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

III. Пользователи АИС «Налог-3»

5. Пользователями информационных ресурсов АИС «Налог-3» являются:

а) центральный аппарат ФНС России, территориальные налоговые органы — управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее — налоговые органы);

б) организации, подведомственные ФНС России.

Пользователями информации и сведений АИС «Налог-3» также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее — внешние пользователи).

IV. Основные принципы построения и функции АИС «Налог-3»

6. Основными принципами построения АИС «Налог-3» являются:

а) систематизация сбора, хранения и использования информации при выполнении налоговыми органами полномочий, возложенных на ФНС России;

б) предоставление информации внешним пользователям, а также исключение повторных запросов информации, содержащейся в АИС «Налог-3», у источника информации;

в) актуальность и достоверность информации, содержащейся в АИС «Налог-3»;

г) адаптируемость состава информации, содержащейся в АИС «Налог-3», к изменяющимся требованиям пользователей и законодательства;

д) открытость для интеграции АИС «Налог-3» с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия;

е) единство используемых в АИС «Налог-3» терминов, нормативно-справочной информации, системы показателей и регламентной отчетности;

ж) единство стандартов, технологий, форматов всех элементов АИС «Налог-3»;

з) исполнение требований обеспечения информационной безопасности;

и) открытость и доступность информации, содержащейся в АИС «Налог-3», за исключением информации ограниченного доступа.

7. АИС «Налог-3» обеспечивает автоматизацию деятельности ФНС России по выполняемым функциям, определяемым Положением о ФНС России, и представлена компонентами, выполняющими функции по:

а) сбору, систематизации, обработке, хранению данных и предоставлению информации, содержащейся в АИС «Налог-3», осуществлению форматно-логического контроля данных, выявлению несогласованности и расхождения данных, поступивших из различных источников, и проведению гармонизации информации, содержащейся в АИС «Налог-3», а также для обеспечения интеграции с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений, и информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость интеграции с которыми определяется функциональными требованиями;

б) внешнему взаимодействию с налогоплательщиками физическими и юридическими лицами (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями);

в) централизованному ведению и предоставлению доступа к реестрам, справочникам и классификаторам, используемым в АИС «Налог-3», и формированию данных, необходимых для выполнения функций, возложенных на налоговые органы, и принятия управленческих решений;

г) сопоставлению и анализу информации, содержащейся в АИС «Налог-3», а также обеспечению информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений, в том числе с использованием средств мониторинга, оценки и контроля информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов;

д) обеспечению свободного доступа к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления в части полномочий, возложенных на ФНС России, посредством портала (сайта) ФНС России, являющегося публичным информационным ресурсом.

V. Компонентный состав АИС «Налог-3»

8. К основным компонентам АИС «Налог-3» относятся:

а) централизованные компоненты, размещаемые на федеральном уровне (сегменты для оперативной и аналитической работы);

б) децентрализованные компоненты.

VI. Внешнее информационное взаимодействие АИС «Налог-3»

9. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» и иных информационных систем осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Под информационным взаимодействием АИС «Налог-3» и иных информационных систем в настоящем Положении понимается совокупность информационных процессов, направленных на получение и использование АИС «Налог-3» информации, содержащейся в иных информационных системах, и использование такой информации в электронной форме в АИС «Налог-3», а также на получение и использование пользователями иных информационных систем информации, содержащейся в АИС «Налог-3».

10. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» и иных информационных систем осуществляется с использованием технических и программных средств АИС «Налог-3» на основании обмена электронными документами (информационными запросами и информационными сообщениями), направляемыми участниками информационного взаимодействия.

