Лицензия на продажу топлива

Какие лицензии требуются для регистрации заправочной станции?

ВОПРОС.

У нас на территории Завода будет действовать заправочная станция для наших служебных и производственных автомобилей. Также один из цехов арендует юридическое лицо, которое также хочет приобретать бензин на нашей заправочной станции.

— Необходима ли лицензия для осуществления продажи бензина (дизтоплива и т.д.), а также какая-либо другая лицензия, необходимая для работы заправочной станции?

— Нужно ли будет уплачивать акцизы или иные платежи, связанные с реализацией ГСМ?

ОТВЕТ:

  1. В настоящее время перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензирования, установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В указанном перечне отсутствует такой вид деятельности, как розничная продажа бензина (дизтоплива и т.п.).

Вместе с тем, подпункт 28 статьи 17 данного Федерального закона устанавливает, что лицензия требуется для эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

Соответствующий порядок лицензирования установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599 «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов». Данным постановлением предусмотрено, что эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно Приложению. Приложение к указанному постановлению содержит следующий пункт: «4. Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, хранения муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.»

Однако Ваша организация предполагает осуществлять хранение взрывопожароопасных производственных объектов на производственном объекте.

Наряду с этим, пунктом 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

в) горючие вещества — жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества — вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

Таким образом, для работы заправочной станции на территории Завода Вашей организации необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией взрывопожароопасных производственных объектов.

Для сведения: Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов утвержден приказом Минприроды РФ от 30.07.2009 № 237.

2. Согласно пункту 2 статьи 179 Налогового кодекса РФ организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой (Глава 22. Акцизы).

В соответствии с пп. 7 и 8 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ автомобильный бензин и дизельное топливо действительно признаются подакцизными товарами (далее — ГСМ).

Вместе с тем, руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются те операции, которые связаны с реализацией на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

В целях настоящей главы реализацией подакцизных товаров признаются передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.

Таким образом, Ваша организация обязана уплачивать акцизы на реализацию ГСМ только в том случае, если она производит их сама.

При этом статьей 183 Налогового кодекса РФ установлен перечень операции, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Обращаем Ваше внимание, что освобождаемые от налогообложения операции требуют ведения и наличия отдельного учета операций (п. 2 статьи 183 НК РФ).

Иных специальных платежей, связанных с реализацией ГСМ, налоговым законодательством РФ не предусмотрено.

Требуется ли лицензия для торговли дизельным топливом и бензином?

Требуется ли лицензия для осуществления организацией деятельности по приобретению и перепродаже дизельного топлива и бензина?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Деятельность по приобретению и перепродаже топлива не лицензируется.

Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

До 14 декабря 2002 года деятельность по реализации нефти, газа и продуктов их переработки входила в предусмотренный Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 128-ФЗ) перечень лицензируемых видов деятельности. Однако в соответствии с Федеральным законом от 09.12.2002 N 164-ФЗ данный вид деятельности был исключен из числа лицензируемых.

Смотрите так же:  Высоко оценил как договор

В настоящее время ни действующим законом о лицензировании, ни иными законодательными актами требование о лицензировании деятельности по реализации продуктов переработки нефти (в том числе по приобретению и перепродаже дизельного топлива, бензина) не установлено.

Отметим, что вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (опубликован в «Российской газете» от 6 мая 2011 г. N 97) лицензирование деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки также не предусмотрено.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Нужна ли лицензия на реализацию ГСМ

Если вы занимаетесь реализацией ГСМ на территории РФ, то в связи с вступлением в силу Федерального закона №258ФЗ от 08.11.2007, который отменил подпункт 29 пункта 1 статьи 17, вам не нужно оформлять специальную лицензию на реализацию. Оформление специального разрешения необходимо лишь в том случае, если вы осуществляете хранение взрывоопасных веществ длясобственных нужд — подробнее об этом в статье как получить лицензию на хранение ГСМ.

Нужна ли лицензия на реализацию ГСМ?

Если вы занимаетесь исключительно реализацией ГСМ на территории РФ, согласно закону от 4 мая 2011 г. № 99 вам не нужно оформлять специальную лицензию. Оформление специального разрешения необходимо лишь в том случае, если вы осуществляете хранение взрывоопасных веществ. Служба, осуществляющая контроль над данными видами деятельности (Ростехнадзор), дала следующее пояснения по данному вопросу: если на объекте осуществляется хранение и транспортировка бензина и дизельного топлива, он подлежит регистрации и обязан иметь лицензию на эксплуатацию ГСМ, тогда как сама по себе реализация топлива лицензирования не требует.

