Основные требования к нормированию качества окружающей среды

Статья 25. Основные требования к нормированию качества окружающей природной среды

1. Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического

фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных

ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

2. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы

их определения утверждаются специально уполномоченными на то государственными

органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды,

санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития

науки и техники с учетом международных стандартов.

3. При нарушении требований нормативов качества окружающей природной

среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую

природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию

специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации

в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического

Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» знаменует новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения.

Характер нарушения природной окружающей среды при возведении подземной части зданий и сооружений разнообразен, причем на этот характер существенное влияние оказывает вид выполняемых … Федеральный закон Об охране окружающей среды.

В Законе РФ «Об охране окружающей среды» содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения.

Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения. Понятие его содержится в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды».

Так, Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. был назван «Об охране окружающей природной среды». Во многих отечественных работах правильно указывается на некорректность понятия «окружающая среда».

В общем виде направления экономического стимулирования охраны окружающей среды определены в ст. 24 Закона «Об охране окружающей природной среды». Они включают: • установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим.

Согласно ст. 89 Закона об охране окружающей природной среды, при определении величины вреда здоровью граждан должны учитываться необходимые затраты на восстановление здоровья, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с.

При этом под лимитами понимаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предусмотренные ст. 27 Закона «Об охране окружающей природной среды» и временно согласованные нормативы (ст.45).

В то же время Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды (ст. 89).

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделяет два вида экологического страхования – добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и.

Нормирование качества окружающей среды

Нормирование качества окружающей среды

Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека его потребностям. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на рабочем месте и жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье, уровень заболеваемости населения и т. д.

Нормирование качества окружающей среды установление показателей и пределов, в которых допускается изменение этих показателей (для воздуха, воды, почвы и т. д.).

Цель нормирования – установление предельно допустимых норм (экологических нормативов) воздействия человека на окружающую среду. Соблюдение экологических нормативов должно обеспечить экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда человека, растений и животных, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения, носят временный характер и могут совершенствоваться по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Основные экологические нормативы качества окружающей среды и воздействия на нее следующие:

Нормативы качества (санитарно-гигиенические):

– предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ;

– предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воздействий: радиации, шума, вибрации, магнитных полей и др.

Нормативы воздействия (производственно-хозяйственные):

– предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;

– предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ.

– предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду.

Предельно допустимая концентрация (количество) (ПДК) – количество загрязняющего вещества в окружающей среде (почве, воздухе, воде, продуктах питания), которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. ПДК рассчитывают на единицу объема (для воздуха, воды), массы (для почвы, пищевых продуктов) или поверхности (для кожи работающих). ПДК устанавливают на основании комплексных исследований. При ее определении учитывают степень влияния загрязняющих веществ не только на здоровье человека, но и на животных, растения, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом.

В настоящее время в нашей стране действуют более 1900 ПДК вредных химических веществ для водоемов, более 500 для атмосферного воздуха и более 130 для почв.

При содержании в природном объекте нескольких загрязняющих веществ, обладающих суммацией действия (синергизмом), учитывают их совместное воздействие.

При нормировании качества атмосферного воздуха используют такие показатели как ПДК вредного вещества в воздухе рабочей зоны, ПДК максимально разовую и ПДК среднесуточную.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) это максимальная концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площади, на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих.

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций в организме человека (ощущение запаха, изменение световой чувствительности глаз и др.).

Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) – это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании.

При нормировании качества воды используют такие показатели, как ПДК вредных веществ для питьевых вод и рыбохозяйственных водоемов. Также нормируют запах, вкус, цветность, мутность, температуру, жесткость, коли-индекс и другие показатели качества воды.

Предельно допустимая концентрация» воде водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв) – это максимальная концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования.

Предельно допустимая концентрация в воде водоема, используемого для рыбохозяйственных целей (ПДКвр) это максимальная концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредного влияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых.

При нормировании качества почвы используют такой показатель, как ПДК вредного вещества в пахотном слое почвы. Предельно допустимая концентрация в пахотном слое почвы (ПДКп) это максимальная концентрация вредного вещества в верхнем, пахотном слое почвы, которая не должна оказывать прямого или косвенного отрицательного влияния на здоровье человека, плодородие почвы, ее самоочищающую способность, соприкасающиеся с ней среды и не приводящее к накоплению вредных веществ в сельскохозяйственных культурах.

