Лицензия на алкогольную продукцию фз

Содержание:

Минпромторг России предлагает упростить порядок получения лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции

Проектом, в частности, предусматривается:

— выдача лицензии на каждый торговый объект или объект общественного питания в отдельности (один объект — одна лицензия), при этом для получения нескольких лицензий одновременно заявителем подается только один комплект документов;

— уменьшение требований к площади торговых объектов, в которых допускается продажа алкогольной продукции (с 50 кв. м до 25 кв. м в городах и исключение соответствующего требования для магазинов в сельских населенных пунктах);

— исключение требования об обязательном наличии у организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, складских помещений.

устанавливается обязанность лицензирующего органа уведомить заявителя о наличии замечаний к представленным заявителем документам, а также о наличии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, страховых взносов и штрафов;

заявителю предоставляется право устранить замечания в документах и погасить задолженность в установленный срок (без «потери» суммы уплаченной госпошлины за выдачу лицензии), при этом течение срока принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии будет приостанавливаться;

лицензиату предоставляется право уплатить административный штраф в пятидневный срок при возникновении соответствующего основания для приостановления лицензии (без приостановления действия лицензии).

Также предусматривается, что в выдаче лицензии не может быть отказано:

в случае исполнения заявителем обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, страховых взносов и штрафов и представления документа об исполнении таких обязанностей в лицензирующий орган;

при поступлении сведений о здании (строении, сооружении, помещении), в котором находится объект, не соответствующих данным, выявленным в ходе документарной или выездной проверки, если такие сведения не препятствуют определению этого здания (строения, сооружения). В случае выявления такого несоответствия предлагается указывать в лицензии адрес объекта по данным документа о постановке организации (обособленного подразделения, например, магазина) на учет в налоговом органе.

При торговле алкоголем в общепите имеющуюся лицензию, выданную до 31 марта 2017 года, можно не менять до срока ее окончания

Минфин России разъяснил, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной до 31 марта 2017 года, вправе осуществлять торговлю до окончания срока действия такой лицензии. В то же время организациям, планирующим заниматься данным видом деятельности, придется приобретать новую лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. А если такие организации планируют продавать алкоголь не только в общепите, то им придется купить вторую лицензию – на розничную продажу алкоголя (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 апреля 2017 г. № 03-14-18/21996).

Напомним, что понятие стационарного торгового объекта, как торгового объекта, представляющего собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения, нормативно закреплено (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

С учетом позиции, содержащейся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2010 г. по делу № 8-Г10-7, стационарным торговым объектом можно считать помещение, предназначенное для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, расположенное в специально оборудованном для этих целей здании (части здания) или строении, которое прочно связано фундаментом с земельным участком, подсоединено к инженерным коммуникациям и внесено в ЕГРН, либо относится к недвижимости по иным основаниям, установленным гражданским законодательством РФ.

Вместе с тем запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями при оказании услуг общественного питания на оптовых и розничных рынках, а также на вокзалах и в аэропортах (подп. 3, 6 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»; далее – Закон № 71-ФЗ).

Таким образом, организации вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции без ограничения крепости при оказании услуг общественного питания в перечисленных общественных местах при наличии соответствующей лицензии.

В свою очередь с 31 марта 2017 года лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (п. 4 ст. 18 Закона № 71-ФЗ).

При этом организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, вправе осуществлять указанную деятельность на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, которая выдана до дня вступления в силу указанного закона, до окончания срока ее действия (ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Лицензию на торговлю алкоголем аннулируют за отсутствие в ней адреса магазина

Является ли нарушением, приводящим к приостановлению или аннулированию лицензии на право розничной торговли алкогольной продукцией, тот факт, что розничный магазин сменил местоположение (переехал по другому адресу)?

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции” (далее – Закон № 171-ФЗ) деятельность по розничной продаже алкогольной продукции требует получения лицензии.

Такая лицензия выдается в порядке, установленном Законом № 171-ФЗ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые, однако, могут передать свои полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции органам местного самоуправления с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 7, п.п. 8 и 10 ст. 18 Закона № 171-ФЗ).