Что же касается акциза, предпринимателям, имеющим дело с топливом, стоит знать о том, что в список подакцизной продукции входит бензин, дизельное топливо, а также моторные масла. Плательщиками акциза при этом считаются юридические лица, ИП и лица, становящиеся плательщиками налога вследствие перемещения соответствующей продукции через границу. Если же лицо не является производителем ГСМ, не осуществляет импорт на территорию РФ, не является обладателем специального свидетельства на переработку бензина, а лишь занимается розничной торговлей купленных ГСМ, оно не будет являться плательщиком акциза.

Итак, если вы занимаетесь транзитной реализацией, хранением или производством топлива, вам не нужно оформлять лицензию.

Однако, несмотря на то, что лицензия на реализацию ГСМ не нужна, владельцам фирм все же стоит озаботиться получением специального документа – свидетельства на реализацию горюче-смазочных материалов. И хотя он не является обязательным, его наличие может стать существенным преимуществом. Так, большинство поставщиков считают обладателей данного документа более надежными партнерами для своих фирм.

Продажа топлива без лицензии

Вопрос-ответ по теме

Мы приобретаем топливо для собственных нужд предприятия. Имеем ли мы право продать излишки топлива другому физическому или юридическому лицу, не имея лицензии на продажу топлива?

Для организации, хранящей ГСМ в собственных емкостях, а затем частично реализующей их сторонним покупателям, не требуется получения лицензии или разрешения на хранение и реализацию ГСМ.

Получение лицензии необходимо только на эксплуатацию взрывоопасных объектов, на которых будет осуществляться хранение (см. Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 №492).

Из документов необходим только договор купли-продажи.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Приказ Ростехнадзора от 07.04.2011 № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов»

8. Опасные производственные объекты нефтепродуктообеспечения

Нужна ли лицензия для торговли ГСМ?

Мы (Юр.лицо с оптовой торговлей строительными материалами) купили в ООО «Лукойл» топливо, в конце каждого месяца остаются несписанные остатки. Можем ли мы ежемесячно (из квартала в квартал) перепродавать эти остатки другому юр. лицу? Лицензии на реализацию ГСМ конечно никакой нет, не у первого юр. л., ни у второго. В ОКВЭДАх тоже нет ничего подобного связанного с ГСМ.

Ответы юристов (1)

Уважаемая Алена! Здравствуйте! Подобная продажа влечет как гражданско-правовые, так и административно и уголовно- правовые риски или последствия.

Дело в том, что ГСМ (в т.ч. бензин) являются опасными веществами, оборот которых регламентируется достаточно серьезно, в первую очередь, Законом №116-ФЗ «О промышленной безопасности», а также упомянутом Вами законом №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Соответственно, оборот опасных веществ подлежит лицензированию, без лицензии Вам могут назначить достаточно серьезный штраф.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Нужна ли лицензия по реализации нефтепродуктов(а именно мазута)?

Нужна ли лицензия по реализации мазута. Я столкнулась с противоречивой информацией и не могу определить свои дальнейшие действия. Мы собираемся заниматься покупкой, перевозкой и продажей мазута. Теперь столнкулись с проблемой лицензирования, кто-то пишет, что надо только получить свидельство в налоговой о виде деятельности, а я нашла в интернете положение о лицензировании деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки. Так что же делать?

С уважением, Елена.

5 ответов на вопрос от юристов 9111.ru

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

Смотрите так же:  Трудовой договор юрисконсульта образец 2019

28) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;

2. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по следующим видам деятельности:

8) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;

(ст. 17, Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001))

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Уральского округа от 31.08.2006 N Ф09-7609/06-С1

Организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность по приобретению, перевозке, хранению и розничной продаже в целях извлечения прибыли нефтепродуктов и дизельного топлива без лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов, подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Елена, данный вид деятельности подлежит лицензированию. Лицензию выдает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Обращайтесь к ним за разъяснением.

Однозначно ответить невозможно.

Нужен серьезный анализ, это уже выходит за рамки бесплатных консультаций.

прокурор Уржумского района Кировской области (далее Прокурор) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ключи» (далее ООО «Ключи», Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 24.09.2007 заявленные требования удовлетворены: ООО «Ключи» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде 40000 рублей штрафа.

По мнению заявителя жалобы, суд неправильно применил часть 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество считает, что оно не виновно в совершении вмененного правонарушения, поскольку предприняло все зависящие от него меры для соблюдения правил пожарной безопасности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2007 N 632 внесены изменения в Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595, на основании которых объекты, предназначенные для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, не признаются пожароопасными и, соответственно, деятельность по эксплуатации этих объектов не подлежит лицензированию.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

решение от 24.09.2007 Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-7938/2007-470/30 отменить.

Прокурору Уржумского района Кировской области в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ключи» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Необходимо ли получать лицензию на хранение дизельного топлива, используемого для собственных нужд?