При организации взаимодействия АИС «Налог-3» и иных информационных систем применяется, в том числе инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Смотрите так же:  Возврат платежа через терминал

11. Информационное взаимодействие АИС «Налог-3» с иными информационными системами осуществляется с обеспечением следующих требований:

а) защита передаваемой информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента передачи этой информации из иной информационной системы и до момента ее поступления в АИС «Налог-3»;

б) организация доступа к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) фиксация даты, времени и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;

г) незамедлительное информирование владельцев информационных систем, взаимодействующих с АИС «Налог-3», о сбоях и нарушениях в работе АИС «Налог-3» и иных информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушении требований обеспечения информационной безопасности, определенных настоящим Положением;

д) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования АИС «Налог-3» и случаев нарушения требований обеспечения информационной безопасности;

е) подтверждение достоверности и актуальности информации, передаваемой из АИС «Налог-3» в иные информационные системы, а в случае установления недостоверности информации — обеспечение ее актуализации и информирование об этом изменении и о случаях выявления недостоверности информации заинтересованных участников информационного взаимодействия;

ж) подписание с использованием электронной подписи информации, передаваемой в иную информационную систему.

12. Технологические средства АИС «Налог-3» обеспечивают единство нормативно-справочной информации, содержащейся в АИС «Налог-3» включая справочники и классификаторы, используемые АИС «Налог-3».

Перечень справочников и классификаторов, используемых в АИС «Налог-3», а также порядок их формирования и ведения в АИС «Налог-3» устанавливаются ФНС России.

Размещение и ведение справочников и классификаторов, используемых в рамках АИС «Налог-3», осуществляется в специализированных средствах ведения нормативно-справочной информации.

13. Технические и программные средства АИС «Налог-3» обеспечивают техническую защиту информации, содержащейся в АИС «Налог-3», посредством:

а) аутентификации и авторизации пользователей АИС «Налог-3», осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, а также действий по техническому и организационному сопровождению АИС «Налог-3»;

б) ведения электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о пользователе, осуществившем изменения;

в) применения средств обеспечения бесперебойного питания, резервирования, восстановления и дублирования (зеркалирования) информации, обеспечивающих возможность восстановления информации;

г) защиты информации от несанкционированного копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;

д) сохранения копий информации и электронных журналов учета операций в соответствии с регламентами резервного копирования, установленными в ФНС России.

14. Технические и программные средства АИС «Налог-3» в части защиты информации, содержащейся в АИС «Налог-3», соответствуют:

а) Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;

б) Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»;

в) постановлению Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119 «Об утверждении Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» (далее — Постановление N 1119 от 01.11.2012);

г) приказу ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах» (далее — приказ ФСТЭК N 17 от 11.02.2013);

д) приказу ФСТЭК России от 18.02.2013. N 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

е) нормативно-методическим документам ФСТЭК России по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры;

ж) техническим требованиям к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

15. Технические и программные средства АИС «Налог-3» обеспечивают:

а) Круглосуточную (за исключением времени на проведение регламентного обслуживания) доступность АИС «Налог-3» для получения и использования (в том числе в форме открытых данных) размещенной в АИС «Налог-3» информации;

б) авторизацию зарегистрированных в АИС «Налог-3» пользователей с использованием специализированных средств управления доступом;

в) проведение регулярного мониторинга работоспособности и доступности функций АИС «Налог-3»;

г) возможность поиска и получения пользователями АИС «Налог-3» текстовой информации и агрегированных статистических данных;

д) разделение автоматизируемых функций АИС «Налог-3» на требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой и не требующие такого взаимодействия, выполняемые «налоговым автоматом»;

е) автоматизированную проверку данных о налогоплательщике по данным, содержащимся в АИС «Налог-3», и немедленное уведомление инспектора о возможных нарушениях законодательства;

ж) возможность наращивания функциональных и технологических возможностей в части числа и объемов решаемых задач, типов и числа взаимодействующих информационных систем, адаптации к различным изменениям;

з) возможность автоматизированной оценки трудозатрат сотрудников налоговых органов и работников подведомственных ФНС России организаций на выполнение технологических процессов в АИС «Налог-3».

16. Лингвистические средства АИС «Налог-3» обеспечивают доступ субъектам системы, пользователям АИС «Налог-3» к содержащейся в АИС «Налог-3» информации на русском языке.

