Непрерывный стаж после службы в армии

Служба в армии входит в трудовой стаж

Служба в армии – закрепленная в конституции обязанность каждого российского мужчины в возрасте от 18 до 27 лет (ст. 59 Конституции РФ). Более того, граждане РФ имеют возможность проходить службу в составе Вооруженных сил РФ на контрактной основе.

Как в первом, так и во втором случае у защитников Отечества возникает вполне закономерный вопрос относительно сочетания службы в армии и трудового стажа, поскольку нередко им приходится покидать рабочее место для выполнения своего конституционного обязательства перед государством.

Входят ли армейские годы в трудовой стаж? Безусловно, входят, причем вне зависимости от того, служит гражданин по призыву или по контракту. Более того, службу в армии включают также и в страховой стаж, который играет главную роль в вопросе начисления пенсии с 2002 года.

Существует важное условие учета армейской службы в составе трудового стажа: в период до и после пребывания в армии работник должен работать официально на основании трудового договора, гражданско-правового контракта, патента, регистрационного свидетельства (осуществлял страховые взносы в ПФР).

Важно учесть такие документальные аспекты учета армейской службы работника:

  • После возвращения из армии он обязан представить в отдел кадров предприятия справку от командования части о демобилизации;
  • На основании этого документа в трудовую книжку вносится запись о периоде пребывания сотрудника на военной службе;
  • После этого в трудовой книжке указывают факт возвращения работника к выполнению трудовых обязанностей или его увольнения.

Стоит добавить, что трудовой стаж работника, который отлучался от выполнения трудовых обязанностей на службу в армию, будет считаться непрерывным только в том случае, если он вернется к обычной трудовой деятельности в течение года после демобилизации.

Служба в армии включается в состав основных разновидностей трудового стажа, однако существуют некоторые особенности учета времени службы в трудовом стаже, которые будут подробно рассмотрены в данной статье.

Служба в армии – для каких видов стажа она имеет значение?

Российское трудовое законодательство традиционно выделяет несколько разновидностей трудового стажа. При этом служба в армии РФ учитывается в основных из них, обеспечивая фактическую непрерывность трудовой деятельности работника.

1. Включение службы в армии в общий трудовой стаж (ОТС)

ОТС является ключевым основанием для начисления пенсионных выплат работнику. В его состав армейская служба включается в обязательном порядке. Стоит отметить, что законодательно с 2002 года этот вид стажа утратил свое значение, однако учитывая тот факт, что на протяжении многих лет советские и российские граждане нарабатывали именно его – он продолжает применяться в качестве основания для расчета пенсии.

2. Учет армейской службы в страховом стаже (СС)

Именно СС применяется для расчета величины пенсии с 2002 года. Более того, с 2007 год законодательно было установлено, что выплаты пособий сотрудников по болезни также осуществляются на его основании. Важно, что служба в армии в этот тип трудового стажа также включается.

3. Льготный стаж и служба в армии (ЛС)

Эта особая разновидность трудового стажа затрагивает работников, которые выполняют свои трудовые обязанности в особых условиях. ЛС гарантирует возможность досрочного выхода на пенсию. Если военнослужащий исполнял свою воинскую обязанность в условиях Крайнего Севера, горячих точках и т.д., то его армейская служба включается и в льготный стаж.

Каким образом подтверждается период пребывания работника на армейской службе? На основании таких документов как военный билет, справка о прохождении военной службы, трудовой книжкой, если в нее внесена соответствующая запись. Последнюю может внести отдел кадров организации на основании предъявленного специалистом документа о прохождении военной службы.

Как включается служба в армии в общий трудовой стаж?

Для начала следует обратить внимание на то, что общий трудовой стаж, который утратил свое значение с 2002 года, ныне применяется в качестве основания для начисления пенсионных выплат и иных привилегий в следующих случаях:

  1. Если работнику рассчитывается пенсия полностью или частично заработанная до 2002 года (ст. 30 №173-ФЗ);
  2. Если специалист выполнял свои трудовые обязанности в условиях Крайнего Севера и на приравненных к нему территориях, в связи с чем получил право на фиксированные выплаты к пенсии (ст. 17 №400-ФЗ);
  3. Если гражданин работал в сфере сельскохозяйственного производства и получил право на надбавки к пенсии (ст. 17 №400-ФЗ);
  4. Если пенсия устанавливается работнику досрочно (ст. 32 №400-ФЗ0;
  5. Если гражданину оформляется звание ветерана труда, которое открывает ему доступ к широкому перечню социальных льгот (ст. 7 №5-ФЗ);
  6. Ели речь идет о пенсии с учетом выслуги лет, каковая касается государственных служащих (ст.7 №166-ФЗ).

