Ответственность за нарушение законодательства и требований охраны труда

Прокуратура Оренбургской области

  • Главная
  • Правовое просвещение и взаимодействие с общественностью
  • Прокурор разъясняет
  • Ответственность за нарушение правил охраны труда

Ответственность за нарушение правил охраны труда

Статьей 37 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), развивая это конституционное положение, возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 22 ТК РФ).

В соответствии со статьей 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Кроме иных мер, эта гарантия обеспечивается государственным контролем (надзором) за соблюдением требований охраны труда и предусмотренной законодательством дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой (статья 419 ТК РФ) а также административной и уголовной ответственностью лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и законодательства об охране труда.

Дисциплинарная ответственность выражается в применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, допустившим нарушение правил охраны труда.

Перечень дисциплинарных взысканий установлен статьей 192 ТК РФ и включает в себя замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Материальная и гражданско-правовая ответственность заключается в частичном или полном возмещении ущерба, причиненного нарушением правил охраны труда, и может применяться по основаниям и в порядке, предусмотренном разделом XI и статьей 277 ТК РФ, а также по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена действующей в настоящее время статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Согласно части первой данной статьи нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

По части второй этой статьи административное наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет налагается на должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за нарушение законодательства о труде и об охране труда и совершивших аналогичное административное правонарушение повторно до истечения одного года со дня исполнения ранее наложенного административного наказания.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда установлена статьей 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

Федеральным законом от 28.12.2013 ? 421-ФЗ в статью 143 УК РФ внесены изменения, направленные на усиление уголовной ответственности за нарушение права работников на безопасные условия труда.

Согласно новой редакции этой статьи, действующей с 1 января 2014 года, нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или иными видами уголовных наказаний, среди которых максимально строгим является лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, влечет ответственность по части второй статьи 143 УК РФ, предусматривающей в качестве наиболее строгого наказания лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Указанным Федеральным законом статья 143 УК РФ дополнена частью третей, устанавливающей ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

При таких последствиях виновному лицу может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии с введенным в текст УК РФ примечанием к статье 143 УК РФ под требованиями охраны труда в статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 28.12.2013 ? 421-ФЗ внесены также изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на повышение уровня гарантий соблюдения трудовых прав граждан, в том числе и права на безопасные условия труда.

Эти изменения и дополнения КоАП РФ вступят в силу с 1 января 2015 года.

С этого времени указанная выше статья 5.27 КоАП РФ будет действовать в редакции, предусматривающей административную ответственность только за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в измененной редакции КоАП РФ установлена новой статьей 5.27.1.

В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний может повлечь с 01.01.2015 в соответствии с частью третей статьи 5.27.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Часть четвертая этой статьи предусматривает еще более высокие размеры административных штрафов за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Следует также отметить, что статья 19.5 КоАП РФ дополнена частью двадцать третей, согласно которой с 01.01.2015 невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, (государственного инспектора труда) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Комментарий к статье 24

1. В соответствии со ст. 419 ТК за действия, указанные в комментируемой статье, предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

2. Дисциплинарная ответственность. За нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей, включая обязанность по соблюдению требований охраны труда, предусматривается дисциплинарная ответственность. Так, обязанность работников по соблюдению требований охраны труда закреплена в ст. 15 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (см. комментарий к ст. 15 Закона).

Обязанности лиц, выполняющих функции руководителей, в сфере охраны труда также регламентируются. Нормативной базой для такой регламентации являются помимо ст. 15 Закона также ч. 2 ст. 21 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка и квалификационные характеристики должностей руководителей и служащих, утверждаемые в установленном порядке.

Квалификационные характеристики массовых должностей руководящих работников, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко распространенных на практике, определены Минтрудом России (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. М.: Приор, 2000). Квалификационные характеристики должностей руководителей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются и утверждаются Министерствами (ведомствами).

Из квалификационных характеристик руководителей следует, что в число их должностных обязанностей наряду с осуществлением функции по организации производства и труда входит также обязанность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований охраны труда. Причем осуществление руководителями организационных и контрольных функций базируется на отношении «власть — подчинение»: руководитель конкретного уровня в соответствии со своими полномочиями дает указания, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, т. е. используется распорядительный способ воздействия на подчиненных. Именно это позволяет говорить о том, что лица, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда на предприятиях, являются лицами, осуществляющими организационно-распорядительные функции.

