Кто имеет право на проектные работы

Можно ли выполнять подрядные работы по разработке проектной документации по 87 постановлению РФ не имея лицензию СРО?

Существуют организации имеющие лицензию СРО на проектирование, например, крупные проектные Институты, для которых я планирую стать исполнителем по разработке одного раздела проектной документации по 87 постановлению.

По какому договору я могу выполнять данные работы для «организации СРО» и чем будет отличаться этот же договор, имея я лицензию СРО?

Ответы юристов (4)

Как правило в ДОГОВОРАХ на выполнение работ по разработке проектной документации предусмотрен такой пункт:

Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется собственными силами, либо с привлечением иных организаций, имеющих соответствующие Свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, выданные саморегулируемой организацией, осуществить следующие виды работ:
https://dogovor-urist.ru/догов.

То есть в любом случае для разработки даже одного раздела проектной документации Исполнитель, либо иная организация по поручения Исполнителя должна иметь Свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации.

Письмо Госстроя от 13.05.2013 N 3991-БМ/11/ГС «О необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемыми организациями в области проектирования»

В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитие проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации.
http://www.consultant.ru/law/h.

Уточнение клиента

Марина, я правильно понял, что я как самостоятельная единица вправе разрабатывать проектную и рабочую документацию, пусть даже на подряде, только при наличии «СРО»?

А вот в случае, когда все-таки свидетельство СРО отсутствует, я могу выпустить документацию под штампами организации имеющей СРО, и какой при этом должен быть договор — как наема специалиста под выполнения конкретного объекта?

09 Февраля 2018, 16:54

Есть вопрос к юристу?

Для оформления отношений со сторонними организациями или индивидуальным предпринимателем для разработки проектной документации может быть использован договор аутсорсинга. Посмотрите материал по следующей ссылке: http://www.garant.ru/article/6.

Если будет стоять штамп организации, для которой Вы будете разрабатывать раздел проектной документации, то с Вами должны быть оформлены трудовые отношения. Либо Вам необходимо создавать ИП или юридическое лицо и получать Свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, выданные саморегулируемой организацией, а затем заключать договор с проектным институтом.

Уточнение клиента

Пытаюсь понять стоит ли оформлять СРО, поскольку, как я понял, что я могу выполнять работы по трудовому договору под штамп Заказчика.

09 Февраля 2018, 17:19

Если Вы будете выполнять проектную документацию как физическое лицо, тогда Вы должны быть оформлены по трудовому договору у какого-либо проектного института, тогда Вам не надо получать СРО, так как Вы будете работником института. Если Вы хотите самостоятельно осуществлять деятельность по подготовке проектной документации, тогда Вам необходимо создавать ИП или юридическое лицо. То есть, говоря простым языком: Вы, обладая безусловно знаниями в области разработки проектной организации не можете без свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, выдаваемого СРО, на законных основаниях осуществлять вышеназванную деятельность. На Вас должно быть зарегистрировано ИП или ООО, после этого необходимо получить свидетельство от СРО, тогда Вы можете осуществлять свою деятельность.

ГрК РФ Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

4. Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполнятьсятолько индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
http://www.consultant.ru/docum.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как доказать нарушение авторских прав на проектную документацию?

Вопрос про экспертизу авторских прав для их подтверждения. Наше Проектное бюро по заказу по заказу ОАО «Грузовой терминал» в 2009 году разработало проект строительства логистического склада. В 2010 г. этот проект был реализован подрядчиком – строительной компанией в г. Екатеринбурге. В начале лета 2012 г. нам стало известно, что выполненный нашим бюро проект реализуется повторно тоже в Екатеринбурге. Заказчиком строительства является индивидуальный предприниматель, а застройщиком тот же подрядчик, что осуществлял строительство по первому объекту. При этом, когда мы стали узнавать подробнее, оказалось, что на проектной документации стоит штамп неизвестной нам компании «Дизарх», и что этот предприниматель заключал с ними договор на разработку этой проектной документации. Мы считаем, что были нарушены наши авторские права на архитектурный проект. Сейчас готовимся обратиться в арбитражный суд. Но как мы сможем доказать, что использовался именно наш проект, если у предпринимателя есть договор на разработку документации с другой компанией с похожим заданием и получена по этому договору проектная документация? Как доказать авторские исключительные права на проектную документацию?

Ответы юристов (3)

Согласно п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов отнесены к объектам авторских прав.

Автором такого произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (ст. 1257 ГК РФ).