При нормировании качества продуктов питания используют такой показатель, как ПДК вредного вещества в продуктах питания. Предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вредного вещества в продуктах питания (ПДКпр) это максимальная концентрация вредного вещества в продуктах питания, которая в течение неограниченно продолжительного времени (при ежедневном воздействии) не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) – это максимальный уровень воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда. ПДУ – это то же, что ПДК, но для физических воздействий.

В тех случаях, когда ПДК или ПДУ не определены и находятся только на стадии разработки, используют такие показатели, как ОДК – ориентировочно допустимая концентрация, или ОДУ – ориентировочно допустимый уровень, соответственно.

Необходимо отметить, что существует два подхода к нормированию загрязнения окружающей среды. С одной стороны, можно нормировать содержание загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, с другой стороны, – степень трансформации окружающей среды в результате ее загрязнения. В последнее время все чаще обращают внимание на недостатки первого подхода, в частности, применения ПДК для почв. Однако подход к нормированию качества среды по показателям ее трансформации (например, состояния биоты) практически не развит. По-видимому, лучше использовать оба подхода в сочетании друг с другом.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) или сброс (ПДС) – это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается данному конкретному предприятию выбрасывать в атмосферу или сбрасывать в водоем, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий.

Если в воздухе или воде населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК, то по объективным причинам значения ПДВ и ПДС не могут быть достигнуты. Для таких предприятий устанавливаются значения временно согласованных выбросов вредных веществ (ВСВ) и временно согласованных сбросов вредных веществ (ВСВ) соответственно, и вводится поэтапное снижение показателей выбросов и сбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ и ПДС.

В настоящее время в России на нормативах ПДВ работают лишь 15–20% загрязняющих производств, на ВСВ – 40–50%, а остальные загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяют по фактическому выбросу на определенном отрезке времени.

Комплексным показателем качества окружающей среды является предельно допустимая экологическая нагрузка.

Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду – это максимальная интенсивность антропогенного воздействия на окружающую среду, не приводящая к нарушению устойчивости экологических систем (или, иными словами, к выходу экосистемы за пределы экологической емкости).

Потенциальная способность природной среды перенести ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения основных функций экосистем определяется как емкость природной среды, или экологическая емкость территории. Устойчивость экосистем к антропогенным воздействиям зависит от следующих показателей: 1) запасы живого и мертвого органического вещества; 2) эффективность образования органического вещества или продукции растительного покрова и 3) видовое и структурное разнообразие. Чем они выше, тем устойчивее экосистема.

Смотрите так же:  Приказ минздрава 1999

В зависимости от соответствия уровня хозяйственной деятельности человека экологической емкости территории природопользование можно разделить на экстенсивное и равновесное.

Экстенсивное (расширяющееся) природопользование характеризуется все возрастающей антропогенной нагрузкой на территорию, в результате чего в определенный момент времени степень антропогенной нагрузки превышает самовосстанавливающую способность территории. Экстенсивное природопользование ведет к разрушению природных комплексов.

Равновесное природопользование отличается сбалансированностью антропогенной нагрузки и экологической емкости среды.

Таким образом, планирование природопользования на той или иной территории должно начинаться с определения допустимой здесь экологической нагрузки.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Глава 3. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы

Лекция 16. Экозащитная техника и технологии

16.3. Нормирование качества окружающей среды

Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей среды. Этот термин означает установление нормативов предельно допустимых воздействий человека на окружающую среду.

Чем меньше пороговая величина экологических нормативов, тем выше качество окружающей среды. Более высокое качество требует соответственно больших затрат, эффективных технологий и высокочувствительных средств контроля. Поэтому нормативы качества окружающей среды по мере подъема уровня развития общества имеют тенденцию к ужесточению.