17. Дополнительные (специальные) требования к технологическим, техническим, программным и лингвистическим средствам АИС «Налог-3», а также подсистем АИС «Налог-3», устанавливаются ФНС России.

VII. Централизация функций налогового администрирования в рамках АИС «Налог-3»

18. Процесс развития АИС «Налог-3» направлен на увеличение количества подсистем, включаемых в централизованную архитектуру и соответственное уменьшение количества технологических процессов, автоматизированных в рамках распределенной архитектуры.

19. Перевод децентрализованных компонентов АИС «Налог-3» в централизованную архитектуру компонентов прикладной инфраструктуры обеспечивает высокую гибкость в масштабировании технологических ресурсов ФНС России и основывается на следующих принципах:

а) продуманное и эффективное разделение функций и задач между перспективными и наследуемыми компонентами системы и на всех этапах переходного периода для обеспечения эффективной и безошибочной работы персонала;

б) сохранение инвестиций;

в) обеспечение непрерывности технологических процессов;

г) обеспечение максимальной прозрачности взаимодействия компонентов информационных систем;

д) обеспечение целостности и консистентности данных.

20. Функции централизованных и децентрализованных компонентов АИС «Налог-3», находящихся в промышленной эксплуатации, направлены на формирование единого информационного пространства ФНС России, используемого с целью повышения качества выполнения функций налогового администрирования и контроля, и не пересекаются.

21. При переводе децентрализованных компонентов АИС «Налог-3» в централизованную архитектуру компонентов прикладной инфраструктуры используются следующие подходы:

а) использование единой нормативно-справочной информации;

б) использование единой идентификации данных, в частности присвоение уникальных федеральных идентификаторов;

в) выверка (обеспечение чистоты данных) и подъем данных из децентрализованных компонентов в централизованные (в федеральное хранилище);

г) предоставление возможности взаимодействия подсистем и компонентов АИС «Налог-3» в процессе обмена и использования данных для обеспечения реализации непрерывных технологических процессов;

д) поддержка единого авторизационного пространства для обеспечения непрерывности технологических процессов;

е) обеспечение консолидированного сбора событий обеспечения информационной безопасности в сквозных технологических процессах.

22. Отдельный набор процессов, в настоящий момент уже реализованных в рамках автоматизированной информационной системы и планируемых к реализации, не подлежит централизации вследствие ее невозможности либо экономической и организационной неэффективности. Такие децентрализованные компоненты наряду с компонентами централизованной среды поддерживают и будут продолжать поддерживать непрерывность исполнения технологических процессов ФНС России.

VIII. Порядок обеспечения доступа и организации работы с АИС «Налог-3»

23. Доступ к АИС «Налог-3» предоставляется пользователям системы с использованием специализированных средств управления доступом.

24. Регистрация в АИС «Налог-3» пользователей налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций производится в соответствии с порядком предоставления доступа к информационным системам и ресурсам ФНС России.

25. В целях организации работы с АИС «Налог-3» пользователи системы принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие:

24.1. Для внешнего взаимодействия:

а) определение уполномоченных сотрудников федерального органа исполнительной власти, осуществляющих с использованием квалифицированной электронной подписи действия по подписанию электронных документов;

б) осуществление установки необходимых средств криптографической защиты информации на автоматизированные рабочие места уполномоченных сотрудников и обеспечение их средствами электронной подписи;

в) выделение адреса электронной почты для обработки направленных АИС «Налог-3» в адрес субъектов системы информационных уведомлений о направлении и поступлении сведений, а также иных действиях, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, и обработку указанных уведомлений.

24.2. Для налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций:

а) назначение ответственных технологов в целях комплексной организации внедрения технологических процессов ФНС России и осуществления внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России;

Смотрите так же:  Образец искового заявления о взыскании денег по расписке

б) формирование и ведение Реестра согласованных заявок на работы по развитию (модернизации) и услуги по сопровождению АИС «Налог-3» на очередной год;

в) обеспечение защиты информационных ресурсов и системной инфраструктуры.