Исключительное право на произведение архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства принадлежит автору или иному правообладателю (ст. 1294 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1270, 1294 ГК РФ исключительное право на произведение предоставляет собой возможность его использования в любой форме и любым, не противоречащим закону способом, в том числе путем разработки документации для строительства, а также путем практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного и садово-паркового проекта.

П. 2 ст. 1294 ГК РФ определяет, что автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта.

Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству. На данный момент действует Свод правил по проектированию и строительству СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 10 июня 1999 г. № 44).

Исключительное право на архитектурный проект может быть передано путем заключения договора с автором или иным правообладателем.

А доказать Вам нужно для начала, какой из проектов явился первоисточником ( нужны любые доказательства, что по времени исполнения данной проектной документации Ваше бюро было первым). Суду нужны доказательства Вашего авторского права.

Есть вопрос к юристу?

Добрый день !

Вам необходимо сформировать любые доказательства, подтверждающие, что именно Ваш проект был создан первым. Например, акты приема-передачи результата с Вашим предыдущим заказчиком, деловая переписка, где упоминается этот проект.Может Вы этот проект каким-либо образом пересылали по электронной почте (в этом случае до обращения в суд необходимо обратиться к нотариусу для закрепления доказательств). Вполне возможно в суде заявить ходатайство о проведении технической экспертизе жесткого диска на котором у Вас создавался проект ( экспертиза покажет, что файл (ы) были созданы в такое-то время).

Также к суду можно привлечь Вашего заказчика в качестве 3-го лица не заявляющего самостоятельного требования.

Вопрос о том имеет ли место быть плагиат можно будет решить в суде путем назначения соответствующей экспертизы.

Таким образом, сперва необходимо решить вопрос о схожести проектов, а потом доказать, что Ваш проект был первым.

Во-первых, авторское право возникает в силу факта создания произведения; для возникновения и осуществления авторского права не требуется ни регистрации произведения, ни иного специального оформления произведения или соблюдения иных формальностей.

Во-вторых, при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора произведения на оригинале или экземпляре произведения.

Заключенный сторонами контракт конкретизирует перечень объектов, которые стороны считают произведениями, охраняемыми авторским правом (определения «Архитектурный проект», «Произведения, охраняемые авторским правом», «Документация», «Права на интеллектуальную собственность», т.п.).

С учетом изложенного, материалы архитектурного проекта, переданные Заказчику по ранее заключенному и исполненному договору авторского заказа (договора на разработку архитектурной документации), охраняются авторским правом.

Поэтому в суде изначально при доказывании своего авторского права нужно сослаться на давность заключенного договора, его фактическое исполнение, т.е. создание проектной документации, которая у Вас определяется более ранней датой, чем у компании «Дизарх».

Важным моментом является указание на то, что творческий характер деятельности автора предполагается до тех пор, пока не доказано обратное. То есть в случае возникновения соответствующего спора автор не обязан первым обосновывать, в чем заключался его творческий труд. Если же лицу, оспаривающему наличие творческого труда при создании произведения, удалось привести какие-либо весомые доказательства в пользу своей позиции, то бремя по доказыванию уже переходит к создателю произведения. В данном случае, целесообразно воспользоваться соответствующей экспертизой, о проведении которой может ходатайствовать любая из сторон процесса. Экспертиза может быть назначена и судом (судьей) по собственному усмотрению, чтобы определить уникальность создания определенного проекта.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Прекращение договора подряда

Добрый день! Наша фирма заключила договор субподряда на выполнение проектных работ (разработка рабочей документации). Заказчик по договору выиграл тендер на проведение данного вида работ и взял нашу фирму на субподряд. На основании подписанного договора наша фирма заключила договор с зарубежной фирмой, которая является основным разработчиком данного типа проектов. Нашим договором с Заказчиком предусмотрено, что заказчик имеет право проводить промежуточные платежи на основании подписанных актов приема-передачи выполненных работ. В договоре не прописано, что работа сдается один раз или несколькими этапами. По устной договоренности до подписания Договора Заказчик обещал принять 50 % работ и оплатить их, а потом остальные работы принять — основываясь на его обещании данная проплата прописывалась в договоре с иностранной фирмой. В апреле Заказчику была передана часть работ с актом выполненных работ на передаваемый объем документации — Заказчик в оговоренный в договоре срок не подписал акт и не предоставил аргументированный отказ от его подписания. По истечении срока, указанного в договоре, от Заказчика начали приходить замечания и вопросы по переданной документации. Переписка идет по настоящее время. Объемы переданной документации возросли до 80 % от общего объема работ по договору. Ни один из переданных актов выполненных работ не подписан Заказчиком и, следовательно, ни одной оплаты нам не перечислено. Мы не можем проводить далее работы, т.к. иностранная компания, которая является разработчиком проекта, приостановила передачу нам данных, по причине отсутствия проплат. Заказчик был поставлен об этом в известность. На счет нашего Заказчика недавно поступили денежные средства от его основного заказчика (по тендерному договору) в счет оплаты переданных работ — т.е. наш заказчик передал по акту приема-передачи своему заказчику наши работы, которые у нас по настоящее время юридически не принял. Заказчик на данный момент предлагает нам подписать акт выполненных работ на сумму, которая соответствует 37 % от общего объема работ по договору — это при том, что мы ему передали 80 % работ.

Смотрите так же:  Какое пособие на 2 ребенка в 2019 году

1. Имеем ли мы право в одностороннем порядке отказаться от дальнейшего выполнения договора (по договору предусмотрено, что он может быть прекращен по следующим основаниям: по решению суда, по взаимному согласию Сторон и в одностороннем порядке — больше ничего в договоре по этому поводу нет). если мы имеем право в одностороннем порядке прервать договор — то подскажите, на каком основании (нам нужна аргументация).

2. если мы сейчас подпишем с заказчиком акт приема-передачи выполненных работ на сумму, которую он нам предлагает, можем ли мы потом отказаться от договора.

3. Какой из вариантов для нас более предпочтительнее в нашем случае?

Ответы юристов (2)

Добрый день, Юлия! Как следует из Договора субподряда (согласно названным Вами данным), Заказчик ВПРАВЕ производить промежуточные платежи. Иными словами, у Заказчика нет обязанности производить оплату отдельных этапов работ. Согласно части 1 статьи 708 Гражданского кодекса России Договор подряда (субподряда) в обязательном порядке предусматривает начальный и конечный сроки выполнения работ. Договор может предусматривать промежуточные сроки сдачи отдельных этапов работ. То есть при отсутствии иных, нежели начальный и конечный сроки, прописанных в Договоре сроков, результат работ должен быть сдан к конечному сроку сдачи результата работ по Договору субподряда. Конечно, важно ознакомиться с текстом Договора субподряда.

Если Договор не предусматривает промежуточных сроков сдачи, Заказчик не обязан принимать результат работ. С юридической точки зрения неподписание акта о принятии результата работ означает отсутствие факта передачи.

Вы имеете право расторгнуть Договор на основании статьи 450 Гражданского кодекса России по решению суда. Это возможно, если суд признает факт существенных нарушений договорных обязательств со стороны Заказчика. Для того, чтобы оценить степень вероятности исхода судебного разбирательства, необходимо внимательно изучить текст Договора.

Если Вы сможете подтвердить факт передачи результата работ, то сможете по суду требовать расторжения Договора и возмещения убытков.

Возможен и такой вариант. Поскольку Договор не предусматривает промежуточных этапов, в срок окончательной сдачи результата работ по Договору представьте весь результат работ (насколько это возможно). В том числе и ту документацию которая уже передана (если её возможно восстановить). В этом случае Заказчик будет обязан принять весь результат сразу и оплатить его.

Уточнение клиента

Прошу уточнить: на каком основании наш Заказчик передал наши работы (не принятые у нас официально) своему заказчику и получил за это промежуточнынй платеж. законно ли это?

07 Августа 2014, 13:20

По смыслу содержания правоотношений между Заказчиком и Подрядчиком, до подписания акта приёма результата работ предполагается что Заказчик не располагает результатом работ, так как факт передачи такого результата не доказан. Если исходить из того, что передача результата Ваших работ Заказчику произошла не по вине Вашей компании, а также имеются доказательства получения Заказчиком результата работ вне рамок предусмотренной Договором субподряда процедуры, можно потребовать возмещения (в судебном порядке) стоимости неосновательного обогащения (стоимости результата работ, уже выполненных Вашей компанией и попавших в распоряжение Заказчика).

К Вашему случаю подходит пункт 3 статьи 1103 Гражданского кодекса России: «Соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав».

В соответствии с данным законоположением правила о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Допуск сро на проектные работы

Работал в ландшафтной фирме дизайнером (ландшафтным архитектором) и и инженером. Сейчас собираюсь открыть ИП с целью выполнения проектных работ для коттеджной застройки (ИЖС для проживания не более 1 семьи). Вопрос по 624 приказу МРР о членстве в СРО.

Могу ли я выполнять следующие работы без допуска СРО:

1. Коррекция топографических съемок (обычно Заказчика предоставляет план в масштабе 1:500. Для ландшафтного проектирования недостаточно информации (высотной и плановой детализации. При этом топоплан используется только для ландшафтного проектирования (не сдается в архитектуру, комзем, УГК))

2. Проектирование и дизайн благоустройства (дорожки, посадки, декоративные архитектурные формы и т.д.)

3. Проектирование системы автоматического, полуавтоматического, ручного полива (считать это сетью водопровода или нет) без врезки в магистарльный водопровод.

4. Проектирование системы дождевой канализации (отвод с кровли и мощений) без подключения в магистральные поселковые сети.

5. Проектирование системы дренажа без подключения в магистральные поселковые сети

6. Проект организации рельефа по участку (вертикальная планировка)

7. Расчет смет на спроектированные работы.

Соединение спроектированных сетей с общепоселковыми сетями проектирует и выполняет уполномоченная администрацией поселка компания.

И напишите, пожалуйста, какие вообще работы без допуска СРО разрешены по закону?

Ответы юристов (3)

Допуск СРО не требуется при проведении следующего вида работ:

1)На объектах индивидуального жилищного строительства, которые предназначаются для проживания одной семьи, являются отдельно стоящими и имеют не более трех этажей;

2)В постройках в виде блочных жилых домов, где количество блоков не превышает десяти; отдельный блок предназначается для проживания одной семьи и имеет одну или больше общих стен с блоком соседнего дома, без проемов. Обязательное условие, что дом располагается на личном участке и имеет выход на территорию общественного пользования. Этажность объекта не должна превышать трех этажей.

3) В зданиях общей площадью не более полутора тысяч квадратных метров, которые являются объектами капитального строительства и имеют производственное назначение.

Также не требуется допуска на следующие виды работ

1.Остекление, не требует допуска большинство видов;

7.Все виды внутренних отделочных работ не требуют допуска;

9.Установка ограждений, заборов, ворот;

10.Работы по благоустройству;

12.Текущий ремонт и содержание дорожных покрытий.

Не требуется допуска также:

1)Изготовление деревянных конструкций на уже готовые фундаменты для малоэтажного строительства. Не распространяется на висячие конструкции, оболочки двоякой кривизны, мембранные покрытия.

2)Работы, которые производятся на внутренних сетях в зданиях и сооружениях, которые не относятся к уникальным либо особо опасным объектам. Это исключение не относится к работам по газовым сетям.

3)Любой вид кровельных, каменных работ, фасадных работ, геодезических работ (на строительной площадке) по зданиям и сооружениям, которые не относятся к уникальным или особо опасным.

4)Работы по защите строительных конструкций, трубопровода и оборудования. Это не относится к магистральным и промысловым трубопроводам. В том числе работы по защитному покрытию лакокрасочным материалом и теплоизоляции трубопровода.

5)Хотя все отделочные работы и не требуют допуска, есть такие виды внутренних работ как гидроизоляция, огнезащита, антисептирование и теплоизоляция, которые необходимо выполнять при наличии доступа.

6)Частично можно выполнять работы по подготовки строительных площадок под здания и сооружения, которые не относятся к уникальным или особо опасным.

Все остальные случаи по общему правилу обязательно предусматривают допуск СРО.

Есть вопрос к юристу?

1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 – 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений.

2)При строительстве жилых частных домов до 3-х этажей и их благоустройстве членство в саморегулируемой организации не требуется.

3)Членство в саморегулируемой организации не требуется.

4,5)25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств нуен

6)не нужен допуск СРО

13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)

на выполнение работ по текущему ремонту не требуется получение свидетельства СРО о допуске независимо от объема и суммы размещаемого заказа. При осуществлении работ по капитальному ремонту до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ», включившего капитальный ремонт в перечень случаев, не требующих выдачи разрешений на строительство, свидетельства СРО требовались при выполнении работ, оказывающих влияние на безопасность объекта капитального строительства.