Основные экологические нормативы качества и воздействия на окружающую среду:

— предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);

— предельно допустимый уровень (ПДУ) физических воздействий (шума, вибрации, ионизирующих излучений и др.);

— предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;

— предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ;

— допустимое изъятие компонентов природной среды;

— норматив образования отходов производства и потребления;

— допустимая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду;

— экологическая емкость территории.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) – количество загрязнителя в почве, воздушной или водной среде, растениях и продуктах питания, которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

Для нормирования содержания вредного вещества в атмосферном воздухе установлены два норматива – максимально разовый и среднесуточный ПДК. Максимально разовая предельно допустимая концентрация (ПДКм.р) – это такая концентрация вредного вещества в воздухе, которая не должна вызывать при вдыхании его в течение 30 мин рефлекторных реакций в организме человека (ощущение запаха, изменение световой чувствительности глаз и др.). Среднесуточная предельно допустимая концентрация (ПДКс.с) – это такая концентрация вредного вещества в воздухе, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неопределенно долгом (годы) воздействии.

При содержании в воздухе нескольких загрязняющих веществ, обладающих суммарным действием, например, диоксидов серы и азота, озона и формальдегида, должно соблюдаться неравенство

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в почве (ПДК, мг/кг) – это такая максимальная концентрация этих веществ, которая не может вызвать прямого или косвенного влияния на среду, нарушить самоочищающуюся способность почвы и оказать отрицательное воздействие на здоровье человека.

ПДК загрязняющих веществ для водной среды – это такая концентрация этих веществ в воде, выше которой она становится непригодной для одной или нескольких целей водопользования. ПДК загрязняющих веществ устанавливаются отдельно для питьевых вод и рыбохозяйственных водоемов.

Требования к качеству вод в водоемах, используемых для рыбохозяйственных целей, специфичны и в большинстве случаев более жестки, чем таковые для водных объектов хозяйственно-бытового назначения. Так, рыбохозяйственные ПДК для ряда моющих веществ в три раза ниже санитарных норм, нефтепродуктов – в шесть раз, а тяжелых металлов (цинка) – даже в сто раз. Объяснить это ужесточение требований к качеству воды в рыбохозяйственных водоемах нетрудно, если вспомнить, что при переходе вредных веществ по пищевой (трофической) цепи происходит их биологическое накопление до опасных для жизни количеств.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) радиационного воздействия на окружающую среду – это уровень, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) или предельно допустимый сброс (ПДС) – это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается выбрасывать данному конкретному предприятию в атмосферу или сбрасывать в водоем, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки (НДАН) на окружающую среду – это максимально возможные антропогенные воздействия на природные ресурсы или комплексы, не приводящие к нарушению устойчивости экологических систем.

Для оценки общей устойчивости экосистем к антропогенным воздействиям используют следующие показатели:

1) запасы живого и мертвого органического вещества; 2) эффективность образования органического вещества или продукции растительного покрова и 3) видовое и структурное разнообразие.

Потенциальная способность природной среды перенести ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения основных функций экосистем определяется термином «емкость природной среды» или экологическая емкость территории.

Понятие о предельно допустимой антропогенной нагрузке на природную среду должно лежать в основе всего природопользования. В связи с этим различается экстенсивное и равновесное природопользование. Экстенсивное (расширяющееся) природопользование – рост производства, осуществляемый за счет возрастающей нагрузки на природные комплексы, причем эта нагрузка растет быстрее, чем увеличивается масштаб производства. Экстенсивное природопользование может привести к полному разрушению природного комплекса и подобно тому, как безграничный рост биологической емкости популяции приводит к ее краху, крах потерпит и техносфера. Равновесное природопользование – контроль общества за всеми сторонами своего развития, чтобы совокупная антропогенная нагрузка на среду не превышала самовосстановительного потенциала природных систем.

Отсюда вытекает важный вывод о том, что регулирование качества природной среды должно начинаться с определения нагрузок, допустимых с экологической точки зрения, а региональное природопользование должно соответствовать экологической «выносливости» территории.

Нормирование качества окружающей среды

Главная > Реферат >Экология

ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права. (г. Казань)

Нормирование и качества окружающей среды.

Основные понятия и определения

Нормирование качества воздуха

Нормирование качества воды

Нормирование качества почвы

Список используемой литературы

В соответствии с природоохранительным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. При этом под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду.