Согласно п. 19 ст. 19 Закона № 171-ФЗ в лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции должны указываться места нахождения обособленных подразделений лицензиата, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, а также и иные места осуществления лицензируемых видов деятельности. Более того, в форме лицензии, утвержденной приказом Росалкогольрегулирования от 12.11.2015 № 359, помимо адреса обособленного подразделения, могут указываться иные сведения, позволяющие определенно установить места нахождения, где осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Следовательно, исходя из приведенных норм, адрес магазина, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, подлежит обязательному указанию в лицензии, в противном случае такая продажа может быть расценена как осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных требований (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 № 14АП-2277/17).

В свою очередь, любые фактические изменения в сведениях, содержащихся в лицензии, влекут за собой обязанность лицензиата в течение 30 дней обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии (п. 12 и п. 13 ст. 19 Закона № 171-ФЗ). До ее переоформления лицензиат может продолжать осуществлять предусмотренную ею деятельность в течение срока, не превышающего трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии (п. 14 ст. 19 Закона № 171-ФЗ). В том же случае, когда лицензиат не направил заявление о переоформлении лицензии в лицензирующий орган в установленный законом срок, действие выданной ему лицензии подлежит приостановлению на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением Закона № 171-ФЗ, а также по инициативе самого лицензирующего органа (абзац третий п. 1 ст. 20 Закона № 171-ФЗ).

Таким образом, из приведенных норм следует, что осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в магазине, адрес места нахождения, которого не внесен в лицензию, является основанием для приостановления действия такой лицензии, если лицензиат в течение 30 дней с того момента, когда магазин сменил место нахождения, не обратился в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии. Если же такое заявление подавалось, то в любом случае деятельность по продаже алкогольной продукции в магазине по новому адресу может осуществляться в течение не более трех месяцев с момента переезда.

Соответственно, если и после приостановления действия лицензии лицензиат не обратится в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении такой лицензии и включении в нее нового адреса места нахождения магазина, такая лицензия может быть аннулирована по решению суда в связи с невыполнением решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии (абзац 7 п. 3 ст. 20 Закона № 171-ФЗ).

Ответ подготовил: Широков Сергей, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, кандидат юридических наук
Ответ прошел контроль качества

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Нужна ли мне лицензия на реализацию алкогольной продукции при выездной торговле им?

Здравствуйте, хочу открыть небольшой бизнес, выездной коктейльный бар. Оформляю ИП(УСН). Алкоголь будет закупаться у официальных поставщиков, с сертификатами и всем подобным. Нужна ли мне лицензия на реализацию алкогольной продукции?

Ответы юристов (1)

Добрый день. Это зависит от того — какие конкретно виды алкогольной продукции вы будете закупать и в дальнейшем реализовывать.

В частности, в соответствии с положениями Закона:

Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию
1. Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:
производства и оборота фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

розничной продажи спиртосодержащей продукции;
закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;
перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций;
(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 232-ФЗ)

Смотрите так же:  Обязанность истца направить исковое заявление ответчику апк

производства и оборота виноградного сусла, произведенного сельскохозяйственными товаропроизводителями;
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ)

розничной продажи алкогольной продукции физическим лицам от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, в случае, если указанная продукция размещена на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции физическим лицам для потребления (распития) на борту воздушного судна при оказании услуг общественного питания от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
абзац утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацы седьмой — восьмой утратили силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

розничная продажа алкогольной продукции;
перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ)

3. Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона, а также по каждому виду винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в абзацах пятом и шестом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на алкогольную продукцию, спиртосодержащую пищевую продукцию и спиртосодержащую непищевую продукцию.
Лицензии на вид деятельности, указанный в абзаце одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на этиловый спирт (в том числе денатурат), нефасованную спиртосодержащую пищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, нефасованную спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

Лицензия на осуществление вида деятельности, указанного в абзаце двенадцатом пункта 2 настоящей статьи, по заявлению сельскохозяйственного товаропроизводителя выдается отдельно на вино или игристое вино (шампанское) либо одновременно на вино и игристое вино (шампанское).
(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ)

Лицензии на вид деятельности, указанный в абзаце десятом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 261-ФЗ)