При выполнении инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции объектов капитального строительства требуется наличие свидетельства СРО при соблюдении следующего условия: такие работы должны оказывать влияние на безопасность объекта капитального строительства. В противном случае получение свидетельства о допуске не требуется, и заказчиком соответственно не могут быть установлены какие-либо требования к участникам размещения заказа в этой части.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определен Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее — Приказ N 624). Некоторые из перечисленных в нем видов работ осуществляются на основании допуска СРО только в случае, если такие работы проводятся подрядчиком в отношении особо опасных, технически сложных или уникальных объектов (ст. 48.1 ГрК РФ).
Как следует из п. 2 Приказа N 624, Перечень видов работ не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов:
а) индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей);
б) жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
в) многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
г) для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случаях (ч. 17 ст. 51 ГрК):
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
5) капитального ремонта объектов капитального строительства;
6) иных случаях, если в соответствии с ГрК, законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Смотрите так же:  Ветераны труда областного значения льготы

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Лицензирование строительно-монтажных и проектных работ в Российской Федерации

Лицензирование строительно-монтажных работ на территории России было введено в 1991 году на основании закона РФ «О защите прав потребителей» и постановления Правительства РФ № 593 «О введении государственного лицензирования строительной деятельности на территории РФ». Лицензированию подлежали такие виды работ, как проектирование, СМР, инженерно-геодезические работы и изыскания, производство строительных материалов. Позднее к списку лицензируемых работ добавилось лицензирование выполнения архитектурной и эксплуатационно-ремонтной деятельности. Согласно действующему на тот момент законодательству лицензированию подлежали все физические и юридические лица, имеющие намерение или выполняющие работы по вышеуказанным видам деятельности.

Сегодня, следуя политике страны на дебюрократизацию госаппарата и общества в целом, список видов деятельности, подлежащий лицензированию, как и самих центров лицензирования, значительно сократился. На текущий момент, согласно 128-ФЗ и принятому в Госстрое РФ классификатору, лицензированию в строительстве подлежит только выполнение проектных работ и работ по строительно-монтажной деятельности.

Необходимость лицензирования указанных работ назревала давно. Далеко не каждый заказчик может согласиться с тем, что работы по договору с ним выполнены контрагентом с надлежащим мастерством силами людей с необходимым опытом работы, безукоризненной репутацией и имеющих нужную квалификацию.

По существу процесс лицензирования есть не что иное как экспертиза физического или юридического лица, подавшего заявку, а также поступивших документов соискателя лицензии на предмет готовности к выполнению им заявленных видов деятельности. Специальной комиссией проверяется наличие технической базы, уровень контроля по выполнению технологического процесса, а также наличие квалифицированных кадров, имеющих к тому же необходимый стаж работы. Также соискатель должен иметь и необходимую библиотеку нормативных документов. Особенное внимание уделяется и наличию отзывов от заказчиков соискателя.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ № 174 от 21.03.2002 г. и «Положением о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровня ответственности в соответствии с государственным стандартом» и «Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровня ответственности в соответствии с государственным стандартом» от 21.03.2002 г. добавилось такое требование к лицензиату, как наличие у юридического лица не менее 50 процентов штатной численности руководителей и специалистов в области проектирования (для соискателей по проектной деятельности) и такого же количества специалистов с высшим профессиональным образованием и стажем работы не менее 3-х лет по специальности (для специалистов с высшим образованием) и не менее 5-ти лет (для специалистов со средним профессиональным образованием) для фирм, занимающихся строительно-монтажной деятельностью. Эти условия являются более жесткими по сравнению с условиями, обозначенными в предыдущем положении о лицензировании, базирующемся на старом федеральном законе.

Вступившее в силу положение о лицензировании СМР однозначно регламентирует и наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на иных законных основаниях зданий, помещений, строительных машин, транспортных средств, механизированного и иного ручного инструмента, технологической оснастки, передвижных энергетических установок, средств обеспечения безопасности, средств контроля и измерений. При соблюдении вышеуказанных условий лицензия выдается на срок до 5 лет.

Следует отметить, что процесс выбора лицензируемых видов работ не носит спонтанный характер, а упорядочен вступившим недавно в действие Классификатором проектных и строительно-монтажных работ для зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, который был утвержден Госстроем РФ.

Классификатор состоит из трех частей:

В инженерно-геодезическом разделе представлен очень широкий спектр видов работ. Здесь присутствуют работы по созданию опорных и съемочных геодезических сетей, топографические съемки, инженерно-гидрографические работы, инженерно-геологические, гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания, изыскания грунтовых строительных материалов, изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод, работы по формированию и ведению ведомственных картографо-геодезическогих фондов, работы по контролю качества работ и инжиниринговые услуги в области изысканий.