26. Зарегистрированные в АИС «Налог-3» пользователи системы получают санкционированный доступ к АИС «Налог-3» для осуществления функций в соответствии со своими полномочиями.

27. Идентификация и аутентификация пользователей налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций в АИС «Налог-3» осуществляется с использованием специализированных средств управления доступом.

28. Зарегистрированные в АИС «Налог-3» пользователи не вправе производить действия, направленные на нарушение процесса функционирования АИС «Налог-3» ФНС России.

29. Правомочия обладателя информации, содержащейся в АИС «Налог-3», осуществляет Российская Федерация в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

30. Доступ к информации, содержащейся в АИС «Налог-3», обеспечивается для пользователей системы в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

IX. Правовой режим программно-технических средств АИС «Налог-3»

31. Имущество, входящее в состав программно-технических средств АИС «Налог-3» и созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является собственностью Российской Федерации.

32. Исключительное право на прикладное программное обеспечение АИС «Налог-3» приобретается Российской Федерацией в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

33. Совокупность программного обеспечения АИС «Налог-3», а также подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и методической документации к такому программному обеспечению образует фонд алгоритмов и программ АИС «Налог-3».

Порядок формирования и ведения фонда алгоритмов и программ АИС «Налог-3» устанавливается приказом ФНС России.

X. Технологическая инфраструктура АИС «Налог-3»

34. Целевой инфраструктурой, предназначенной для эксплуатации АИС «Налог-3», является ФЦОД ФНС России в г. Москве, а также создаваемая в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 г. N 995 Система ЦОД Минфина России.

35. В создаваемую систему Центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных исполнительных органов власти, входят Федеральный центр обработки данных в г. Дубна Московской области и Резервный центр обработки данных N 1 в г. Городец Нижегородской области.

XI. Порядок развития АИС «Налог-3»

36. Порядок организации работ по развитию (модернизации) АИС «Налог-3», включая планирование работ, контроль их исполнения, порядок ввода в действие полученных результатов определяется Положением об организации работ по развитию (модернизации) автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»), утверждаемым приказом ФНС России.

XII. Порядок эксплуатации АИС «Налог-3»

37. Порядок эксплуатации АИС «Налог-3» регулируется системой специализированных регламентирующих документов, определяющих подходы к обеспечению непрерывности функционирования автоматизированной информационной системы и технической поддержки ее пользователей.

38. Эксплуатация АИС «Налог-3» и техническая поддержка ее пользователей осуществляется специализированной организацией, подведомственной ФНС России.

Техническая поддержка пользователей АИС «Налог-3» осуществляется с использованием централизованного сайта технической поддержки.

Обзор документа

Утверждено положение об автоматизированной информационной системе ФНС России (АИС «Налог-3»).

Оно определяет назначение и задачи АИС «Налог-3», ее структуру, основные функции и пользователей, а также порядок обеспечения доступа, правовой статус программно-технических средств, правила информационного взаимодействия указанной системы с иными информационными системами.

АИС «Налог-3» создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач ФНС России. Она направлена, в частности, на обеспечение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика; создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации; гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации и др.

Пользователями информационных ресурсов АИС «Налог-3» являются налоговые органы и организации, подведомственные ФНС России.

Доступ к указанной системе предоставляется пользователям с использованием специализированных средств управления доступом.

Имущество, входящее в состав программно-технических средств АИС «Налог-3» и созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является собственностью Российской Федерации.

Эксплуатация АИС «Налог-3» и техническая поддержка ее пользователей осуществляется специализированной организацией, подведомственной ФНС России.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

ФНС предлагает доработать ведомственную информационную систему

Федеральная налоговая служба (ФНС) оценила свои затраты на переход на отечественный софт в 3,3 млрд руб. в течение четырех лет. Эти средства понадобятся на доработку ведомственной информационной системы «Налог-3», которая оказалась плохо совместима с отечественной ОС «Альт Линукс» и офисным ПО «МойОфис». Сами разработчики указывают, что тестирование софта проводилось еще полтора года назад и многие недостатки с тех пор устранены.