Определенная таким образом цель подразумевает наложение граничных условий (нормативов) как на само воздействие, так и на факторы среды, отражающие и воздействие, и отклики экосистем. Принцип антропоцентризма верен и в отношении истории развития нормирования: значительно ранее прочих были установлены нормативы приемлемых для человека условий среды (прежде всего, производственной). Тем самым было положено начало работам в области санитарно-гигиенического нормирования. Однако человек не самый чувствительный из биологических видов, и принцип «Защищен человек — защищены и экосистемы», вообще говоря, неверен.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Экологическое нормирование предполагает учет так называемой допустимой нагрузки на экосистему. Допустимой считается такая нагрузка, под воздействием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды. К настоящему времени известны лишь некоторые попытки учета нагрузки для растений суши и для сообществ водоемов рыбохозяйственного назначения.

Как экологическое, так и санитарно-гигиеническое нормирование основаны на знании эффектов, оказываемых разнообразными факторами воздействия на живые организмы. Одним из важных понятий в токсикологии и в нормировании является понятие вредного вещества.

В специальной литературе принято называть вредными все вещества, воздействие которых на биологические системы может привести к отрицательным последствиям. Кроме того, как правило, все ксенобиотики (чужеродные для живых организмов, искусственно синтезированные вещества) рассматривают как вредные.

Установление нормативов качества окружающей среды и продуктов питания основывается на концепции пороговости воздействия. Порог вредного действия — это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. Таким образом, пороговая доза вещества (или пороговое действие вообще) вызывает у биологического организма отклик, который не может быть скомпенсирован за счет гомеостатических механизмов (механизмов поддержания внутреннего равновесия организма).

Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанавливаются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов. В основе санитарно-гигиенического нормирования лежит понятие предельно допустимой концентрации.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) — нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема (воздуха, воды), массы (пищевых продуктов, почвы) или поверхности (кожа работающих), которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства.

Таким образом, санитарно-гигиеническое нормирование охватывает все среды, различные пути поступления вредных веществ в организм, хотя редко отражает комбинированное действие (одновременное или последовательное действие нескольких веществ при одном и том же пути поступления) и не учитывает эффектов комплексного (поступления вредных веществ в организм различными путями и с различными средами — с воздухом, водой, пищей, через кожные покровы) и сочетанного воздействия всего многообразия физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Существуют лишь ограниченные перечни веществ, обладающих эффектом суммации при их одновременном содержании в атмосферном воздухе.

Анализ того, как изменяются с течением времени значения предельно допустимых концентраций, свидетельствует об их относительности, вернее — об относительности наших знаний о безопасности или опасности тех или иных веществ. Достаточно вспомнить о том, что в пятидесятые годы ДДТ считался одним из безопаснейших для человека инсектицидов и широко рекламировался для использования в быту. Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДК) — полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2-3 года.

Подчеркнем, что в соответствии с Постановлением № 1 от 06.02.92 Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ на территории России до принятия соответствующих нормативных актов РФ действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные бывшим Министерством здравоохранения СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации.

Смотрите так же:  Правильно оформить покупку земельного участка

Санитарно-гигиенические и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению к здоровью человека и состоянию экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регулируют его деятельность. Требования, предъявляемые собственно к источникам воздействия, отражают научно-технические нормативы. К научно-техническим нормативам относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС), а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей природной среды. В основу установления научно-технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования.

Научно-техническое нормирование предполагает введение ограничений деятельности хозяйственных объектов в отношении загрязнения окружающей среды, иными словами, определяет предельно допустимые потоки вредных веществ, которые могут поступать от источников воздействия в воздух, воду, почву. Таким образом, от предприятий требуется не собственно обеспечение тех или иных ПДК, а соблюдение пределов выбросов и сбросов вредных веществ, установленных для объекта в целом или конкретных источников, входящих в его состав. Зафиксированное превышение величин ПДКв или ПДКмр в окружающей среде само по себе не является нарушением со стороны предприятия, хотя, как правило, служит сигналом невыполнения установленных научно-технических нормативов (или свидетельством необходимости их пересмотра).

Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 года № 545 принят «Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».

НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ВОЗДУХА

Под качеством атмосферного воздуха понимают совокупность свойств атмосферы, определяющую степень воздействия физических, химических и биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом.