Многочисленные вопросы, поступающие в адрес ООО «Системс» касаются организации хранения топлива, участвующего в технологическом процессе предприятия. Сколько же топлива можно хранить, без оформления в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов»?

Мы можем выделить два условия:

1. Масса хранимого топлива (и соответствующий объём ёмкостей) не должна превышать 4 000 кг.

2. Если емкость вмещает более 1000 кг топлива, она должна быть оборудована системой аварийного сброса в подземный резервуар.

Перечень видов деятельности, для осуществления которых необходимы соответствующие лицензии, определяется ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании). Приобретение, хранение и реализация дизельного топлива и иных нефтепродуктов, как таковые, к числу лицензируемых видов деятельности не относятся. Вместе с тем согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании подлежит лицензированию эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов. Порядок лицензирования данной деятельности регулируется Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 599 (далее — Положение). Согласно п. 2 Положения эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению. А в соответствии с п. 4 указанного перечня к таким работам и услугам относится в том числе хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, хранения муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Таким образом, по общему правилу эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, связанная с хранением дизельного топлива, подлежит лицензированию.

В то же время вопрос о необходимости получения лицензии на хранение дизельного топлива для собственных нужд организации является спорным.
С одной стороны, лицензия выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление конкретного вида деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ, п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании). Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Из указанных норм можно сделать вывод, что лицензированию подлежит только такая деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая заключается в продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг третьим лицам. В связи с этим обращает на себя внимание и то, что в п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании и в Положении лицензируемые виды деятельности обозначены как «работы и услуги». И если понятие «работы» и может употребляться в сочетании с указанием «для собственных нужд», то понятие «услуги» предполагает деятельность в пользу третьего лица (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Данная точка зрения отражена и в судебной практике, в частности, вывод об отсутствии на этом основании необходимости лицензирования деятельности по хранению топлива для собственных нужд сделан в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2008 г. N 08АП-88/2008 (смотрите также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2008 г. N 07АП-1149/08).
С другой стороны, ряд норм Закона о лицензировании содержит специальную оговорку о том, что требование о лицензировании деятельности, указанной в этих нормах, не распространяется на деятельность, осуществляемую для собственных нужд (смотрите п. 1, 3, 17, 22-24, 29 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Из этого можно сделать вывод, что при отсутствии подобной оговорки требование о лицензировании распространяется и на деятельность, осуществляемую для собственных нужд. Рассматриваемый п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании такой оговорки не содержит. Таким образом, существует основание и для вывода о том, что хранение дизельного топлива для собственных нужд подлежит лицензированию в качестве деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (в связи с этим смотрите также п. 1.2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 октября 2007 г. N 741 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 631 и организации надзора в области промышленной безопасности на объектах, эксплуатирующих автозаправочные станции», ответ на официальном сайте Ростехнадзора по адресу:

Смотрите так же:  Кто имеет право требовать отмены усыновления

«15 декабря 2010 года

Вопрос:

Житель города Радужного Тюменской области спрашивает Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор): «Наша организация строит топливнозаправочный пункт (ТЗП) для заправки бензином и дизельным топливом только собственного автотранспорта. Ёмкость резервуаров для хранения топлива 200 куб. Нужно ли нам регистрировать данный топливозаправочный пункт как опасный производственный объект и нужно ли нам получать лицензию на хранение бензина и дизельного топлива».

Ответ:

Специалисты Управления по надзору в добывающей и перерабатывающей промышленности Ростехнадзора ответили на поставленный вопрос.

Отнесение топливозаправочного пункта, осуществляющего заправку нефтепродуктами ведомственного транспорта, к категории опасных производственных объектов решается по результатам идентификации организациями, эксплуатирующими указанные объекты, самостоятельно с полной мерой ответственности за достоверность результатов идентификации.

В случае отнесения объекта к категории опасного производственного по признакам хранения и транспортирования опасных веществ (бензин и дизтопливо), его необходимо зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов как площадку АЗС с последующим оформлением лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта в соответствии с Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599.

Общие положения и требования при осуществлении идентификации, а также порядок регистрации производственных объектов установлены Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённым приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606.

Информируем также, что вид деятельности по хранению бензина и дизельного топлива не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».»

Таким образом, в отсутствие единообразной правоприменительной практики однозначно ответить на вопрос, необходимо ли получать лицензию на хранение дизельного топлива для собственных нужд, представляется затруднительным. В случае спора решение этого вопроса во многом будет зависеть от позиции конкретного правоприменительного органа.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление без лицензии, если такая лицензия обязательна, деятельности, не связанной с извлечением прибыли, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 19.20 КоАП).

Нормативные документы по вопросу: