Исключительные полномочия представительных органов не входят

Исключительные полномочия представительных органов не входят

Исключительная компетенция представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Компетенция представительного органа муниципального образования

Часть 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ выделяет исключительные и иные (общие) полномочия представительного органа муниципального образования. Исключительные полномочия – те, что из имеющихся органов местного самоуправления вправе осуществлять только представительный орган. Иные органы местного самоуправления не вправе брать на себя исполнение таких полномочий. Строго говоря, сам представительный орган также не вправе делегировать эти полномочия иным органам местного самоуправления. Общие полномочия – все иные полномочия представительного органа, кроме исключительных его полномочий.

В состав исключительных полномочий входят: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с НК; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Указанный перечень является исчерпывающим. Он не может быть сокращен или дополнен уставом муниципального образования либо иным муниципальным правовым актом.

Общие полномочия устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. К иным полномочиям можно отнести следующие: утверждение структуры местной администрации по представлению главы местной администрации; создание контрольно-счетного органа и принятие положения об организации его деятельности; формирование избирательной комиссии муниципального образования; внесение в органы государственной власти субъекта РФ инициатив об изменении границ и преобразовании муниципального образования; назначение муниципальных выборов и местных референдумов; установление порядка составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета муниципального образования, порядка исполнения и контроля исполнения бюджета муниципального образования; установление порядка утверждения отчета об исполнении бюджета муниципального образования за истекший финансовый год; осуществление финансового контроля; установление порядка предоставления муниципальных гарантий, порядка предоставления бюджетных кредитов из бюджета муниципального образования, порядка осуществления муниципальных займов (заимствований); принятие в соответствии с законодательством нормативных правовых актов по иным финансовым и бюджетным вопросам; иные полномочия.

Представительный орган осуществляет свои полномочия путем принятия нормативных и индивидуальных актов.

Компетенция представительного органа

Правда, в перечне исключительных полномочий представительных органов, установленных ч. 10 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ, нет пункта, содержавшегося в ст. 15 прежнего Закона, которая регламентировала статус представительных органов, о том, что представительный орган принимает общеобязательные решения по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования. Аналогичная норма содержится в другой статье нового Закона — в ст. 43, устанавливающей, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Федерации и уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Перечень вопросов исключительной компетенции дополнен принятием устава муниципального образования и внесением в него изменений; определением порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; определением порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; определением порядка

материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, принятием решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Если прежний закон устанавливал шесть исключительных полномочий представительных органов, новый Закон определяет десять таких полномочий (включая упомянутое право принятия решений, устанавливающих обязательные для всеобщего исполнения правила). Эти десять полномочий — самые важные, определяющие функциональную характеристику представительных органов в главных чертах. Кроме них, в ряде статей Закона называются другие полномочия, которые тоже могут осуществляться только представительными органами. Выше назывались полномочия этих органов, связанные с определением порядка непосредственного осуществления населением местного самоуправления. В статьях Закона, посвященных экономической основе местного самоуправления, устанавливаются полномочия представительных органов по установлению условий и порядка приватизации муниципального имущества (ч. 3 ст. 51), установлению порядка формирования, размещения и исполнения муниципального заказа (ч. 3 ст. 54), определению порядка привлечения заемных

Федеральный закон N 154-ФЗ предусматривал возможность определения полномочий представительных органов, кроме тех, которые закреплялись в самом этом Законе, уставами муниципальных образований. Закон N 131-ФЗ говорит о том, что «иные полномочия» закрепляются не только в уставах муниципальных образований, но и в конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации, а также федеральных законах. Таким образом, возможности самих муниципальных образований в распределении сфер деятельности представительных и других органов ограничиваются, вместе с тем появляются региональные и федеральные правовые гарантии расширения (не сужения) полномочий представительных органов и, тем самым, укрепления демократических основ решения вопросов местного значения.