Нормативами качества воздуха определены допустимые пределы содержания вредных веществ как в производственной (предназначенной для размещения промышленных предприятий, опытных производств научно-исследовательских институтов и т.п.), так и в селитебной зоне (предназначенной для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений) населенных пунктов. Основные термины и определения, касающиеся показателей загрязнения атмосферы, программ наблюдения, поведения примесей в атмосферном воздухе определены ГОСТом 17.2.1.03-84. Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) — концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площади, на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих.

Как следует из определения, ПДКрз представляет собой норматив, ограничивающий воздействие вредного вещества на взрослую работоспособную часть населения в течение периода времени, установленного трудовым законодательством. Совершенно недопустимо сравнивать уровни загрязнения селитебной зоны с установленными ПДКрз, а также говорить о ПДК в воздухе вообще, не уточняя, о каком нормативе идет речь.

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) — концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций в организме человека.

Таблица 1. Соотношение различных видов ПДК в воздухе для некоторых веществ

Экология СПРАВОЧНИК

Нормирование качества природной

Нормирование и контроль отдельных параметров природной среды необходимо осуществлять исходя из общего критерия восстановления или улучшения нарушенных компонентов природной среды, однако условия достижения такого состояния в нормативах не оговорены. Это затрудняет технологическое проектирование, выполнение природоохранных восстановит тельных работ, а также контроль качества проектов (экологическую экспертизу) и работ (экологический контроль в производственной форме).[ . ]

Нормирование качества окружающей природной среды — это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания.[ . ]

Нормирование качества окружающей природной среды определяется как деятельность уполномоченных государственных органов по установлению экологических нормативов (показателей предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду) в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Так, согласно ст.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, качество атмосферного воздуха — совокупность его физических свойств, отражающих степень соответствия гигиеническим и экологическим нормативам. За экологический норматив (согласно п. 2.7 Приложения к приказу Минприроды России «Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной или иной деятельности» от 29.12.1995 № 539) принимается установленная величина использования природных ресурсов или техногенного воздействия на экосистемы и отдельные ее компоненты, при которой функционально структурные характеристики экосистем не выходят за пределы естественных изменений.[ . ]

Нормирование качества окружающей среды — установление системы количественных и качественных показателей (стандартов) состояния окружающей среды (для воздуха, воды, почвы и т.д.), при которых обеспечиваются благоприятные условия для жизни человека и устойчивого функционирования природных экосистем.[ . ]

Нормирование качества морской среды внутренних морских вод и территориального моря производится в целях установления предельно допустимых норм воздействия на морскую природу и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря, обеспечивающих и гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, защиту и сохранение морской среды и природных ресурсов, а также обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря (ст.ЗЗ).[ . ]

Нормирование качества окружающей среды является центральной идеей Закона РФ об охране окружающей природной среды, суть которого определена статьей 18 Конституции РФ, которая гласит «В интересах настоящего и будущего поколений в РФ принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, растительного и животного мира, сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».[ . ]

Под нормированием качества окружающей природной среды понимается установление норм воздействия на природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда в условиях устойчивого развития экономики.[ . ]

Под качеством окружающей природной среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей природной среды. Этот термин означает установление нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду.[ . ]

Принципы нормирования химических загрязнений почвы несколько отличаются от принятых для атмосферного воздуха и природных вод, поскольку поступление вредных веществ в организм человека и животных непосредственно из почвы происходит в исключительных случаях и в незначительных количествах. В основном химические соединения, находящиеся в почве, поступают в организм через другие субстраты, контактирующие с почвой — воду, воздух, растения. Поэтому при определении ПДК загрязняющих веществ в почве особое внимание уделяется тем соединениям, которые могут мигрировать в атмосферу, грунтовые или поверхностные воды или накапливаться в растениях, снижая качество сельскохозяйственной продукции.[ . ]

Стандарты качества окружающей природной среды регламентируют предельно-допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду, гарантирующие экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающие рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Среди стандартов качества окружающей природной среды наиболее широко распространенным является норматив предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных компонентов. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений [27]. Одновременно ПДК указывает класс опасности и временной интервал, к которому он отнесен. В основу учения о ПДК положена так называемая концепция приемлемого риска. Сущность этой концепции заключается в том, что ПДК должны основываться на оценке риска влияния нормированного загрязнителя на здоровье человека, т.е. на количественной оценке приемлемых последствий влияния данного загрязнителя. Такой подход, является по своей сущности антропоцентрическим, т.к. позволяет оценить как потенциальный вред общественной деятельности, так и пользу, которой сопровождается экономическое развитие общества в целом и отдельного человека, в частности.[ . ]

