Льготы связанные с обучением

Содержание:

Льготы при заочном и вечернем обучении

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Дата актуализации раздела — 06 марта 2014 г.

Работающие студенты, обучающиеся по учебным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной формам имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством РФ. Эти гарантии действуют, когда работник получает образование соответствующего уровня впервые, а также в тех случаях, когда второе высшее образование работник получает в соответствии с трудовым договором или по отдельному письменному соглашению с работодателем. Если работник обучается сразу в двух учебных заведениях, гарантии и компенсации он получает в связи с обучением в одном из них по его выбору.

Дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам) предоставляются для:

  • промежуточной аттестации (сдачи зачетов и экзаменов) на первом и втором курсах — по 40 календарных дней, на последующих курсах — по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);
  • прохождения государственной итоговой аттестации — до 4 месяцев в соответствии с учебным планом.

Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы по месту работы предоставляются:

  • лицам, допущенным к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения, — 15 календарных дней;
  • слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях для сдачи выпускных экзаменов — 15 календарных дней;
  • студентам высших учебных заведений очной формы обучения, совмещающим учебу с работой, для сдачи зачетов и экзаменов — 15 календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов — 4 месяца; для сдачи государственных экзаменов — 1 месяц.

Дополнительные отпуска могут присоединяться к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Студентам, заочно обучающимся в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, 1 раз в учебном году организация-работодатель оплачивает проезд к месту учебы и обратно.

Студентам заочной и очно-заочной форм обучения на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. По соглашению с работодателем сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели. За время освобождения от работы ему выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением по не имеющим государственной аккредитации программам, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

Форма справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, утверждена приказом Минобразования РФ.

Льготы для работников, обучающихся без отрыва от работы в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (средних и высших учебных заведениях)

Льготы для работников, обучающихся без отрыва от работы в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (средних и высших учебных заведениях)