В конкретных организациях указанные квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов — должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в квалификационные характеристики определенной должности, распределяются между несколькими исполнителями либо пополняются дополнительными обязанностями. Должностные инструкции утверждаются руководителем организации либо его заместителем, в непосредственном подчинении которого находятся подразделение и соответствующие работники, с учетом мнения профсоюзного органа. Именно этими нормативными документами необходимо руководствоваться при решении вопроса о том, за нарушение каких обязанностей по соблюдению требований охраны труда подлежат ответственности лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, включая функции по обеспечению охраны труда.

Определенные должностные обязанности в области охраны труда возлагаются также на специалистов предприятия, что находит закрепление в должностных инструкциях. Например, инженер-энергетик обеспечивает не только бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, но и соблюдение правил и норм охраны труда при производстве указанных работ.

Смотрите так же:  Налог на машину лексус

Несоблюдение работниками и лицами, выполняющими организационно-распорядительные функции, а также специалистами по их вине возложенных на них обязанностей в сфере охраны труда является нарушением дисциплины труда (дисциплинарным проступком), за что виновные могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК).

Дисциплинарный проступок может выражаться как в совершении противоправных виновных действий, не соответствующих требованиям специальных норм и правил охраны труда, так и в бездействии (в непринятии мер по предупреждению нарушения требований охраны труда). Действия работника, не выходящие за рамки закона, не могут считаться противоправными. Так, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст. 9 Закона и ст. 220 ТК).

Дисциплинарные проступки рабочих обычно выражаются в том, что ими не соблюдаются установленные инструкциями по охране труда правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках, требования обращения с машинами и механизмами, правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, нарушаются санитарные нормы и т. д.

Наиболее распространенными нарушениями правил охраны труда лицами, наделенными организационно-распорядительными функциями, являются: допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда и прохождения стажировки на рабочем месте с целью приобретения навыков безопасных приемов работы; к управлению внутризаводским транспортом без прохождения обязательного медицинского осмотра; к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований, при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты; а также привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ, запрещенных для них законодательством (к тяжелым работам, работам с вредными или опасными условиями труда, к ночным и сверхурочным работам), и др.

Материалами для привлечения к дисциплинарной ответственности у работодателя могут быть результаты проверок со стороны службы охраны труда данной организации или органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Кроме того, уполномоченные должностные лица органов государственного надзора могут давать работодателям обязательные для исполнения предписания о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность заключается в применении к виновному одного из следующих видов взыскания, предусмотренных законодательством о труде: замечание, выговор, увольнение с работы (ст. 192 ТК). Причем увольнение с работы может осуществляться как при систематическом нарушении (несоблюдении) требований охраны труда (п. 5 ст. 81 ТК), так и при однократном грубом нарушении трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями (п. 10 ст. 81 ТК). Увольнение работника может иметь место также за нарушение им требований по охране труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. «д» п. 6 ст. 81 ТК).

Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда и меры дисциплинарной ответственности за их несоблюдение закреплены также некоторыми уставами и положениями о дисциплине, применяемыми в ряде отраслей хозяйства (например, Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3557).

Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие обладают таким правом лишь в случаях, когда указанные полномочия им предоставлены уставом организации, приказом руководителя и др.

Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего дисциплинарный проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в частности от возмещения материального ущерба организации. Кроме того, дисциплинарное взыскание может сочетаться с лишением в установленном порядке премий, вознаграждений по итогам работы за год и другими мерами, предусмотренными законодательством и коллективным договором.

Согласно ст. 193 ТК до применения к виновному работнику взыскания руководитель организации должен затребовать от него письменное объяснение. При наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, степень вины работника, предшествующую работу и его поведение.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения нарушения требований охраны труда, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. По истечении 6 месяцев со дня совершения проступка применение дисциплинарного взыскания не допускается, за исключением случаев, указанных в данной статье. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в государственные инспекции труда или в комиссию по трудовым спорам, а если она не создана — в суд.

Руководители организации, их заместители привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ст. 195 ТК. Исходя из содержания этой статьи, профессиональные союзы или иные представительные органы работников, уполномоченные контролировать соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашений, вправе подать заявление работодателю с указанием на нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, допускаемые руководителем организации (его заместителями).