Измерение и нормирование качества окружающей среды обычно проводят по природным средам — атмосферному воздуху, воде, почве. Также измеряют качество питьевой воды и продуктов питания и различные экологические факторы — радиационные, интенсивность шума, освещенность и т. д. Единицы измерения различных загрязняющих веществ приведены в Приложении 1.[ . ]

Экологическое нормирование и стандартизация могут изучаться и анализироваться в разных качествах: как правовые меры охраны окружающей среды, как правовой институт и как функции государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.[ . ]

Экосистемный подход к нормированию качества компонентов окружающей среды требует учета природных взаимосвязей между ними, например, путей миграции химических элементов, порогов воздействия на биоту и т.п. Так, нормативы содержания биогенов и пестицидов в почвах должны учитывать требования к качеству водных объектов, расположенных в пределах сельхозугодий.[ . ]

Производственно-ресурсное нормирование. К нему относят, во-первых, производственно-технологическое обеспечение соблюдения экологических норм и правил через экологизацию технологических процессов, нормирование качества выпускаемой продукции, ограничение прямого воздействия на природную среду со стороны предприятий, нормирование и стандартизацию в области обращения с отходами производства и потребления. Основными показателями, лимитирующими вредные воздействия на окружающую среду, являются ПДВ и ПДС загрязняющих веществ, а также ПДРО.[ . ]

С недавнего времени комитет природных ресурсов по Пермской области выдвинул в соответствии с указаниями НИИ «Атмосфера» новое требование: осуществлять оценку воздействия на окружающую среду в период строительства, т.е. проводить расчет рассеивания выбросов от строительной техники. Дело это не сложное, но если проектируемая дорога проходит через населенный пункт (а это одно из требований землепользователей), то, как правило, выбросы дорожной техники создают на его территории концентрации, превышающие ПДК, особенно по диоксиду азота. В такой ситуации мы предлагаем использовать принцип так называемого директивного нормирования, т.е. выделять выбросы, соответствующие ПДВ, а остальные рассматривать в качестве ВСВ. Комитет природных ресурсов такой подход одобрил.[ . ]

Требования, предъявляемые к качеству и свойствам воды, устанавливаются в зависимости от ее роли в производственном процессе и схемы использования. Основным при техническом нормировании качества воды (природной, повторно используемой и оборотной) является условие, чтобы используемая в системах производственного водоснабжения вода не нарушала санитарно-гигиенического состояния рабочих мест и технологического процесса производства.[ . ]

В Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» [67] также уделено большое внимание нормированию качества окружающей среды.[ . ]

Смотрите так же:  Астро волга расчет осаго

Таким образом, контроль состояния природной среды в широком смысле слова включает мониторинг состояния среды и регулирование качества среды (например, «нормирование» загрязнений) с учетом геофизических, экологических, экономических и социальных аспектов.[ . ]

Статья 11 Закона устанавливает требования к нормированию качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух. В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.[ . ]

В природоресурсном законодательстве критерии нормирования устанавливаются применительно к отдельным охраняемым природным ресурсам. Так, критерии нормирования допустимого загрязнения водоемов даны в приложениях к Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами от 16 мая 1974 г.1 В самих Правилах критерий загрязненности рассматривается как ухудшение качества вод вследствие изменения их органолептических свойств и появления вредных веществ для человека, животных, птиц, рыб, кормовых и промысловых организмов — в зависимости от вида водопользования, а также повышение температуры воды, изменяющей условия для нормальной жизнедеятельности водных организмов. Правила определяют общие требования к составу и свойствам воды объектов, используемых для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и рыбохозяйственных целей. С учетом этих требований осуществляется нормирование и оценка таких показателей, как взвешенные вещества, плавающие примеси, запахи, привкусы, окраска, температура, реакция на pH (кислотность), минеральный состав, наличие растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде, возбудители заболеваний, ядовитые вещества.[ . ]