Любое из приведенных выше положений может коснуться и работника, который призван на армейскую службу. Следовательно, включение последней в трудовой стаж приобретает особое значение.

Выше было определено, что служба в армии входит в состав общего трудового стажа. На каких основаниях ее включают?

  • Во-первых, в общем случае армейская служба включается в строгом соответствии с ее календарной продолжительностью;
  • Во-вторых, период службы в армии может быть увеличен в два раза для служащих по призыву и в три раза для участников военных действий (повышенный риск для жизни и здоровья) для работников частных предприятий и организаций (ст. 30 №400-ФЗ);
  • В-третьих, продолжительность армейской службы по призыву удваивается для государственных служащих (ст. 3 №76-ФЗ).

Таким образом, в некоторых случаях именно служба в армии может послужить основанием для увеличения трудового стажа работника и уменьшения возраста выхода на пенсию, чего могло не произойти при условии обычной трудовой деятельности.

Как включают службу в армии в страховой стаж?

С 2002 года именно страховой стаж играет ключевую роль в вопросе начисления пенсии. При этом его календарная продолжительность оказывает влияние на два аспекта:

  • Размер начисляемых сотруднику пенсионных выплат;
  • Величина пособия, выплачиваемого в связи с болезнью сотрудника.

Каким образом в страховом стаже учитывается армейская служба? Она рассматривается в качестве стандартного страхового стажа, несмотря на то, что период выполнения работником воинских обязанностей перед государством является нестраховым (отчисления в ПФР за этот период не осуществляются ввиду отсутствия у сотрудника зарплаты).

Стоит также отметить, что в отличие от учета службы в армии в общем трудовом стаже, где она отражается в двух- и трехкратном размере, для страхового стажа важна исключительно календарная продолжительность периода выполнения сотрудником воинских обязанностей перед государством. Такой подход применяется при:

  • расчете итоговой величины пенсионных выплат работнику (ст.12 №400-ФЗ);
  • определении размера пособия по болезни специалиста или его пребывания в отпуске по беременности и родам (ст. 16 №255-ФЗ).

Стоит особо подчеркнуть тот факт, что как в первом, так и во втором случае армейская служба будет учитываться в трудовом стаже только в случае, если она примыкает ко времени трудовой деятельности работника.

Важно подчеркнуть, что в период пребывания сотрудника организации на военной службе за ним сохраняется его место и должность, а также оклад.

Каким образом армейская служба отражается в льготном стаже?

Как уже упоминалось ранее, не исключено включение службы в армии в льготный стаж работника Последний играет особую роль в вопросе отправки сотрудника на пенсию и начисления пенсионных выплат, поскольку:

  • может обеспечить работнику досрочный выход на заслуженный отдых в том случае, если его деятельность сопряжена с тяжелыми условиями (работа в органах ВД, под землей, на вредных производствах, в условиях Крайнего Севера и др.);
  • обеспечит верный подсчет пенсии по выслуге лет в том случае, если сотрудник имеет на это право на основании положений российского законодательства (ст. 3 №76-ФЗ).

Армейская служба также может быть сопряжена с тяжелыми условиями – выполнением воинских обязанностей в местах активных боевых действий, высокогорных регионах и районах Крайнего Севера. Это создает условия для включения ее в состав льготного стажа работника.

Таким образом, выполнение воинской обязанности перед Отечеством не предполагает в России прерывания трудового стажа. Служба в армии учитывается в ее календарной продолжительности в составе основных разновидностей трудового стажа. Более того, ее учет при оценке общего трудового и льготного стажа может сформировать условия для досрочного выхода на пенсию.

Сколько времени после срочной службы в армии есть на то, чтобы устроиться на работу, сохраняя непрерывный трудовой стаж

Мой парень приходить с армии 1 июля, а на работу хочет устроится в сентябре, прервется ли стаж?

1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ

Смотрите так же:  Квартира продается по переуступки прав требования что это такое

«О статусе военнослужащих»

Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство

5. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва;»

Непрерывный трудовой стаж после армии

Автор: Гость Gurusss, 18 июля 2010 в Форум по трудовому праву

Рекомендованные сообщения

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

По мнению большинства юристов, трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других, указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия. Причем эти последствия могут быть учтены в различных отраслях российского права. Существует стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, стаж для получения процентной надбавки к заработной плате, стаж работы по юридической специальности, необходимый для приобретения статуса адвоката, стаж работы по юридической профессии для занятия должности судьи и т.д.