Работодатель должен в недельный срок рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

За допущенные правонарушения работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

3. Административная ответственность. Лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, и другие работники, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда в организации, допустившие административные правонарушения в сфере охраны труда, подвергаются административной ответственности.

Административная ответственность — это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения — противоправного, виновного действия (бездействия), применяемого в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (п. 1 ст. 3.1 КоАП). Правом привлекать к административной ответственности, как указывалось в комментарии к ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», наделены органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на объектах.

Субъектами такой ответственности могут быть как руководители организаций, так и другие работники, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению руководителя возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований охраны труда, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Нарушение требований охраны труда этими лицами может выражаться как в нарушении своими собственными действиями установленных правил, так и в даче подчиненным указаний, идущих вразрез с правилами (инструкциями) по охране труда, а также за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными им лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг их служебных обязанностей.

Таким образом, к административной ответственности могут быть привлечены как непосредственный организатор работ (мастер, начальник участка), так и лица, обязанные обеспечивать безопасность труда (начальник цеха, главный инженер организации), или одновременно те и другие.

С субъективной стороны нарушение законодательства об охране труда может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Нарушение законодательства о труде и охране труда согласно ст. 5.27 КоАП влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Помимо административного штрафа ст. 3.2 КоАП предусматривает новый вид административного наказания — дисквалификацию.

Административный штраф может быть наложен: главным государственным инспектором труда Российской Федерации, его заместителями; главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации; главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда и другими должностными лицами федеральной инспекции труда и государственных инспекций труда. Административное взыскание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация на срок от одного года до трех лет применяется за нарушение законодательства о труде и об охране труда к лицам, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность, привлечение к которой осуществляется должностными лицами федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда, установлена также за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП); необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП); нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП); за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП); сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5.44 КоАП).

За совершение указанных правонарушений предусмотрено наложение административного штрафа, выражающегося в кратной величине минимальной оплаты труда.

Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и субъекты такой ответственности предусмотрены ст. 9.1 и ст. 11.20 КоАП.

Рассматривать дела об указанных правонарушениях в соответствии со ст. 23.31 КоАП вправе: руководитель Госгортехнадзора России; руководители управлений и округов государственного горного и промышленного надзора, их заместители и другие должностные лица, указанные в этой статье.

Административная ответственность за нарушение правил использования атомной энергии и порядка учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением их хранения и использования установлена ст. 9.6 КоАП. Дела об ответственности за названные правонарушения согласно ст. 23.33 КоАП рассматриваются руководителем Госатомнадзора России, его заместителями, руководителями территориальных органов Госатомнадзора России, их заместителями и другими должностными лицами, указанными в данной статье.

Смотрите так же:  Что такое штраф иного органа

Меры государственного принуждения в виде административного наказания предусмотрены и за многие другие административные правонарушения, например, за ввод в эксплуатацию топливо — и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах (ст. 9.9 КоАП); за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст. 9.11 КоАП) и др.

Дела об указанных административных правонарушениях от имени органов госэнергонадзора согласно ст. 23.30 КоАП рассматриваются:

Главным государственным инспектором Российской Федерации по энергетическому надзору и его заместителем;

Старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору;

Государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Административная ответственность в сфере труда установлена также за нарушение организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, нарушение санитарно-эпидемиологических требований эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП).

Рассматривать дела об указанных правонарушениях от имени органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии со ст. 23.13 КоАП вправе:

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, его заместители;

Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, их заместители;

Главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном), их заместители;

Главные государственные санитарные врачи городов, районов;

Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, в области обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, их заместители — об административных правонарушениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Возбуждение административного производства и привлечение к административной ответственности работодателей и лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции, осуществляются в соответствии с требованиями КоАП (см. гл. 28 — 30 КоАП).

4. Уголовная ответственность заключается в том, что лицо, виновное в совершении преступления, обязано понести наказание — меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда, заключающуюся в лишении или ограничении его прав и свобод.

Возбуждение уголовного дела по факту нарушения требований охраны труда производится прокурором или судьей при наличии повода и оснований.

На практике поводом и основаниями для возбуждения уголовных дел прокурором являются поступающие в органы прокуратуры материалы органов надзора и контроля о нарушениях требований охраны труда, непосредственное обнаружение прокурором нарушений требований охраны труда, содержащих признаки преступления, материалы о происшедших несчастных случаях на производстве, направляемые работодателями в прокуратуру в обязательном порядке, и др.