В разделе проектных работ более точно выделены понятия по архитектурно-строительному проектированию, а также по строительному конструированию. Появились более четкие градации по объектам и видам работ, относящихся к проектной деятельности. Нынешний классификатор в разделе «Проектирование» стал более проработанным. В нем появились подразделы, включающие в себя конкретные виды выполняемых работ, что существенно упрощает процесс их выбора при лицензировании. Подраздел «Технологическое проектирование» разбит на тематические связки, такие как проектирование жилых зданий и комплексов, общественные сооружения, производственные здания и сооружения, объекты транспортного

назначения, сельскохозяйственные здания и сооружения. Добавлены разделы, ранее во «Временном примерном классификаторе» не встречавшиеся. Например, увеличено количество работ по проектированию специальных сооружений, таких как объекты военно-промышленного комплекса, объекты и учреждения уголовно-исправительной системы, объекты и сооружения аэрокосмической съемки, и добавлены работы, связанные с подготовкой тендерной документации для подрядных торгов. Не забыто и проектирование объектов межотраслевого хозяйства: мачты, башни, резервуары, газгольдеры, вантовые конструкции, дамбы, объекты и сооружения, аккумулирующие нетрадиционные виды энергии.

В разделе, касающемся проектирования инженерных сетей и коммуникаций, представлен широкий спектр внутренних и наружных сетей объектов, проектирование которых подлежит лицензированию.

Внимание уделено и проектированию транспортного строительства. Подлежат лицензированию работы по проектированию подъездных дорог к объектам строительства, внутрихозяйственных автодорог, автомобильных дорог I-V категорий, а также метрополитена, мостов, тоннелей и т. д.

Разработки специальных разделов проектной документации (охрана окружающей среды, организация строительства, сметная документация, архитектурное освещение, эффективность инвестиций) также подлежат лицензированию, равно как и осуществление функций генерального проектировщика. В классификаторе освещены и работы по проектному инжинирингу: оформление исходно-разрешительной документации, разработка инвестиционных намерений и технико-экономических обоснований в строительстве, организация деятельности проектировщиков.

Аналогичный подход прослеживается и по разделу строительно-монтажной деятельности. В него включены работы по проведению инженерно-геодезических изысканий, подготовительные работы, земляные работы, свайные работы, каменные работы, работы с бетоном и железобетоном. Монтажные работы разбиты на монтаж конструкций общестроительного назначения (деревянные, бетонные, каменные, каркасно-обшивные, всевозможные ограждающие и пр.) и монтаж технологического оборудования и специальных конструкций. Специальные конструкции и технологическое оборудование очень широко освещено в одноименном разделе классификатора. В качестве примера можно привести такие конструкции, как подъемно-транспортные, теплосиловые, оборудование атомных электростанций и пр.

Виды работ по пусконаладке технологического оборудования более четко приведены в соответствие с монтажом.

Смонтированные конструкции нуждаются в гидро-, теплоизоляции и тщательной отделке. Отделочные, кровельные работы, работы по устройству полов, изоляционные работы присутствуют в классификаторе.

Немаловажно и то, что в классификаторе сведены воедино работы в рамках отраслевого и функционального назначений объектов (сельскохозяйственные объекты, объекты транспортного строительства, объекты военно-промышленного комплекса, объекты аэрокосмической отрасли и т. д.). Например, соискатели, выполняющие комплексные работы по объектам, могут теперь получить лицензию на проектирование, монтаж, пусконаладку, функции управления и эксплуатации объектов в гарантийный период, а при наличии соответствующего оборудования – организацию контроля качества выполняемых работ.

В соответствии с расширением применения на строительном рынке различных видов систем и технологий в действующий классификатор включены соответствующие подсистемы (например, магистральные кабельные, внутризоновые линии связи, соединительные, местные электрические, волоконно-оптические, воздушные линии связи).

Особенно хочется отметить, что в соответствии с действующим законодательством лицензированию подлежит не только деятельность, непосредственно связанная с выполнением вышеуказанных работ, но и деятельность по выполнению функций генерального подрядчика и заказчика-застройщика. Лицензированию подлежит деятельность по строительному инжинирингу (технический надзор за строительством, организация управления строительством, предоставление технологий, организация поставки технологического оборудования, оказание помощи в управлении производством, экспертно-консультационная деятельность).

Следует учесть, что участие в разработке тендерной документации тоже отнесено к выполнению СМР. Проведение предварительных исследований, содействие в проведении торгов, разработка условий предквалификационного отбора соискателей, экспертиза оферт, выдача рекомендаций по определению победителя торгов и консультации по условиям контракта подлежат лицензированию в Федеральном лицензионном центре (ФЛЦ) при Госстрое РФ.