ФНС требуется около 3,3 млрд руб. в течение четырех лет для импортозамещения программного обеспечения, говорится в отчете ведомства по итогам тестирования отечественного софта (есть у “Ъ”). 19 октября Минкомсвязь направила отчет ФНС в аналитический центр (АЦ) при правительстве, НИИ «Восход» и в Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ по итогам совещания у замминистра связи Алексея Соколова. Средства нужны для доработки автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-3», которая плохо совместима с отечественным софтом, следует из отчета: в январе—марте 2017 года ФНС тестировала ее с операционной системой «Альт Линукс» компании «Базальт СПО» и офисным ПО «МойОфис» компании «Новые облачные технологии» (НОТ). В ФНС и Минкомсвязи на запросы “Ъ” не ответили.

АИС «Налог-3» — единая информационная система ФНС, обеспечивающая автоматизацию деятельности ведомства по всем его функциям, включая прием, обработку, предоставление и анализ информации, формирование статистических данных и т. д., говорится на сайте ФНС.

В АЦ подтвердили, что получили письмо Минкомсвязи, отметив, что оно «принято к сведению и учету в работе, но не содержит прямых поручений» в адрес центра. В Центре компетенций по импортозамещению письма не получали, сообщил его директор Илья Массух, «видимо, отправили «Почтой России»». По его мнению, «неправильно» судить о качестве программных продуктов по результатам тестирования полуторагодичной давности, поскольку они «динамично развиваются». Тем не менее инвестировать в адаптацию ведомственных АИС к российскому софту необходимо, уверен господин Массух, сейчас они «настолько глубоко используют зарубежные программные продукты, что это стало опасно с точки зрения информационной безопасности». Стоимость такой адаптации не превышает 10% от стоимости самих информационных систем, оценивает он.

Михаил Мишустин, глава ФНС, в сентябре 2017 года

Цифровая экономика — это не только экономика знаний, но и экономика доверия. В перспективе технологии позволят создать в России систему добровольного соблюдения налогового законодательства

«Базальт СПО» участвовала в тестировании ПО, подтверждает гендиректор компании Алексей Смирнов. «Эти работы были продолжены после марта 2017 года, и сейчас есть понимание того, какие прикладные системы уже совместимы и успешно работают, а для каких требуется доработка. В частности, необходима серьезная доработка АИС «Налог-3», которая была написана с использованием технологии .NET»,— поясняет господин Смирнов, называя саму АИС «масштабной и сложной».

Как власти столицы пожаловались на дефекты в отечественном ПО

«МойОфис» тестировался в версии, выпущенной еще в конце 2016 года, и за два прошедших года около 90% замечаний было устранено, утверждает гендиректор НОТ Дмитрий Комиссаров. В случае продолжения работ по импортозамещению оценка в 3,3 млрд руб. должна «существенно сократиться», уверен он. В то же время для переработки АИС «Налог-3» потребуются «существенные затраты», связанные с заменой закрытого языка программирования доступным к использованию сторонними производителями, полагает он.

Помимо совместимости с «Альт Линукс» и «МойОфис», проблемы при тестировании возникали и с антивирусным ПО Kaspersky Endpoint Security 8, указывается в отчете ФНС. В частности, не выполнялось сканирование файлов и обновление софта, а также не устанавливался агент администрирования для «Альт Линукс». В пресс-службе «Лаборатории Касперского» вчера отметили, что не знают, почему для тестирования была выбрана такая версия продукта, поскольку она была выпущена более шести лет назад и не поддерживает «Альт Линукс».

Кристина Жукова, Денис Скоробогатько

«Моему офису» не хватает конкурентов

Для импортозамещения офисного софта в российских госструктурах на рынке должны появиться не менее двух отечественных компаний-лидеров в его разработке, считает Минкомсвязь. Сейчас под это определение подпадает только одна компания — «Новые облачные технологии» (НОТ), которая не может участвовать в централизованных закупках из-за отсутствия альтернативы. Из-за этого и выигрывают иностранные конкуренты, прежде всего Microsoft, уверены в НОТ.