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, а также хранение закупленной алкогольной продукции и ее реализацию по договору розничной купли-продажи.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 261-ФЗ)

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 настоящего Федерального закона для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 261-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 433-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицензия на производство, хранение, поставки и розничную продажу винодельческой продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями, предусматривает право как на розничную продажу указанной продукции, так и на розничную продажу указанной продукции при оказании услуг общественного питания.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае указания в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в качестве места осуществления деятельности конкретного водного судна или вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара) организация вправе осуществлять в нем розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на всем пути следования водного судна или данного вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), входящего в состав поезда дальнего следования.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 261-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только заявителям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 102-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6 — 7. Утратили силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)

8. Лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением видов деятельности, указанных в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Лицензии на виды деятельности, указанные в абзацах девятом и одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Лицензии на виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, выдаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 05.04.2010 N 41-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Лицензия на алкогольную продукцию фз

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЕ РОЗНИЧНУЮ ПРОДАЖУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

31 марта 2017 года вступили в силу изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 261-ФЗ (далее – Закон № 261-ФЗ) в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).

— Согласно абзацу 4 пункта 4 статьи 18 Закона № 171-ФЗ с 31 марта 2017 года лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются отдельно:
на розничную продажу алкогольной продукции;
на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Согласно письму Министерства финансов РФ от 13.01.2017 № 03-05-04-03/746 за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должна уплачиваться госпошлина за каждый вид деятельности, предусматривающий розничную продажу алкогольной продукции.
При этом статьей 7 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, вправе осуществлять такую деятельность на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, которая выдана до 31.03.2017, до окончания срока ее действия.
Переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в которой указаны как обособленные подразделения, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, так и обособленные подразделения, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, на основании заявления, поданного после 31 марта 2017 года, осуществляется путем выдачи отдельных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (письмо Министерства финансов РФ от 20.03.2017 № 03-14-17/15653).

— В соответствии с абзацем 9 пункта 10 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники.
Следовательно, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе пива и пивных напитков, вне зависимости от системы налогообложения и места расположения населенного пункта обязаны применять контрольно-кассовую технику.
Дополнительно сообщаем, что действие Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа», в соответствии с которым Правительством Новосибирской области утвержден перечень отдаленных или труднодоступных местностей Новосибирской области, на территории которых организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники (постановление от 04.04.201 №129-п), не распространяется на деятельность в сфере розничной продажи алкогольной продукции (в том числе пива).
-В соответствии с подпунктом 5 пункта 3.2-2 статьи 19 Федерального закона №171-ФЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания заявитель представляет в министерство копию уведомления о начале предоставления услуг общественного питания. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, министерство направляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти межведомственный запрос о представлении указанного документа.

Смотрите так же:  Осаго без талона

1) Заявление о получении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Перечень документов, необходимых для получения лицензии:

Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель предоставляет в министерство:

2) Заявление о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Перечень документов, необходимых для продления лицензии

1. Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, не представлены заявителем, министерство направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, межведомственный запрос о предоставлении таких документов (сведений, содержащихся в них).

2. Копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, министерство проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

3) Заявление о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

​​​Согласно п. 12 статьи 19 Федерального Закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ (в ред. от 18.07.2011г. № 218-ФЗ) в случае изменения н аименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии .

Перечень документов, необходимых для переоформления лицензии в случае открытия дополнительного обособленного подразделения:

2. Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, не представлены заявителем, министерство направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, межведомственный запрос о предоставлении таких документов (сведений, содержащихся в них).

4) Заявление о переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (в случае реорганизации юридического лица)

Порядок переоформления лицензии в случае реорганизации

юридического лица :

Подключение к ЕГАИС и лицензия

Автор: Е. Е. Каравайкина

Откажут ли предприятию в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если на момент подачи документов в лицензирующий орган оно не будет подключено к Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС)?

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания – это с 31.03.2017 отдельный лицензируемый вид деятельности (см. ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ[1] в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ).

Проверяем перечень документов для получения лицензии.

Для получения данной лицензии в лицензирующий орган необходимо представить документы, список которых приведен в п. 3.2-2 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ, а именно:

1) заявление о выдаче лицензии. В нем отражаются:

полное и (или) сокращенное наименование и организационно-правовая форма юридического лица (организации);

место его нахождения;

адреса его электронной почты, по которым лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи;

места нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности. При планировании розничной продажи алкоголя при оказании услуг общепита на соответствующем транспорте в заявлении фиксируются регистрационные данные вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного (воздушного) судна, присвоенные им в установленном порядке для соответствующих транспортных средств. Розничная торговля алкоголем при оказании услуг общепита не запрещена на железнодорожном, водном, воздушном транспорте общего пользования междугороднего и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;

наименование банка и номер расчетного счета в банке;

лицензируемый вид деятельности, который организация намерена осуществлять;

срок, на который испрашивается лицензия;

2) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, если копии этих документов не заверены нотариусом). В ООО и АО учредительным документом является устав общества[2];

3) копию документа о государственной регистрации организации (если не будет представлена, лицензирующий орган сделает межведомственный запрос на получение соответствующих сведений налоговому органу);

4) копию документа о постановке организации на учет в налоговом органе (при непредставлении действия те же – запрос);

5) копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии (составляет 65 000 руб. за каждый год срока действия лицензии – пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, не подлежит возврату в случае отказа уполномоченного органа в продлении срока действия лицензии – Письмо Минфина РФ от 14.04.2017 № 03-05-06-03/22266). Если копия обозначенного документа заявителем не представлена, лицензирующий орган проверит факт уплаты госпошлины с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

6) документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. (Если обозначенные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не представлены заявителем, таковые подаются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.) В ситуации, когда речь идет о розничной продаже алкоголя с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции, нужен документ, подтверждающий наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания. (Это может быть как стационарный, так и нестационарный объект общепита.) И возможен третий вариант – когда алкоголем торговать запланировано при оказании услуг общественного питания на разрешенном виде транспорта. Тогда понадобятся документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания. В этом случае взамен места нахождения обособленного подразделения в лицензии указываются регистрационные данные вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного (воздушного) судна, присвоенные им в установленном порядке для соответствующих транспортных средств;

7) копию уведомления о начале предоставления услуг общественного питания. Если данный документ заявителем не представлен, лицензирующий орган запросит его у Роспотребнадзора.

Как видим, в приведенном перечне какого-либо документа, подтверждающего факт подключения заявителя к ЕГАИС, нет. Однако на этом поиски ответа на поставленный вопрос не заканчиваются, так как есть еще основания для отказа в выдаче лицензии.

К сведению:

Минфин не поддержал предложение о дополнении перечня документов, необходимых для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, копиями документов, подтверждающих квалификацию работников заявителя. Квалификация работников, заключивших с соискателем лицензии на розничную продажу алкогольной продукции трудовые договоры, не влияет на качество и безопасность реализуемой алкогольной продукции, а также не способствует защите нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов РФ, контролю за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (Письмо от 25.05.2017 № 03-14-06/32364).

Изучаем основания для отказа в выдаче лицензии.

Данные основания перечислены в п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ. Первое основание в этом списке – несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным согласно положениям ст. 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 указанного закона. Далее – нарушение требований ст. 8 Федерального закона № 171-ФЗ.

Из статьи 8 следует, что организации, занимающиеся оборотом алкогольной продукции, должны иметь программно-аппаратные средства, обеспечивающие прием, фиксацию и передачу информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС. (Данное требование не распространяется на учет объема розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания – пп. 2 п. 2.1 ст. 8[3].)

Норма Федерального закона № 171-ФЗ

Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о такой продукции, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции (абз. 16 п. 2 ст. 8).

В свою очередь, абз. 21 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8.

Свидетельствует ли изложенное о том, что на момент подачи документов на получение лицензии программно-аппаратные средства уже должны быть подключены к ЕГАИС? Возможно, достаточно просто наличия этих средств (позволяющих обеспечить выполнение требований подключения к системе после получения лицензии и начала осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общепита)?

По мнению лицензирующего органа – Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, программно-аппаратные средства должны быть подключены к ЕГАИС уже на этапе подачи заявления на получение лицензии на розничную продажу алкоголя. Судьи такой подход нашли законным (см. Постановление АС ВСО от 10.05.2017 № Ф02-1675/2017 по делу № А78-11285/2016). Основание такое.

Исходя из логического, систематического и телеологического толкования норм права, указанных в Федеральном законе № 171-ФЗ, положения п. 9 ст. 19 данного закона, как устанавливающие основания для отказа в выдаче лицензии, должны применяться совместно с положениями указанных в нем статей, в том числе – с п. 1 ст. 26 Закона.

Учитывая названное, обязанность по фиксации в ЕГАИС информации о производстве и (или) обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является лицензионным требованием, соблюдение которого является обязательным для получения лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

Установленный факт неподключения организации общественного питания (общества) к системе ЕГАИС указывает на явное несоответствие общества требованиям, которые предусмотрены ст. 19, 26 Федерального закона № 171-ФЗ для организаций, стремящихся получить соответствующую лицензию.

Соискатель лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должен на момент подачи заявления о выдаче лицензии не только иметь программно-аппаратные средства, обеспечивающие прием и передачу информации об обороте алкоголя, но и подключить их уже к ЕГАИС. Именно такой подход лицензирующего органа поддержали судьи.

Смотрите так же:  Гражданство в анкете на шенгенскую визу

К сведению:

Минфин в Письме от 25.05.2017 № 03-14-18/32119 дал добро на использование для подачи деклараций и работы с ЕГАИС любой усиленной квалифицированной электронной подписи, удовлетворяющей требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Электронная подпись, содержащаяся в аппаратном крипто-ключе и используемая для работы с ЕГАИС, может использоваться для авторизации на информационных сервисах Росалкогольрегулирования, в том числе для авторизации с использованием единой системы аутентификации (ЕСИА) и для подготовки, подписания, шифрования деклараций, а также в других государственных органах.

[1] Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

[2] Пункт 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» соответственно.

[3] О том, что это означает, см. статью О. В. Давыдовой «И снова про остатки алкоголя в ЕГАИС» (№ 11, 2016).

Лицензия на алкоголь 2018: виды, цены, процедура оформления

Оборот алкогольной продукции в Российской Федерации — дело законодательного уровня. Для регулирования его производства и оборота еще в 1995 году принят Федеральный закон №171-ФЗ от 22.11.95 , действующий и по сей день, правда, со множеством поправок и изменений.

Для того, чтобы все требования, предписанные законом, выполнялись надлежащим образом, существует специальный контролирующий орган — Федеральная служба «Росалкогольрегулирование» .


Прежде всего, закон дает четкий перечень понятий и определений, чтобы не возникало разночтений при его толковании:

Когда нужна лицензия

Итак, какие же виды продукции подвергаются государственному лицензированию? В случае, если содержание этилового спирта в продукте не превышает 15%, лицензия на такую алкогольную продукцию не требуется и ее можно производить и реализовывать на общих основаниях.

Однако, производитель должен помнить, что упомянутый выше Федеральный Закон делит продукцию с содержанием спирта, превышающим 15%, на пищевую (полуфабрикаты для алкопродукции — виноматериал, эмульсия, сусло) и непищевую (парфюмерия, лакокрасочные вещества), и предписывает, что не требуют лицензирования:

  • продажа (розничная) спиртосодержащей продукции непищевого назначения;
  • производство, закупка и распространение пива и пивных напитков;
  • закупка и транспортировка жидкостей, содержащих спирт, который используется в качестве сырья либо для технужд, однако годовой объем не должен превышать 2000 литров.

Вывод: для осуществления предпринимательской деятельности по поставке, производству и продаже алкогольной продукции пищевого назначения с содержанием спирта свыше 15%, необходимо получение государственной лицензии.

Продажа спиртосодержащей продукции, подверженная лицензированию, делится на:

  • оптовую — при получении таких лицензий выдвигаются дополнительные требования по наличию складских помещений достаточной площади и соответствующих технических характеристик;
  • розничную — для предприятий общепита, кафе, баров, ресторанов, магазинов.

Для малого бизнеса получение лицензии на торговлю алкоголем имеет слишком высокую цену. Объясняется столь высокая планка стремлением государства допустить на рынок только тех поставщиков, которые смогут обеспечить потребителя по-настоящему качественным продуктом.

Тем бизнесменам, для которых сумма государственной пошлины за оптовую торговлю еще слишком высока, следует начать с розницы и лицензии за 65 000 рублей.

Требования для получения лицензии на алкоголь в 2018 году

Как гласит Федеральный Закон № 171-ФЗ и Положения о лицензировании, разрабатываемые на региональном уровне, получить лицензию на торговлю алкогольной продукцией может как российская, так и зарубежная компания, любой формы собственности.

Минимальная сумма уставного капитала для розничной торговли — 10 000 рублей (в Москве — 1 000 000 рублей), для оптовой — предпринимателям с объемом уставного капитала не менее 10 000 000 рублей.

Важно наличие помещения в соответствии с требованиями МЧС, санэпидемстанции и прочих требований, указанных в региональных указах.

Для кафе, в котором планируется продавать алкоголь, эти требования таковы:

  1. Площадь помещения — не менее 50 м 2 .
  2. Как разъясняет Росалкогольрегулирование в своем Письме № 8977/03-04 от 30.04.2013, отвечая на часто задаваемые вопросы, алкоголь может реализовываться лишь в стационарных объектах торговли, то есть оборудованных специально для этих целей, связанных с землей фундаментом.
  3. Наличие инженерных коммуникаций обязательно — водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление.
  4. Установлено минимальное расстояние от места розничной продажи алкопродукции до спортивных, образовательных и медицинских учреждений — 100 метров.

О порядке получения лицензии на алкоголь узнайте из видео.

Необходимые документы для получения лицензии

Копии, заверенные нотариусом.

Пакет уставных документов:

  1. Решение о создании Учредителя (для 1 участника) или Договор о создании и Протокол собрания Учредителей (для 2 и более участников)/
  2. Последняя редакция Устава/
  3. Государственная регистрация (свидетельство выдается ЕГРЮЛ)/
  4. постановка на учет в налоговой (ИНН)/
  5. документ, подтверждающий право собственности на здание или его часть, где будет производиться оборот алкогольной продукции/
  6. санэпидемзаключение Службы по надзору прав потребителей.


Прошитые, пронумерованные и заверенные печатью соискателя копии:

    • план помещения (выдается в проектно-инвентаризационном бюро (экс-БТИ);

  • договор аренды/субаренды объекта (бар, магазин, ресторан, кафе).
  • договор со специализированной организацией на монтаж пожарной сигнализации либо акт обследования существующей пожарной сигнализации, с приложением актов приема-передачи и лицензии организации, выполнявшей работы по ее монтажу;
  • договор о техобслуживании пожарной сигнализации с лицензией обслуживающей организации;
  • регистрация контрольно-кассовой машины (карточка);
  • в случае оплаты уставного капитала денежными средствами прилагается подтверждающая справка из банка.

Документы в оригинале:

  • подтверждение соответствия помещения нормам пожарной безопасности (Федеральная противопожарная служба);
  • справка, подтверждающая отсутствие у соискателя лицензии задолженности по уплате налогов и сборов (справка имеет ограниченный срок действия).

Как получить лицензию: порядок оформления 2018

2018 год стал во многом революционным для предпринимателей, связанных с торговлей и производством спиртного. В том числе претерпели изменения и предъявляемые к кандидату на получение лицензии требования.

Сегодня ее выдачу осуществляет Федеральная служба Росалкогольрегулирования .

Для упрощения нелегкой участи предпринимателей на рынок вышли негосударственные компании-посредники, получившие лицензионные сертификаты на осуществление услуг по получению лицензий на торговлю алкоголем для физических и юридических лиц. Они содействуют своим клиентам, консультируют их, продляют действующие и получают для них новые лицензии.

Подача заявления для получения права осуществлять розничную торговлю алкоголем осуществляется в департамент развития предпринимательства и торговли по месту регистрации субъекта хозяйственной деятельности. Сама же лицензия выдается строго «Росалкогольрегулированием».

Между подачей заявления и получением лицензии должно пройти не более 30 календарных дней.