В классификаторе представлены работы, к выполнению которых предъявляются повышенные требования, касающиеся наличия у соискателя лицензии специалистов узкой квалификации и соответствующего материально-технического обеспечения. Выполнение таких работ требует повышенных мер безопасности и должно проводиться под контролем аккредитованной при ФЛЦ специализированной лаборатории по качеству. Например, проведение работ по монтажу зданий высотой более 40 метров или монтажу и пусконаладке тепловых сетей с теплоносителем свыше 115°С. Необходимость получения экспертного заключения специализированных базовых центров для выполнения вышеуказанных работ предусмотрено действующим законодательством.

Обязательным условием получения лицензии является наличие страхового полиса на предмет страхования строительных рисков у соискателя лицензии. Эта превентивная мера введена после участившихся случаев повреждения строящихся конструкций и сооружений.

С вступлением в силу нового КЗОТ РФ особую роль в строительстве стали играть меры по защите охраны труда работников на предприятии. При отсутствии вышеуказанных мер на предприятии лицензия государством не выдается.

Следует отметить, что не все виды работ по строительству и монтажу оборудования лицензируются Федеральным лицензионным центром при Госстрое РФ. Часть видов сопутствующих работ (например, работ по замеру сопротивления изоляции проводов или определению петли фаза-нуль) лицензируются Министерством топлива и энергетики РФ, а работы по монтажу систем пожаротушения лицензируются и в ФЛЦ при Госстрое, и Министерством по чрезвычайным ситуациям. Данное разделение компетенций Центров при лицензировании способно ввести в заблуждение соискателя, незнакомого с федеральным законодательством РФ и с соответствующими положениями о лицензировании, принимаемыми Правительством РФ.

Несомненно, указанные меры способствуют росту качества выполняемых работ на рынке строительно-монтажных и проектных услуг, а также помогают упорядочить отношения между субъектами строительной деятельности, что значительно расширяет возможность интеграции России в Европейское сообщество. Этому способствуют и недавно принятые в России законы о лицензировании. Однако следует учесть, что в рыночных условиях нарастающий спрос всегда диктует предложение. А Россия в настоящее время – страна с рыночной экономикой, что уже является общепризнанным фактом. Поэтому для последующей интеграции в мировую экономику России необходимо внести свой вклад, касающийся приведению строительных норм и правил в соответствии с мировыми требованиями.

Смотрите так же:  Пособие за рождение 3 ребенка в 2019 году

Нормативные документы

Положение о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом

Данное Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. № 174.

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями.

Деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур (далее именуется – деятельность по проектированию зданий и сооружений).

2. Лицензирование деятельности по проектированию зданий и сооружений осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее именуется – лицензирующий орган).

3. Лицензия на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений выдается на 5 лет, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок.

4. Лицензионными требованиями и условиями являются:

а) наличие у юридического лица не менее 50 процентов штатной численности руководителей и специалистов в области проектирования (архитекторов, специалистов по градостроительному планированию и застройке территорий, конструкторов, технологов, специалистов по инженерному обслуживанию, сетям и системам, транспорту, специальным разделам проекта), имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы по проектированию зданий и сооружений не менее 5 лет; наличие у индивидуального предпринимателя соответствующего высшего профессионального образования и стажа работы по проектированию зданий и сооружений не менее 5 лет;

б) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих проектирование зданий и сооружений;

г) выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве;

д) наличие системы контроля за качеством разрабатываемой правовой документации.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

— наименования организационно-правовой формы и места нахождения – для юридического лица;

— фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность – для индивидуального предпринимателя;

— лицензируемой деятельности, ее состава и срока, в течение которого она будет осуществляться;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица – для юридического лица; копию свидетельства государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;

в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;

д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица;

е) информацию о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов, документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

Копии документов, указанных в подпунктах б) и в) настоящего пункта, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.

6. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии с приложением всех необходимых документов.

Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право привлекать специализированные проектные организации, профессионально-творческие организации в области строительства, архитектуры и градостроительства, органы (организации) государственной экспертизы, надзорные

органы, а также отдельных специалистов для независимой оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.

Выводы указанных организаций, органов и специалистов носят для лицензирующего органа рекомендательный характер.

7. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате:

— наименование и организационно-правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, места нахождения – для юридического лица;

— фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;

— код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;

г) адреса зданий и помещений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;

д) дата принятия решения о выдаче лицензии;

е) номер лицензии;

ж) срок действия лицензии;

з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

и) сведения о продлении срока действия лицензии;

к) сведения о переоформлении лицензии;

л) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

м) основание и дата аннулирования лицензии.

8. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществления на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается ознакомиться с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт и заверяют его своими подписями.

Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действий лицензии, не должен превышать 15 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за 10 дней до начала ее проведения.

9. Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок в письменной форме лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов, используемых им для осуществления лицензируемой деятельности зданий и помещений, а также обеспечить условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

10. Сведения о приостановлении, возобновлении действия лицензии и ее аннулировании направляются лицензирующим органом в налоговый орган по месту регистрации лицензиата и доводятся им в случае необходимости до соответствующих контрольных и надзорных служб.

11. Лицензирующий орган при проведении лицензирования руководствуется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и настоящим Положением.

О Своде правил «Проектирование и строительство энергоэффективных одноквартирных жилых домов с деревянным каркасом»

Постановлением от 14.02.02 г. № 6 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу одобрил Свод правил «Проектирование и строительство энергоэффективных одноквартирных жилых домов с деревянным каркасом».

Свод правил разработан Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС) и Межрегиональным центром обучения и качества легкокаркасного домостроения.

О своде правил «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов»

Постановлением от 14.02.02 г. № 7 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу одобрил Свод правил «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов».

Свод правил разработан Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС), АО «ЦНИИПромзданий» и НП «АВОК».

О Своде правил «Проектирование и монтаж подземных трубопроводов водоснабжения с использованием труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом»

Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановлением от 04.06.02 г. № 34 одобрил Свод правил «Проектирование и монтаж подземных трубопроводов водоснабжения с использованием труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом». Свод правил разработан Государственным унитарным предприятием «НИИМосстрой» и Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС).

Выполнение указаний данного Свода правил обеспечит соблюдение обязательных требований к наружным системам водоснабжения, установленных действующими СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 3-05.04-85* «Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации».

В Своде правил рассмотрены вопросы, касающиеся применения труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, изготовляемых, например, Синарским и Липецким трубными заводами. Приведены основные показатели труб, соединительных частей и способы их соединения, рассмотрены правила хранения труб, вопросы монтажа и испытания трубопроводов, а также техники безопасности при их монтаже. Приведены методики гидравлического расчета трубопроводов водоснабжения, а также выбора типоразмеров труб для напорных трубопроводов при подземной прокладке в грунте с учетом требований прочности, предъявляемых к водопроводным сетям.

О теплозащите строящихся зданий

Госстрой России принимает последовательные меры по повышению энергоэффективности строящихся зданий и сооружений.

Постановлениями Госкомитета от 11.08.95 г. № 18-81 и от 19.01.98 г. № 18-8 приняты изменения №№ 3 и 4 строительных норм и правил СНиП II-3-79 «Строительная теплотехника», устанавливающие новые повышенные требования к теплозащите ограждающих, в том числе светопрозрачных, конструкций зданий.

По поручению Госстроя России АО «ЦНИИЭПжилища» в 1999 году выполнило работу по объективной оценке экономической обоснованности принятых нормативных требований. Результаты указанной работы свидетельствуют о том, что новые нормативные требования обоснованы и практически реализуемы.

За истекший после принятия изменений №№ 3 и 4 к СНиП II-3-79 период в Российской Федерации создана соответствующая база для сооружения зданий, отвечающих нормативным требованиям по теплозащите. Разработаны новые технологии, выпускаются необходимые для реализации указанных требований строительные материалы, оконные и дверные блоки. В ряде субъектов Российской Федерации приняты в этом плане территориальные строительные нормы.

Постановлением Госстроя России от 02.02.98 № 18-11 с 1 января 2000 года была запрещена приемка в эксплуатацию объектов при нарушении действующих норм по теплозащите ограждающих конструкций, независимо от начала их строительства.

Тем не менее, в отдельных субъектах Российской Федерации требования указанных выше постановлений не соблюдаются. В первую очередь это относится к Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам, для которых вопросы теплоэнергосбережения должны быть первостепенными.

Госстрой России подтверждает требования СНиП II-3-79* и зарегистрированных Госкомитетом территориальных строительных норм к наружным ограждающим конструкциям зданий и запрещает приемку их в эксплуатацию при нарушении указанных требований, независимо от начала строительства.