работникам, допущенным к вступительным экзаменам в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, предоставляется отпуск без сохранения заработной платы.Допущенным к вступительным экзаменам в учреждения высшего профессионального образования ( в том числе в заводы-втузы) предоставляется отпуск на 15 календарных дней, а в образовательные учреждения среднего профессионального образования — 10 календарных дней, не считая времени на проезд к месту нахождения образовательного учреждения и обратно.Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы по месту работы предоставляются также: слушателям подготовительных отделений при образовательных учреждениях высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов — 15 календарных дней; студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования очной формы обучения, совмещающим учебу с работой, для сдачи зачетов и экзаменов — 15 календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов — 4 месяца; для сдачи государственных экзаменов — 1 месяц; работникам, обучающимся без отрыва от работы в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.Ежегодные оплачиваемые отпуска указанным работникам по их желанию предоставляются в любое время года. Допускается возможность присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам. Работники считаются успешно обучающимися и имеющими право на оплачиваемые льготы, если у них нет задолженности за предыдущий курс (семестр) и к началу лабораторно-экзаменационной сессии они сдали все зачеты, выполнили все работы по дисциплинам учебного плана (контрольные работы, курсовые проекты и т.д.) по предметам, вынесенным на сессию. Студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающиеся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов имеют право при 6-дневной рабочей неделе на 1 свободный от работы день в неделю для подготовки к занятиям с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы, но не ниже минимальной. При 5-дневной рабочей неделе количество свободных от работы дней изменяется в зависимости от продолжительности рабочей смены при сохранении количества свободных от работы часов. Работодатель вправе предоставлять в течение указанных 10 учебных месяцев дополнительно, по желанию студентов и учащихся, еще 1-2 свободных от работы дня в неделю без сохранения заработной платы. При этом в 10-месячном периоде учитываются только учебные месяцы, а каникулярные месяцы (июль-август) из подсчета исключаются. Конкретный свободный от работы день определяется по согласованию работника с работодателем с учетом интересов производства и режима занятий в соответствующем образовательном учреждении. Студентам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков, для сдачи зачетов и экзаменов на I и II курсах соответственно по 40 календарных дней, на последующих курсах — соответственно по 50 календарных дней; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов — 4 месяца; для сдачи государственных экзаменов — 1 месяц. Учащимся, успешно обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по вечерней форме обучения, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставляется отпуск на I и II курсах — 10 календарных дней, на III и последующих курсах — 20 календарных дней. Учащимся, успешно обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по заочной форме обучения, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставляется отпуск на I и II курсах — 30 календарных дней, на III и последующих курсах — 40 календарных дней. Учащимся образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, на период сдачи государственных экзаменов предоставляется отпуск 30 календарных дней. За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, за работниками сохраняется средняя заработная плата. Основанием для предоставления отпуска в связи с обучением является справка-вызов образовательного учреждения. Форма справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием. Учебные отпуска имеют строго целевое назначение и должны быть использованы только в установленные сроки. Поэтому, если студент или учащийся не участвовал в лабораторно-экзаменационной сессии и не использовал учебный отпуск, он теряет на него право. При уважительности причин неявки студента или учащегося на сессию (например, в случае болезни) право на отпуск за ним сохраняется. Работники, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, оставленные по уважительным причинам на повторный курс обучения и не пользовавшиеся за данный курс учебным отпуском для сдачи курсовых экзаменов, имеют на него право, если они за второй год обучения успешно выполнили соответствующий учебный план. Отпуска в связи с обучением обычно предоставляются работникам для участия в лабораторно-экзаменационной сессии на число установленных дней подряд. Однако, когда студенту или учащемуся учебным заведением разрешено выполнять лабораторные работы, сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период, он может использовать отпуск по частям. Продолжительность предоставленного в разбивку отпуска не должна превышать установленной в учебном году общей продолжительности отпуска за соответствующий курс обучения. Студентам последних курсов образовательных учреждений высшего профессионального образования по заочной форме обучения, проходящим согласно учебному плану теоретический курс в объеме одного семестра и участвующим в одной экзаменационной сессии, отпуск предоставляется в половинном размере. Работодателям разрешено предоставлять работника, обучающимся в заводе-втузе, ежегодно учебный отпуск на 6-12 рабочих дней без сохранения заработной платы, но с выплатой стипендии в установленном порядке.Отпуск на период сдачи государственных экзаменов предоставляется, как правило, единовременно. И лишь тогда, когда государственные экзамены проводятся в два срока, учебный отпуск предоставляется по частям, но при этом не должен превышать в общей сложности его установленную продолжительность. Заработная плата за время отпуска выплачивается перед его началом, а не после возвращения студента или учащегося, обучающегося в общеобразовательном учреждении без отрыва от производства, с лабораторно-экзаменационной сессии, как это нередко бывает на практике. Если студент или учащийся не сдал полностью зачетов или экзаменов, никаких удержаний из его заработной платы не производится. Работодатель по рекомендации соответствующих общеобразовательных учреждений вправе предоставлять обучающимся на последних курсах вечерних и заочных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования дополнительный месячный отпуск без сохранения заработной платы для ознакомления непосредственно на производстве с работой по избранной специальности и подготовки материалов к дипломному проекту. На период отпуска студенты и учащиеся зачисляются на стипендию на общих основаниях. Основанием предоставления отпуска для ознакомления с работой по избранной специальности и подготовки материалов к дипломному проекту являются рекомендации соответствующих образовательных учреждений. Однако и при наличии рекомендации предоставление такого отпуска студенту или учащемуся является правом, а не обязанностью работодателя. На период предоставления указанного отпуска без сохранения заработной платы студенты и учащиеся зачисляются на стипендию на общих основаниях. Если работодатель предоставляет такой отпуск без рекомендации образовательного учреждения, то студенты и учащиеся не вправе требовать выплаты им стипендии. Лицам, обучающимся по заочной форме в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, один раз в учебном году организация-работодатель оплачивает проезд к месту нахождения образовательного учреждения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта. Правом на оплату проезда к месту нахождения образовательного учреждения пользуются студенты (в размере 100% стоимости проезда) и учащиеся (в размере 50% стоимости проезда), проживающие вне места расположения соответствующего образовательного учреждения. Оплата проезда к месту нахождения образовательного учреждения и обратно производится применительно к порядку, установленному законодательством о служебных командировках. При наличии у обучающегося в данном календарном году права на два различных отпуска, например, отпуска для сдачи курсовых экзаменов за последний курс и отпуска для сдачи государственных экзаменов, проезд в указанном выше порядке оплачивается дважды. Время, необходимое на проезд от места жительства до места нахождения заочного образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования для участия в сессии и обратно, не включается в общую продолжительность учебного отпуска и не оплачивается. Для работников, совмещающих учебу в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования с работой, коллективным договором или трудовым договором (контрактом), могут предусматриваться в дополнение к установленным и другие льготы. При обучении студента, совмещающего работу с учебой одновременно в двух образовательных учреждениях высшего профессионального образования, предусмотренные в законодательстве льготы могут предоставляться только в связи с обучением в одном образовательном учреждении.

Смотрите так же:  Требования предъявляемые к оформлению документов в бухгалтерском учете

Уральский институт экономики, управления и права

Льготы при оплате обучения:

1. Отдельным категориям абитуриентов, планирующих получить первое или второе высшее образование в Уральском институте экономики, управления и права, могут быть предоставлены льготы при поступлении.

2. Скидки не суммируются: если человек имеет право на предоставление скидок сразу по нескольким основаниям, назначается одна из них, имеющая максимальный размер.

3. Скидкой в размере 20% при оплате обучения за первый семестр пользуются следующие категории студентов:

  • демобилизованные или уволенные в запас из рядов Вооруженных Сил РФ в год поступления или в предыдущем календарном году;
  • победители областных олимпиад по экономическим и правовым дисциплинам, организуемых Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, Департаментом образования г. Екатеринбурга, а также региональных олимпиад по экономике, праву, информатике, обществознанию, проводимых Институтом, и занявшие в них с 1 по 3 места;
  • лица, окончившие учреждения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования с медалью или имеющие диплом с отличием.

4. При отсутствии академических задолженностей по итогам сессии в первом семестре обучения льгота может быть продлена на следующий семестр. Основанием для предоставления льготы является список студентов-претендентов на льготу, не имеющих академических задолженностей, завизированный деканом (директором филиала).

5. Следующим категориям студентов при соблюдении ими условий договора по их заявлениям предоставляются скидки по оплате за обучение в следующих размерах:

Какие льготы работодатель обязан предоставить работнику-студенту

Для тех работающих граждан, которые повышают свой образовательный уровень (то есть не только работают, но и учатся), законодатели ввели различные льготы. Предоставлять их должен работодатель. О том, какие льготы положены сотрудникам, поступившим в учебные заведения, и при каких условиях они предоставляются, мы расскажем в настоящей статье.

Условия для льгот

Сразу скажем, что льготы сотрудникам, получающим дополнительное образование, не зависят ни от того, кто выступил инициатором такой учебы (работник или работодатель), ни от того, кто оплачивает учебу (государство, сотрудник или фирма), ни даже от того образование какого уровня получает работник (высшее, среднее специальное, аспирантура или среднее). Таковы требования статьи 176 ТК РФ.
При этом существует обязательное условие для предоставления льгот — образование данного уровня сотрудник должен получать впервые. Проще говоря, при получении второго высшего образования работодатель уже не обязан предоставлять льготы сотруднику (хотя и может это делать, если такие обязательства закреплены в трудовом или коллективном договоре).
Второе условие связано с видом учебного заведения. Так, льготы, связанные с обучением, полагаются только в том случае, если работник поступил в вуз, имеющий государственную аккредитацию. Третье условие, выдвигаемое законодателем — работник-студент должен успешно осваивать учебную программу (это подтверждается справками из вуза). И, наконец, четвертое условие — льготы положены только основным сотрудникам. Совместители права на отпуска, сокращенный рабочий день и доплаты не имеют (ст. 287 ТК РФ).

Оплачиваемые отпуска

Теперь перейдем собственно к льготам. Их можно разделить на несколько групп. В первую войдут различные отпуска, дополнительно предоставляемые студенту. Вторую группу составят льготы, призванные высвободить время для учебы в течение года. И, наконец, третью группу составляют дополнительные выплаты в пользу студента.

Начнем с дополнительных отпусков. Они, пожалуй, являются главной льготой, которую ТК РФ гарантирует работникам-студентам. Продолжительность и оплата дополнительных отпусков зависит от формы обучения и уровня получаемого образования.

Так, при получении высшего образования по заочной или вечерней форме работодатель должен предоставить работнику оплачиваемый отпуск для сдачи сессии. Продолжительность этого отпуска определяется на основании справки-вызова из учебного заведения. В то же время продолжительность такого отпуска оговорена непосредственно в Трудовом кодексе: на первых двух курсах отпуск равен 40 календарным дням, а на последующих — 50-ти (ст. 173 ТК РФ).

Отметим, что формулировки Кодекса крайне неудачны. Так, после их прочтения не понятно идет ли речь о суммарной продолжительности отпусков, предоставляемых для сдачи всех сессий в течение года, или о продолжительности каждого из отпуска. Кроме того, если речь идет о суммарной продолжительности отпусков, не ясно за какой период их нужно суммировать — учебный год или календарный. Наконец, не ясно идет ли речь о максимальной продолжительности отпуска, или он в любом случае должен быть предоставлен на период, указанный в кодексе (даже если реально сессия длилась меньше).

На практике учебные отпуска предоставляются на основании справки-вызова из вуза, в которой указан период сессии. Соответственно, отпуск предоставляется только на этот период. Однако во избежание споров с работниками и конфликтов с трудовой инспекцией и прокуратурой мы бы советовали при наличии заявления работника предоставлять отпуска и большей продолжительности (в пределах, указанных в ТК РФ). Ведь данные отпуска согласно статье 173 ТК РФ предоставляются для прохождения аттестации. А ее прохождение включает в себя не только сдачу экзаменов, но и подготовку к ним.

Кроме того, работникам — студентам вузов положены отпуска для сдачи итоговых экзаменов (один месяц) и написания дипломной работы (4 месяца). Эти отпуска также полностью оплачиваются исходя из средней заработной платы работника (ст. 173 ТК РФ).

Дополнительные отпуска нужно предоставлять и работникам, получающим среднее профессиональное образование. Они также могут претендовать на отпуска для сдачи сессии (на первых двух курсах по 30 календарных дней, а на последующих — по 40) и для сдачи итоговых экзаменов (1 месяц) и написания выпускной работы (2 месяца). В силу прямого указания ТК РФ во время этих отпусков за работниками сохраняется средняя заработная плата (ст. 174 ТК РФ).

Неоплачиваемые отпуска

А вот если работник обучается на дневном отделении вуза или ПТУ, то отпуска ему предоставляются без сохранения заработной платы. Отличается и продолжительность таких отпусков. Так, для сдачи сессии в институте сотрудник может получить не более 15 календарных дней неоплачиваемого отпуска. А если работник получает среднее специальной образование, то на сдачу сессии законодатели отвели и вовсе 10 дней.

Смотрите так же:  Договор на услуги по перевозке топлива

«Очникам» также положены отпуска для написания дипломной работы и сдачи государственных экзаменов. Данные отпуска тоже не оплачиваются. Их продолжительность такая же, как у вечерников с заочниками — 4 и 1 месяц при обучении в вузе; 2 и 1 месяц при получении среднего специального образования.

Кроме этого, получить неоплачиваемый отпуск может работник, который еще не поступил, а только подал документы в учебное заведение (абитуриент). Законодатели обязывают работодателя предоставить 15 календарных дней отпуска сотруднику, допущенному до сдачи вступительных экзаменов. Данный отпуск предоставляется по заявлению сотрудника на основании справки из учебного заведения.

Сокращенная рабочая неделя — еще одна льгота, предоставляемая сотрудникам, обучающимся заочно или на вечернем отделении в течение последних 10 месяцев обучения. Данная поблажка подразумевает сокращение рабочей недели обучающегося на 7 часов с оплатой этого времени в размере половины среднего заработка (ст. 173 и 174 ТК РФ). Само сокращение может проводиться по одному из двух вариантов. Первый: сокращение каждого рабочего дня на определенное количество часов (например, при 40-часовой пятидневной рабочей неделе, можно сократить рабочий день с понедельника по четверг на 1,5 часа, а в пятницу — на час). В результате рабочая неделя ученика сократится до 33 часов, т.е. будет на 7 часов меньше.

Второй вариант — предоставление дополнительного выходного дня. Выбор варианта осуществляется работодателем по соглашению с работником. Такой выбор должен быть зафиксирован в письменной форме — приказом по организации и заявлением работника (либо подписанным с ним соглашением).