Фактически понятие «трудовой стаж» — собирательное для нескольких разновидностей трудового стажа. На сегодняшний день в праве социального обеспечения выделяют следующие виды трудового стажа:

1. Страховой стаж:
а) общий страховой стаж;

б) специальный страховой стаж;

2. Трудовой стаж:
а) общий;

б) специальный (выслуга лет);

3. Непрерывный.
Правовые последствия каждого из указанных видов трудового стажа различны, так же как перечень и условия включения каких-либо периодов в каждый из них.

НЕПРЕРЫВНЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ

Непрерывный трудовой стаж — это учитываемая при определении размера пособия по временной нетрудоспособности продолжительность последней непрерывной работы у данного работодателя либо работы у нескольких работодателей, если при переходе с одной работы на другую перерыв не превысил установленных сроков.

Данный вид стажа учитывается при определении размера пособий по временной нетрудоспособности от общего заболевания (100, 80 или 60 % от заработка работника в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа)и до настоящего времени регулируется Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252 (далее — Правила).

При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца, если иное не установлено нормами действующего законодательства.

При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель. Однако, на наш взгляд, данная норма противоречит Конституции РФ и по смыслу определения Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-0 не может применяться как необоснованно ущемляющая права работников в зависимости от причины увольнения. Тем не менее, Фонд социального страхования РФ может продолжать настаивать на применении указанной нормы, так как Конституционный Суд РФ не упоминает ее в своем определении.

Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил двух месяцев, при поступлении на другую работу:

лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;

в Российской Федерации (СССР, РСФСР) после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях Российской Федерации (СССР, РСФСР) за границей или в международных организациях;

в Российской Федерации (СССР) граждан, переселившихся из стран, с которыми Российская Федерация (СССР) заключила соглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран. Двухмесячный период в этом случае исчисляется начиная со дня приезда в Российскую Федерацию (СССР).

Непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил трех месяцев, при поступлении на работу:

лиц, высвобождаемых c предприятий, из учреждений и организаций в связи с их реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников;

после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольнения инвалидов по другим основаниям, по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа. Трехмесячный период в этих случаях исчисляется начиная со дня восстановления трудоспособности;

после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);

учителей начальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в школе в связи с переводом IV классов на систематическое преподавание основ наук и временным сокращением числа учащихся начальных классов.

При расторжении трудового договора беременными женщинами и матерями, имеющими детей (в том числе усыновленных или находящихся под опекой или попечительством) в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста.

Непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе при поступлении на работу:

после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям. Это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям (например, за выслугу лет), если они одновременно имеют право на пенсию по старости.

Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

1. Совершение работником виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы. Согласно п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» увольнение работника за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, а также за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей; за совершение виновных действий, дающих основание для утраты доверия, или совершение аморального проступка, если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы или в связи с исполнением им трудовых обязанностей; увольнение руководителя организации (филиала, представительства), его заместителей или главного бухгалтера за принятие необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации; увольнение руководителя организации (филиала, представительства), его заместителей за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (пп. 5–10 ст. 81 ТК РФ) является мерой дисциплинарного взыскания.

2. Непрерывный трудовой стаж не сохраняется в случае повторного увольнения после 13 декабря 1979 г. по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев. Однако согласно определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 г. № 138-0 указанное нормативное положение, содержащееся в подп. «и» п. 7 Правил и абз. 2 п. 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве», не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как противоречащее ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Предусмотренное этими нормами правило о том, что непрерывный трудовой стаж, учитываемый при назначении пособий по временной нетрудоспособности, не сохраняется при повторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев, препятствовало свободному выбору места работы и существенно, почти в два раза, уменьшало размер указанного пособия, полагающегося к выплате в случае временной нетрудоспособности.

Оспариваемое нормативное положение, введенное постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117, в условиях социалистической системы хозяйствования было призвано способствовать решению задач формирования стабильных трудовых коллективов, сокращению текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины. Перечень причин, признаваемых уважительными при увольнении по собственному желанию, был определен постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 г. № 12-21 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 “О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве”».

Смотрите так же:  Защита прав потребителей 214 фз

Сохранение такого правового регулирования, которое связывает с реализацией работником права на прекращение трудового договора по собственному желанию указанные негативные последствия, является, по сути, нарушением закрепленных ч. 1ст. 37 Конституции РФ в числе основных прав и свобод человека и гражданина свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и противоречит целям и содержанию трудового договора как договора двухстороннего, в котором реализуются перечисленные конституционные права.