Виды наказаний за нарушения требований охраны труда, содержащие все признаки состава преступления, закреплены в Уголовном кодексе РФ. Так, за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, согласно ст. 143 УК наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев или исправительными работами на срок до 2 лет либо лишением свободы на срок до одного года. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Субъектами преступления, предусмотренного данной статьей, могут быть как лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, так и руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

В Уголовном кодексе предусмотрена также ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК); прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК); правил безопасности на взрывоопасных объекта (ст. 217 УК); правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК).

Субъектами названных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.

За нарушение требований охраны труда и правил безопасности виновные в этом лица подлежат уголовной ответственности независимо от организационно-правовых форм предприятий, в которых они работают.

Наряду с рассмотренными видами ответственности руководителей и других должностных лиц за нарушение трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, ст. 419 ТК предусматривает также гражданско-правовую ответственность этих лиц. Однако действующим законодательством такая ответственность, предусматривающая определенные меры государственного принуждения, за указанное правонарушение не установлена.

Комментарий к федеральному закону
«Об основах охраны труда в Российской Федерации»
По состоянию на 1 февраля 2004 года
Н. Н. Шептулина

Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

ohrana_truda.jpg

Похожие публикации

10-й раздел Трудового кодекса РФ всецело посвящен вопросам охраны труда. В нем перечислены основные и дополнительные мероприятия, цель которых – сделать пребывание человека на рабочем месте максимально безопасным. Поскольку от их выполнения зависит жизнь и здоровье сотрудника, государством установлена ответственность за нарушение законодательства по охране труда. И отвечать иногда приходится не только по Административному, но и по Уголовному кодексу.

Виды ответственности за нарушение правил охраны труда

Виды ответственности разнятся в зависимости от того, кто является нарушителем – юридическое или физическое лицо. Кроме того, учитывается тяжесть последствий, возникших из-за игнорирования правил по безопасности производства, а также было ли нарушение совершено впервые или повторно.

Ответственность за нарушение охраны труда предприятием

К юридическому лицу (работодателю), не соблюдающему установленные требования, применяется административная ответственность за нарушение требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ). В основном, она предполагает два вида санкций:

  • наложения штрафа на организацию от 50 000 рублей (при повторном нарушении может доходить до 200 000 рублей);
  • в виде приостановления деятельности на определенный срок.

Приостановление деятельности предусмотрено не только для организации-нарушителя, но и для индивидуальных предпринимателей, на которых также возлагается ответственность за соблюдение правил по охране труда. Они являются обязательными для любого работодателя, независимо от того, в какой форме он ведет коммерческую или иную деятельность.

Также организация или ИП могут понести и материальную ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных требований по охране труда, установленных действующим законодательством. Например, если по причине их несоблюдения сотрудник получил травму, увечье или иной вред здоровью, он вправе взыскать с работодателя компенсацию за моральный вред (в судебном порядке или в соответствии с условиями трудового контракта).

Однако оплачивать работнику его лечение, реабилитацию, медикаменты, компенсировать иные расходы, необходимость в которых возникла в результате нарушения, будет ФСС – за счет страховых взносов, регулярно отчисляемых работодателем.

Ответственность специалиста по охране труда

Закон обязывает работодателей создавать на предприятии специальную службу по охране труда, если на нем работает более 50 человек (ст. 217 Трудового кодекса РФ). Но даже если сотрудников меньше, в организации должен быть специалист, отвечающий за эти вопросы.

Виды ответственности за нарушение охраны труда, применяемые в отношении физического лица гораздо разнообразнее. В зависимости от последствий его действий или бездействия, она может быть:

  • материальная;
  • дисциплинарная (вплоть до увольнения «по статье»);
  • административная;
  • и даже уголовная.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда наступает в случаях, когда их несоблюдение причинило тяжкий вред здоровью хотя бы одного человека (ст. 143 УК РФ). Специальные правила (правительственное постановление № 522 от 17.08.2007) гласят, что его признаком является травмирование другого человека, которое, в частности, привело:

  • к слепоте;
  • к внешнему уродству;
  • потере вынашиваемого ребенка;
  • психическому заболеванию;
  • утрате трудоспособности.