Наконец, третья группа льгот — дополнительные выплаты обучающимся сотрудникам. Работодатель обязан оплачивать проезд до места учебы и обратно, если обучение происходит в другом населенном пункте. Данные деньги выплачиваются студентам, которые обучаются по заочной форме и только один раз в год. Как правило, выплата производится «постфактум», т.е. организация компенсирует стоимость уже оплаченных сотрудником билетов.

Совмещение работы с обучением: льготы и гарантии

Высшее образование, первое, а все чаще второе и дополнительное, становится объектом устремлений работников различных сфер экономики. Получение новых знаний и профессиональных навыков является залогом личного развития и карьерного роста. Возникает закономерный вопрос: чем обязан работодатель работнику, тянущемуся за знаниями, и какие поблажки и бонусы предусмотрены трудовым законодательством.

Трудовой кодекс РФ (глава 26) определяет гарантии и компенсации, связанные с обучением работника, получающего впервые образование соответствующего уровня (общее, среднее, среднее профессиональное, высшее, подготовки кадров высшей квалификации).

Для тех, кто получает второе (третье и т.д.) образование нужен заинтересованный в этом работодатель. В ситуации, когда инициатором дополнительного обучения работника выступило его руководство, или оно поддерживает стремление работников к новому уровню квалификации – работодатель может взять на себя расходы по оплате обучения, предоставить учебные отпуска и другие льготы. Это должно быть зафиксировано непосредственно в трудовом договоре, в отдельном соглашении об обучении или в коллективном договоре.

Компенсации и льготы по Трудовому Кодексу

Работникам, совмещающим работу с получением высшего образования по программам бакалавриата, специалитета или программам магистратуры (по заочной и очнозаочной формам), успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка:

  • для прохождения промежуточной аттестации на 1 и 2 курсах – по 40 календ. дней, на каждом из последующих курсов – по 50 календ. дней;
  • для прохождения государственной итоговой аттестации – до 4-х месяцев.

Работодатель также обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

  • работникам, допущенным к вступительным испытаниям – 15 календарных дней;
  • работникам, обучающимся по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры по очной форме обучения, совмещающим получение образования с работой, для прохождения промежуточной аттестации – 15 дней;
  • для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – 4 месяца;
  • для сдачи итоговых государственных экзаменов – 1 месяц.

Работники, совмещающие работу с осваиванием программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, ординатуре и программы стажировки по заочной форме обучения, имеют право на:

  • ежегодные дополнительные отпуска 30 календ. дней с сохранением среднего заработка. При этом к отпуску добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно. Указанный проезд оплачивает работодатель;
  • один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% заработной платы;
  • лица, являющиеся соискателями ученой степени кандидата наук, имеют право на предоставление им ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 3 месяца для завершения диссертации с сохранением среднего заработка.

Работникам, совмещающим работу с получением среднего профессионального образования, и работникам, поступающим на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

  • прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах – по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов – по 40 календарных дней;
  • прохождения государственной итоговой аттестации – до 2-х месяцев.

Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

  • работникам, допущенным к вступительным испытаниям – 10 календарных дней;
  • работникам, осваивающим программы среднего профессионального образования по очной форме обучения и совмещающим получение образования с работой, для прохождения промежуточной аттестации – 10 календарных дней в учебном году, для прохождения государственной итоговой аттестации – до двух месяцев.

Работникам, успешно осваивающим программы основного общего или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения, работодатель предоставляет дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка для прохождения государственной итоговой аттестации на срок 9 или 22 календарных дня в зависимости от образовательной программы.

Не следует путать получение образования с повышением квалификации, как одной из форм получения навыков и знаний. Если повышение квалификации требует отрыва от работы, за сотрудником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата. Причем средняя заработная плата сохраняется у работодателя по основному месту работы. При повышении квалификации за работником сохраняется средний заработок за фактически пропущенные по графику работы рабочие дни (часы).

Обратите внимание, что если работник самостоятельно оплачивает обучение, то ему могут быть положены налоговые вычеты в размере 13%. Максимальная сумма, которая подлежит возврату в качестве налогового вычета – 15 600 рублей в год. Вычеты предоставляются, если вы – официально трудоустроенный работник, исправно уплачивающий налоги и оплачиваете обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию. У налогового вычета за собственное обучение нет никаких ограничений на форму обучения: вернуть деньги можно и за очную, и за заочную, вечернюю или любую другую форму обучения.