Использование такого подхода при экологическом нормировании рассматривается далее на примерах загрязнения природной среды двуокисью серы, пестицидами и соединениями ртути. Эти ингредиенты выбраны не только в качестве иллюстрации применимости изложенного подхода, но и потому, что представляют серьезную опасность в связи с их широким распространением и множественными путями воздействия на человека и биоту. Указанные вещества также перекрывают широкий спектр «времени жизни» в природной среде, характерный для загрязнителей антропогенного происхождения.[ . ]

В Законе Российской Федерации об охране окружающей природной среды вопросам нормирования качества посвящен самостоятельный раздел, включающий десять статей (25-34). Раздел содержит критерии правомерности поведения субъектов экологических правоотношений, определяет степень эффективности выполнения эколого-правового предписания.[ . ]

Подход, основанный на санитарно-гигиенических требованиях качества окружающей природной среды, сыграл весьма прогрессивную роль на ранней стадии нормирования загрязнения природной среды, начавшегося в СССР в 30-х годах. Этот подход и сейчас является основным во многих странах. По своему смыслу такой подход отвечает принципу «нулевого ущерба». Однако при постулировании порога воздействия (а такой постулат доминирует при выработке санитарно-гигиенических норм) этот подход допускает выброс в окружающую среду значительных количеств загрязняющих веществ оУ, где аг<а0 (ПДК), V — объем, в котором распространяется выброс данного вещества. Такой подход не всегда допустим с экологических позиций (см. главу 2), он может привести к существенным, опасным нагрузкам на биологические системы в результате миграции и накопления вредных веществ.[ . ]

Специальные разделы Закона посвящены таким правовым институтам, как нормирование качества окружающей среды, экспертиза экологическая, экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов и выполнении иной деятельности, чрезвычайные экологические ситуации, особо охраняемые природные территории и объекты, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.[ . ]

На симпозиуме были также представлены доклады по мониторингу фонового загрязнения природных сред (например, [17, 29] ), мониторингу влияния загрязнения на сухопутные и морские экосистемы, на климат; нормированию качества природной среды и антропогенных нагрузок [24], моделированию распространения загрязнений и поведения экосистем, а также оценке и прогнозу влияния загрязнений на состояние экосистем, различным методам наблюдений.[ . ]

Как показано выше, основными факторами техногенного воздействия бурения на объекты природной среды являются производственные отходы и отдельные материалы и реагенты, применяемые в технологическом цикле строительства скважин. Поэтому процедура нормирования ПОМ должна сводиться к анализу возможностей мероприятий по снижению уровня загрязненности таких отходов или материалов до нормативного качества природной среды. Причем должна учитываться и оцениваться совокупность технических, энергетических и физико-химических возможностей таких средозащитных мер. Если для достижения требуемого нормативного качества объекта природной среды недостаточно одного ПОМ, небходимо использовать несколько мероприятий, которые обеспечивают ступенчатое снижение техногенного фактора до безопасного уровня.[ . ]

Критерием ограничения сброса загрязнений в окружающую среду является необходимость достижения высокого качества природной среды, обеспечивающего здоровье, благосостояние человека и нормальное функционирование экосистем без каких-либо негативных последствий. Такими критериями могут быть соблюдение норм предельно допустимых концентраций (ПДК) и каких-либо количеств веществ в локализованной части пространства или элементе биосферы, не создающих превышения в этом районе предельно допустимых экологических нагрузок (ПДЭН). В последнем случае речь идет о нормировании нагрузки (например, сброса какого-то загрязняющего вещества) на отдельный природный объект (озеро, река), элемент биосферы или даже на биосферу в целом.[ . ]

В Законе об ООПС установлено, что право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды обеспечивается: планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения; предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды; возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф; государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.[ . ]

Причем, в случае сброса сточных вод в черте населенного пункта Сст устанавливается на уровне соответствующих ПДК. Если природное фоновое содержание веществ выше ПДК, то ПДС устанавливается из условия сохранения фонового качества воды, а в случае, если на одном и том же участке водотока ведется различная хозяйственная деятельность, то выбираются наиболее жесткие ПДК. Для действующих предприятий при фактическом сбросе, превышающем ПДС, могут быть установлены лимиты (временно согласованные сбросы) на период достижения ПДС за счет мероприятий, разрабатываемых самим водопользователем. При этом нормирование сбросов целесообразно осуществлять в целом по всему бассейну водного объекта, а установленные таким образом нормативы ПДС будут являться региональными.[ . ]