Оспариваемое нормативное положение также не согласуется с основными принципами обязательного социального страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, его предназначением, поскольку страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставилось в зависимость от причины увольнения по собственному желанию, а не от среднего заработка застрахованного работника, его трудового (страхового) стажа. Применение указанного положения не только наделяет обязательное социальное страхование не свойственными ему функциями, но и существенно снижает объем страхового обеспечения при наступлении временной нетрудоспособности по сравнению с тем, который предоставляется работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах увольнения по собственному желанию. Тем самым нарушается равенство прав и свобод человека и гражданина, поскольку ограничение права застрахованных лиц на получение пособия по временной нетрудоспособности по основанию, предусмотренному оспариваемым нормативным положением, несовместимо с целями, для достижения которых ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, с 4 марта 2004 г. повторное в течение года увольнение по собственному желанию без уважительных причин больше не влечет за собой автоматического прерывания непрерывного стажа. Кадровым службам необходимо незамедлительно перепроверить и заново рассчитать продолжительность непрерывного трудового стажа всех работников с учетом указанного определения Конституционного Суда РФ.

В непрерывный трудовой стаж помимо работы в качестве рабочего или служащего засчитывается также:

служба в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР, в народном ополчении и партизанских отрядах, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не превысил трех месяцев;

время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;

время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа в качестве рабочего или служащего либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел СССР, в народном ополчении и партизанских отрядах;

время вынужденного прогула при неправильном увольнении, если работник восстановлен на работе.

Не прерывает трудового стажа, но не засчитывается в него:

время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении (в том числе на подготовительном отделении) либо пребывания в аспирантуре или клинической ординатуре, если перерыв между днем освобождения от работы и днем зачисления на учебу не превысил сроков, установленных Правилами в зависимости от причины увольнения, а перерыв между днем окончания учебы либо досрочного отчисления из учебного заведения (аспирантуры, клинической ординатуры) и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;

время пребывания за границей членов семей рабочих, служащих и военнослужащих, направленных для работы в учреждениях, организациях и на предприятиях СССР за границей или в международных организациях, если перерыв между днем возвращения в СССР и днем поступления на работу не превысил двух месяцев;

межсезонный перерыв, если работник на данном предприятии, в учреждении, организации проработал предыдущий сезон полностью, заключил трудовой договор о работе в следующем сезоне и возвратился на работу в срок, установленный договором. Настоящее правило применяется в тех отраслях народного хозяйства, где действующим законодательством допускается суммирование периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа;

время отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы.

Во всех случаях, когда при переходе с одной работы на другую меняется место жительства, допускаемый перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для переезда на новое место жительства.

Если в течение срока поступления на новую работу, которым обусловлено сохранение непрерывного трудового стажа, работник был временно нетрудоспособен и представил справку об этом, выданную лечебным учреждением, с подписями лечащего и главного врачей, удостоверенными печатью, то этот срок удлиняется на число дней нетрудоспособности.

Продолжительность непрерывного трудового стажа рабочих и служащих устанавливается работодателем в соответствии с записями в трудовых книжках или на основании других надлежаще оформленных документов.

В соответствии со ст. 183 ТК РФ размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности» (в ред. от 31.07.2002) действующий порядок исчисления непрерывного трудового стажа граждан при назначении пособий по временной нетрудоспособности сохранен впредь до принятия соответствующего федерального закона. Действие в настоящее время Правил подтверждается решениями Верховного Суда РФ от 15, 20 августа 2002 г.

Поскольку последние изменения и дополнения в Правила вносились в 1991 г., то применять их следует с учетом принятого в последующем законодательства РФ, а также международных соглашений (договоров) с участием Российской Федерации.

В связи с этим вопросы исчисления непрерывного трудового стажа при назначении пособий по временной нетрудоспособности в настоящее время регулируются не только Правилами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (СССР, РСФСР).

Так, в соответствии с п. 14 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР И Коми АССР», непрерывный трудовой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев.

Согласно п. 2 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» время, в течение которого гражданин в установленном порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывают непрерывного трудового стажа, но в непрерывный трудовой стаж не засчитываются.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, непрерывный трудовой стаж сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на 6 месяцев.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 5 ноября 1992 г. № 1335 «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций» беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, у которых отсутствуют правопреемники, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.

На основании ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж по специальности на следующих льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа. При этом сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел и поступившим на работу или учебу, стаж не прерывается, если со дня увольнения, не считая времени переезда к месту работы или службы, не прошло свыше трех месяцев.

Смотрите так же:  Как составить завещание на машину

В соответствии со ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. № 4991-1, сотрудникам, уволенным со службы в органах налоговой полиции и поступившим в течение трех месяцев на работу или учебу (не считая времени переезда к постоянному месту жительства в случае его изменения), время их службы в органах налоговой полиции засчитывается в непрерывный трудовой стаж при назначении пенсии и пособий по государственному социальному страхованию.