Также стоит обратить внимание на тот факт, что законодатель делает упор на «успешное обучение» работника, установленные гарантии и компенсации предполагают ответственное отношение работника к получению образования.

Образование и профессиональное обучение детей-инвалидов в России

Право на получение образования детьми-инвалидами закреплено на законодательном уровне. Действие закона об обучении и профессиональной подготовке инвалидов распространяется на все субъекты РФ. Исполнение законодательства в этой сфере контролируется органами Минобрнауки, курирующими соответствующие организации в закрепленных за ними регионах.

Право и обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов в РФ

Одним из центральных прав инвалидов в международном законодательстве признается право на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей. Конвенция о правах инвалидов требует от государств-участников принимать надлежащие меры к тому, чтобы:

  • инвалидов не исключали из системы общего образования по причине инвалидности;
  • инвалиды имели равный с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
  • обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности инвалида;
  • инвалиды получали в рамках системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения;
  • принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию.

Государства-участники несут ответственность за обеспечение доступности обучения и профессионального образования для инвалидов на равных с другими условиях. Для этого необходимо содействовать освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности, способствовать поддержке со стороны сверстников, развивать систему наставничества; содействовать освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; привлекать учителей, владеющих жестовым языком и (или) азбукой Брайля; обеспечивать подборку наиболее подходящих для индивида языков, методов и способов общения в той обстановке, которая максимально способствует освоению знаний и социальному развитию, в частности, слепых, глухих или слепоглухих детей.

Организация и предоставление специальных условий для получения общего и профессионального образования детьми-инвалидами

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено положение о том, что Российское государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание им необходимых условий для его получения. Организацию и предоставление образования детям-инвалидам реализуют в первую очередь органы управления в сфере образования, образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и здравоохранения. В связи с этим в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особо оговаривается, что на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления должны обеспечиваться необходимые условия доступности в сфере образования инвалидов, а также для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе посредством организации инклюзивного образования таких лиц.

Инвалиды в РФ имеют право на образование (общее и профессиональное) в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации и абилитации инвалидов.

Смотрите так же:  Оформить кредит деньги сразу

Органы государственной власти и образовательные организации обязаны подробно информировать о получении общего образования инвалидов и их родителей (законных представителей) по всем вопросам. Также они должны информировать о получения профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов, оказывать психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Образовательные организации должны создавать все необходимые условия для общего и профессионального образования инвалидов по основным программам, адаптированным для лиц, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» предусматривается, что доступность образования для детей-инвалидов обеспечивается в образовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам. В этих организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, т. е. такие условия обучения, воспитания и развития обучающихся, которые включают в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование таких обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные организации, осуществляющие возможность получения образования детьми-инвалидами по адаптированным основным общеобразовательным программам, специально создаются региональной властью для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные дети-инвалиды, получающие образование, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Домашнее обучение и особенности образования детей-инвалидов в 2017 году

Если ребенок-инвалид не может проходить обучение по основным общеобразовательным программам в образовательном учреждении, ему предоставляется возможность обучаться на дому.

Решение о переводе детей-инвалидов на домашнее обучение принимается соответствующим отделом образования местной администрации с согласия родителей или иных законных представителей ребенка. Для организации обучения детей-инвалидов на дому необходимы следующие документы:

  • письменное заявление от родителей (законных представителей) ребенка;
  • заключение врачебной комиссии медицинской организации о нуждаемости ребенка в обучении на дому по медицинским показаниям.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», порядок оформления отношений образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) по организации обучения на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. В частности, по городу Москве отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование, регулируются Законом г. Москвы от 28 апреля 2010 г. № 16 «Об образовании лице ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Согласно этому Закону, для лиц, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не посещают образовательные учреждения, с согласия их родителей (законных представителей) создаются условия для обучения на дому. Индивидуальное обучение детей-инвалидов на дому организуется на основе договора между органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, образовательным учреждением, обучающимся и (или) его родителями (законными представителями). Примерная форма договора об обучении на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Детям-инвалидам, получающим специальное образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета города Москвы. Коррекция ограничений возможностей здоровья лиц, обучающихся на дому, осуществляется на основе договора с государственным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, или специальным (коррекционным) образовательным учреждением.