Принципы формирования нормативов ПДВ отражены в Законе РСФСР об охране атмосферного воздуха. Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды распространяет эти принципы на нормирование качества всей окружающей природной среды. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ устанавливаются по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам ПДК вредных веществ в окружающей природной среде.[ . ]

Третий — самый обширный раздел учебного пособия — посвящен важнейшим аспектам охраны окружающей среды и рационального природопользования. Здесь даны оценка основных видов природных ресурсов, их классификация и кадастры; рассмотрены представления о нормировании качества природной среды, принципы экологической стандартизации и паспортизации; эколого-правовые основы охраны природы. Большое внимание уделено методам и средствам мониторинга окружающей среды, путям защиты компонентов биосферы от техногенных загрязнений, а также проблемам экологии городских территорий и сельскохозяйственных угодий.[ . ]

Правовыми средствами обеспечения безопасности окружающей среды как системы действий по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, включая отдаленные, очевидно, являются нормирование качества окружающей среды, вредных воздействий на природу отдельными источниками, использования природных ресурсов, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, регулирование режима экологически неблагополучных территорий, контроль, юридическая ответственность за экологические правонарушения и некоторые другие. Но все перечисленные средства суть именно правового механизма обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.[ . ]

В соответствии с действующими «Правилами охраны поверхностных вод» [10.6] защите от загрязнения, засорения и истощения подлежат все водные объекты на территории страны. Система мер, направленных на достижение этой цели, включает в себя нормирование качества воды в водном объекте, а также регламентацию сброса нормированных веществ, обеспечивающую соблюдение норм качества воды в контрольном створе водоемов и водостоков или хотя бы неухудшение ее состава и свойств, сложившихся под влиянием природных процессов, в случае, когда эти нормы превышаются.[ . ]

Для предотвращения (снижения) отрицательных последствий воздействия загрязняющих веществ на атмосферу, литосферу и гидросферу необходимо знать их предельные уровни, при которых обеспечивается нормальная жизнедеятельность. Информация, характеризующая состояние природной среды, оценивается по специально разработанным критериям или нормативам. Основная величина экологического нормирования качества природной среды — ПДК ВВ в биосфере — воздухе, воде и почве. В общем случае ПДК — это такое содержание ВВ в окружающей среде, которое при постоянном контакте или воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. ПДК ВВ устанавливают на основе токсикометрических оценок, с раздельным нормированием уровней загрязнения, например, воздуха, в рабочих зонах и в населенных пунктах. Классификация ПДК [4] приведена на рис. 6.2.[ . ]

Экологическая регламентация хозяйственной деятельности входит в концепцию экоразвития как важнейшая часть. Ее основой является принцип сбалансированного природопользования, согласно которому размещение хозяйственных объектов на определенной территории и их совокупная техногенная нагрузка на окружающую природную среду (природоемкость) не должны превышать экологической техноемкости территории, восстановительного потенциала ее экосистем, включая и население территории. Это принцип и соизмерение природных и производственных потенциалов (емкостей) выступают в качестве главных критериев экологического нормирования и оптимизации природоохранной деятельности.[ . ]

В национальной экосистеме действуют два чрезвычайно важных направления экологической деятельности: рациональное природопользование и охрана окружающей среды. Их действие распространяется на уровни региональных и локальных экосистем. При этом основополагающие правовые, организационные, финансово-экономические и информационные основы государственного регулирования национальной экосистемы являются правоустанавливающими для региональных и локальных экологических систем. Система нормированных показателей параметров устойчивого состояния экосистем на данном этапе отсутствует. Тем не менее определенная система регулирующих механизмов, главным образом ограничительного характера, в национальной экосистеме действует. В качестве директивных регулирующих механизмов в данном случае рассматривают квотирование, лицензирование, концессионирование, открытые тендеры, налогообложение на разработку, добычу, переработку природных ресурсов, на производство на их основе продуктов жизнеобеспечения, на транспортировку, хранение, утилизацию, на мониторинг разных видов производственных процессов, оказывающих влияние на состояние среды обитания общества.[ . ]