Возможные причины отказа в получении лицензии

Может случиться так: собран огромный пакет документов, часть из них заверена нотариально (что тоже стоит денег!), наконец найдены средства на госпошлину для получения вожделенной лицензии. Казалось бы, дело за малым: положи все это на стол чиновнику и жди установленного законом срока, чтобы начать получать баснословную прибыль.

А на деле выходит немного иначе — все так, но до момента получения лицензии.

В получении лицензии часто отказывают и вот почему. На рассмотрение подаются просроченные уставные документы, ошибочно оформленные, указанные фиктивно либо вовсе неуказанные данные о соискателе, требования об уставном капитале и его оплате игнорируются заявителем, помещение непригодно к эксплуатации, задолженности по налогам не погашены. Все бы ничего, можно повторно подать документы.

Но! Ни государственную пошлину, ни пакет документов, в случае отказа никто не вернет. Поэтому следует отнестись к их подаче максимально серьезно и ответственно.

Сроки действия лицензии на алкоголь

Получить лицензию на продажу алкоголя (оптовую или розничную) придется не единожды. Если планируется дальнейшая реализации продукции, то лицензию со всем пакетом документов придется оформлять один раз в год, или же оформить ее сразу на 5 лет с уплатой соответствующей госпошлины.

Выгода от алкогольного бизнеса в 2018 году

Одним из самых прибыльных видов предпринимательской деятельности, отличающейся высокой рентабельностью, всегда считалась розничная торговля алкогольной продукцией.

Невзирая на высокие затраты при подготовке документации, доведения помещения до соответствия техническим требованиям, все они с лихвой окупятся уже в первые несколько месяцев работы торговой точки. Для достижения более высоких показателей в получении прибыли следует соблюдать несколько основных условий, чтобы бизнес стал выгоден уже с первых дней своей работы.

Поскольку для торговли алкопродукцией в розницу требуется торговая площадь квадратурой не менее 50 м 2 , лучше, если на такой большой площади будут продаваться не исключительно алкогольные напитки, а и продукты питания, кулинария, бакалея, табачные изделия.

Практика показывает, что «алкогольные бутики», где ведется торговля исключительно спиртными напитками, еще не слишком популярны на территории РФ.

Важно учесть, что процент наиболее востребованных напитков: водки, коньяка, пива и виски должен составлять 70% от общей доли продукции спиртного. Однако в преддверии новогодних или женских праздников, когда спрос на вина и шампанское резко возрастает, запас их должен быть достаточным, чтобы обеспечить покупателя в полной мере, а торговую точку хорошей выручкой.

Пример начисления отпускных в 2018 году смотрите на нашем сайте.

Коды бюджетной классификации в статье. Что это такое, зачем они нужны и какие изменения в КБК в 2018 году.

Как закрыть ИП с долгами перед ПФР здесь.

И без того немалую степень ответственности перед потребителем заметно ужесточил принятый в декабре 2013 года Федеральный Закон № 365-ФЗ .

В соответствии с его статьями, нерадивому предпринимателю надлежит выплатить штраф в размере до 15 000 рублей, а организации — до 300 000 рублей. Помимо уплаты штрафа, контролирующий орган должен конфисковать всю алкогольную продукцию, реализуемую без лицензии.

В случае несоответствия объекта лицензионным требованиям, даже при наличии лицензии, торговля в магазине или работа кафе или бара будет прекращена на срок до 3 месяцев.

Реализация товара с фиктивными акцизными марками карается штрафом до 300 000 рублей и полной конфискацией всей партии продукта. Причем, неведение не освободит от ответственности и прикрыться тем, что алкоголь в таком виде был получен от поставщика не удастся.

Что же предписывает законодательство? С 1.01.2016г. все, кто производит, продает алкоголь оптом и в розницу, должны подключиться к ЕГАИС , чтобы с 1.07.2016 направлять информацию о своих продажах в Службу Росалкогольрегулирования.

Иными словами, система будет содержать данные о том, кем, когда произведена каждая бутылка алкогольной продукции, каков ее состав, объем и крепость.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Так что вот и еще один потенциальный штраф для предпринимателя: неподключение к системе обойдется до 15 000 рублей для физических лиц и до 200 000 рублей для юридических лиц.

Как получить лицензию на алкоголь узнайте из видео.