Еще более суровая уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда предусмотрена законом, если оно привело к смерти человека или нескольких лиц.

В отношении 143-й статьи УК следует сделать важное пояснение: она применяется только к нарушителям, непосредственно (в силу должностной инструкции) отвечающим за безопасность производства. Например, если человек погибнет из-за того, что правила нарушил инженер по охране труда, уголовная ответственность наступит именно по этой статье. А если трагедия произойдет по вине постороннего лица, в чьи обязанности контроль за безопасностью на данном предприятии не входит, ему вменят 109-ю или иную статью Уголовного кодекса.

Ответственность за несоблюдение требований охраны труда: что грозит нарушителям

Согласно статье 212 Трудового кодекса, ответственность по охране труда на предприятии возлагается на работодателя. Он обязан обеспечить выполнение всех необходимых мероприятий, установленных законом.

Ответственность работодателя по охране труда и технике безопасности установлена Кодексом об административных правонарушениях и, прежде всего – статьей 5.27.1. Ею предусматриваются следующие санкции в отношении организации:

  • штраф 60-80 тыс. рублей – за непроведение оценки условий, в которых работают сотрудники (или за проведение с нарушениями);
  • штраф 110-130 тыс. рублей — за допуск сотрудника к работе без обязательного медосмотра или инструктажа;
  • штраф 130-150 тыс. рублей – за необеспечение подчиненных защитными индивидуальными средствами;
  • штраф 50-80 тыс. рублей – за иные правонарушения в сфере охраны труда.

Административная ответственность за нарушение техники безопасности в виде штрафа увеличивается до 200 000 рублей, если правонарушение совершается не в первый раз. В этом случае его могут заменить на временное приостановление деятельности юрлица – до 90 суток.

Штрафы с должностных лиц взимаются в меньших размерах и не превышают 30 тысяч рублей. Однако в отношении них возможна уголовная ответственность за охрану труда, проводимую недолжным образом, если это привело к гибели или тяжелому увечью человека. Максимальная санкция по статье 143 УК – лишение свободы на 5-летний срок (или принудительные работы на тот же период). Она применяется, если действия нарушителя повлекли смерть не менее 2-х человек.

Ответственность за нарушение охраны труда

В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Смотрите так же:  Уэк как оформить

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 1000 до 5000 рублей
  • на юридических лиц – от 30000 до 50000 рублей

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей
  • на должностных лиц – от 10000 до 20000 рублей

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5000 до 10000 рублей
  • на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 10000 до 20000 рублей
  • на юридических лиц – от 50000 до 70000 рублей

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30000 до 40000 рублей
  • на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей
  • на должностных лиц – дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 2000 до 5000 рублей
  • на юридических лиц – от 50000 до 80000 рублей

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 5000 до 10000 рублей
  • на юридических лиц от 60000 до 80000 рублей

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 15000 до 25000 рублей
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 рублей

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 рублей
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20000 до 30000 рублей
  • на юридических лиц – от 130000 до 150000 рублей

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30000 до 40000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • на юридических лиц – от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Примечание: Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Статья 14.54. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда

1. Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 рублей
  • на юридических лиц – от 70000 до 100000 рублей

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 40000 до 50000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет
  • на юридических лиц – в размере от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Примечание: Эксперт организации, проводившей специальную оценку условий труда, совершивший при проведении специальной оценки условий труда административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несет административную ответственность как должностное лицо.

Статья 15.34. Сокрытие страхового случая

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей
  • на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей
  • на юридических лиц в размере от 5000 до 10000 рублей

Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей
  • на должностных лиц – от двух тысяч до четырех тысяч рублей

Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1000 рублей
  • на должностных лиц – от 2000 до 4000 рублей
  • на юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей

2. Действия или бездействие, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, – влекут наложение штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей
  • на юридических лиц – от 20000 до 50000 рублей

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года
  • на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства – влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей
  • на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет
  • на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

Статья 143. Нарушение требований охраны труда

1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается:

  • штрафом в размере до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев
  • либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов
  • либо исправительными работами на срок до 2 лет
  • либо принудительными работами на срок до 1 года
  • либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года или без такового

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается:

  • принудительными работами на срок до 4 лет
  • либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается:

  • принудительными работами на срок до 5 лет
  • либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Примечание: Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.