Согласно п. 5.8 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации», в случае освобождения главы администрации от занимаемой должности за ним сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем прекращения работы в должности главы администрации и днем поступления на новое место работы не превысил одного года.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет непрерывный трудовой стаж сохраняется.

Статья 16 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» предусматривает, что при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного трудового стажа государственной службы.

Согласно пп. 13, 14 и 16 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875, с лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. На них распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудовой стаж и засчитывается в общий трудовой стаж.

В соответствии с п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы.

При этом непрерывный трудовой стаж гражданам, уволенным с военной службы, сохраняется при условии, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва со дня увольнения с военной службы и до поступления на работу.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту, в непрерывный трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию, не засчитывается, но и не прерывает его весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. — в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий.

Супругу депутата Государственной Думы (на основании п. 5 ст. 25 Федерального закона № 3-ФЗ), уволенному в связи с переездом депутата для осуществления им своих полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работы (службы).

В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуск женщине по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в непрерывный трудовой стаж.

Д.И. Рогачев, канд. юрид. наук, старший преподаватель МГЮА

Входит ли служба в армии в стаж трудовой?

Трудовым стажем принято называть активную продолжительность деятельности конкретного гражданина РФ. Это касается не только времени, когда сотрудник находился на собственном рабочем месте, но и периоды, в результате которых он отсутствовал или был безработным. Многие задаются вопросом, учитывается ли армия в трудовое время?

Закон под номером 173 ФЗ четко регламентирует подобное понятие. До реформы, которая вступила в силу еще в далеком 2002, эти года необходимы были для последующего начисления пенсионной выплаты.

Засчитывается ли служба в армии в общий трудовой стаж

Непрерывный трудовой стаж — понятие, которое существовало до 2007 года. В нем также учитывалась и служба в армии. Основное правило — непрерывность. Именно оно способствовало дальнейшему получению льгот и дополнительных выплат не только по пенсии, но и по больничному листу. Сегодня этого понятия нет. По крайней мере, юридической силой оно не обладает. Теперь она может войти в трудовой стаж только при условии, что до этого и после человек активно работал на официальном месте работы и отчислял необходимые взносы.

Когда служба в армии входит в трудовой стаж?

По законодательству, которое было принято правительством РФ, подобная служба относится к трудовому времени. Поэтому при начислении пенсии рассматривается и период несения службы. Но многие задаются вопросом, как доказать, что военные годы включены в биографию человека? Для этого предоставляется военный билет или другая медицинская справка военно-лечебного учреждения. Если специальные службы примут военный билет, он автоматически будет учтен в книжке.

Второй метод доказать то, что вы прошли службу — предоставить документ из военно-лечебного медицинского учреждения. Этого может быть достаточно для того, чтобы к периоду рабочего времени было причислено 12 или 24 месяца.

Как засчитывается в трудовой стаж служба в армии?

Как правило, в армию приходят люди по двум причинам. Первый вариант — он добровольно отправился на службу по контракту с последующей выплатой заработной платы. А есть те, кто был призван обязательно для того, чтобы стать участником вооруженных войск РФ.

И в первом и во втором случае она входит в итоговый трудовой стаж. Поэтому можно смело сказать, что проведенные года в армии в дальнейшем обязательно зачтутся при начислении пенсии и положительно скажутся на размере денежной выплаты. В общий стаж может войти не только служба, но и обучение. Необходимо будет предоставить соответствующий документ, который докажет, что вы действительно отчисляли денежные средства и обучались определенное количество лет в любом военном учреждении.

Закон о внесении года армии в трудовой стаж

Как уже говорилось, проведенное время на военной службе входит в стаж даже в тот момент, когда в книжке отсутствуют какие-либо отметки. Можно будет предъявить любой документ для получения необходимого размера пенсии. Даже если после армии были несколько лет перерыва официального трудоустройства, она по прежнему входит в период рабочего времени. Как гласит законодательство, один проведенный в армии год приравнивается к 12 месяцем, проведенным на гражданке и трудоустроенным официально. Многие задаются вопросом, для чего вообще необходимо накапливать трудовое время? На этот вопрос существует много ответов, но есть один основной. От количества отработанного времени, как правило, зависит размер всевозможных выплат, которые предусматриваются в РФ.

Если человек достигнет определенного возраста, он начнет получать пенсию. В зависимости от количества отработанных лет и средней заработной платы будет составляться размер по выплате денежных средств ежемесячно.

Если армия входит в рабочее отработанное время, то можно смело идти служить и не переживать о том, что они не принесут никакой пользы. Вы получите всевозможные бонусы и компенсации, если в книжке у вас будет записано много времени активной деятельности.