На сегодняшний день сохраняет свое действие Перечень заболеваний, наличие которых дает право на специальные условия получения образования для детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому, утвержденный совместным письмом Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980 г. № 281-М и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980 г. № 17-13-186. Этот Перечень, предусмотренный законом об образовании детей-инвалидов, в 2017 году нуждается в пересмотре в связи с длительным сроком действия и изменившимися реалиями.

На домашнее образование претендую инвалиды со следующими особенностями:

  • Тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата после перенесения полиомиелита.
  • Тяжелыми остаточными явлениями после перенесенного энцефаломиелита и полирадикулоневрита.

Хирургическими заболеваниями:

  • Спинномозговая грыжа с параличом нижних конечностей и расстройством функции тазовых органов.
  • Дневное недержание мочи различной этиологии (эктопия мочевого пузыря, тотальная эписпадия, атония мочевых путей — декомпенсированная форма).
  • Атрезия заднего прохода с недержанием кала.
  • Параличи нижних конечностей при различных заболеваниях.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата в момент нахождения в кокситной гипсовой повязке (хронический остеомиелит, костно-суставной туберкулез).
  • Состояние после операции на опорно-двигательном аппарате по поводу врожденных заболеваний или травм в случае затруднения передвижения до окончания лечения.
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения.

Кожными заболеваниями:

  • Экземы, распространенные в состоянии обострения.
  • Диффузные нейродермиты в состоянии обострения.
  • Псориатические эритродермии.
  • Артропатический псориаз.
  • Пруриго Гебра.
  • Дерматит Дюринга (в период обострения).
  • Ихтиозоформная эритродермия.
  • Эпидермолизис буллеза (тяжелые формы).
  • Акродерматит энтерпатика (тяжелые формы).
  • Острая красная волчанка.
  • Прогрессирующая распространенная склеродермия.

Психоневрологическими заболеваниями:

1. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения.

2. Эпилепсия в стадии обострения.

3. Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.

4. Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии (травматической, инфекционной, соматической).

5. Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.

Примечание. Не дается право на индивидуальную организацию и предоставление домашнего образования инвалидам со слабоумием в степени имбецильности.

Условия доступности для инвалидов в сфере образования по программе вспомогательной школы

Показания для индивидуального образования детей-инвалидов в России на дому по программе вспомогательной школы возможно при следующих заболеваниях:

1. Олигофрения в степени дебильности, осложненная следующими синдромами:

  • развернутыми дневными эпилептическими припадками;
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • выраженным энцефалоастеническим состоянием;
  • синдромом двигательной расторможенности;
  • энкопрезом и дневным энурезом;
  • реактивным состоянием.

2. Эпилепсия со слабоумием (развернутые дневные припадки).

3. Шизофрения, дефектное состояние в стадии декомпенсации.

4. Травматическое и эндокринологическое слабоумие в стадии декомпенсации.

5. Текущие органические процессы в состоянии обострения.

Также в законе по обеспечению доступности для инвалидов общего образования существуют показания для освобождения от обучения на длительное время (полный учебный год) учащихся, страдающих психоневрологическими заболеваниями.

Обучение и профессиональная подготовка инвалидов: обеспечение доступности профессионального образования

Профессиональное обучение инвалидов в России и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения такой категории лиц.

Региональные органы государственной власти должны обеспечить получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Перечень таких условий сформулирован в Требованиях к организации специальных условий для получения образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденных письмом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 06-2412вн. Здесь указан достаточно подробный перечень требований, предъявляемых к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе к средствам обучения и воспитания. Сюда отнесены организационно-нормативные требования, требования к кадровому обеспечению, требования к работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения, к материально-техническому обеспечению образовательного процесса, требования к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, требования к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и сбережению здоровья, а также требования к оснащенности образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях.

Инвалидам также предоставляются льготы при поступлении в вузы на бюджетные места. Согласно Порядку приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания имеют особое право получать высшее образование на бюджетных местах вузов в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований. Им предоставляется преимущественное право зачисления. Кроме того, лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды могут поступать на обучение по результатам общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно (не сдавая ЕГЭ).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при получении образования имеют право на бесплатное получение специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков за счет соответствующего бюджета.