Например, в соответствии со ст. 20, 24 и 32 нового Градостроительного кодекса схема территориального планирования муниципального района утверждается представительным органом муниципального района; генеральные планы поселения и городского округа, а также правила землепользования и застройки утверждаются представительными органами соответствующих муниципальных образований.

Что касается роли уставов муниципальных образований в определении компетенции представительных органов, в уставах разных муниципальных образований эта компетенция определяется по-разному. В одних уставах эта компетенция регламентируется шире и подробней, чем в других. Причем общая тенденция состоит в расширении круга деятельности представительных органов. В этом отношении характерны Устав Волосовского муниципального района Ленинградской области, утвержденный 26 ноября 2007 г., и Устав Ипатовского муниципального района Ставропольского края, принятый 27 октября 2009 г.

В дополнение к исключительным полномочиям, установленным Федеральным законом N 131-ФЗ, Волосовский устав относит к полномочиям представительного органа муниципального района:

принятие решения о проведении местного референдума; определение порядка назначения и проведения конференции граждан муниципального района;

определение порядка назначения и проведения опроса граждан муниципального района;

определение порядка организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории;

определение срока проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний;

принятие решений, связанных с изменением границ муниципального района, а также с преобразованием муниципального района;

утверждение порядка использования муниципальных символов; утверждение структуры администрации по представлению главы администрации;

утверждение положения об администрации муниципального района; утверждение условий трудового договора (контракта) для главы

установление порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации в соответствии с действующим законодательством;

принятие решения о присвоении органам местного самоуправления муниципального района статуса юридического лица;

осуществление права законодательной инициативы в Законодательном собрании Ленинградской области;

определение направлений использования капитальных вложений; установление в соответствии с законодательством цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями;

определение в соответствии с законодательством условий приобретения и продажи, создания, преобразования объектов муниципальной собственности;

утверждение перечня объектов муниципальной собственности,

приобретение, создание и преобразование которых требуют согласия совета депутатов;

утверждение схем территориального планирования муниципального

утверждение подготовленной на основе схемы территориального

планирования муниципального района документации по планировке территории;

установление порядка определения размера арендной платы за пользование нежилыми помещениями, движимым и недвижимым имуществом, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности;

принятие решения о резервировании и изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;

утверждение местных нормативов градостроительного проектирования

установление правил проведения открытого конкурса по размещению муниципального заказа, финансируемого за счет местного бюджета муниципального района, на выполнение работ (оказание услуг), внесение в них изменений и дополнений;

определение порядка привлечения заемных средств, в том числе выпуска муниципальных ценных бумаг;

принятие решений о целях, формах, суммах долгосрочных заимствований, выпуске местных займов, лотерей;

принятие решения об определении целей, условий и порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений;

заслушивание отчетов руководителей муниципальных предприятий и учреждений;

принятие решений о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов;

определение условий и порядка приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества;

установление в соответствии с законодательством порядка передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций, сдачи муниципального жилья в аренду;

установление в соответствии с законодательством порядка и условий создания или преобразования предприятий или иных объектов рыночной инфраструктуры, размещения их на территории муниципального района;

определение в соответствии с законодательством льгот и преимуществ, в том числе налоговых, в целях стимулирования отдельных видов деятельности;

определение в соответствии с законодательством правил пользования природными ресурсами, вынесение решений о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории муниципального района;

объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определение правил их охраны и использования;

принятие в соответствии с законодательством решений, устанавливающих административную ответственность;

учреждение собственных средств массовой информации; предъявление в случаях, предусмотренных законодательством, в суд или арбитражный суд требований о признании недействительными актов органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций;

Смотрите так же:  Приказ министерства здравоохранения 782н от 26.12.2008

утверждение распределения дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений;

осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению совета депутатов федеральным законодательством, законодательством Ленинградской области, настоящим Уставом, а также регламентом совета депутатов;

рассматривает иные вопросы, отнесенные законодательством к его ведению.

Совет депутатов может рассматривать и решать по представлению главы местной администрации вопросы, отнесенные к ее ведению.

Устав Ипатовского муниципального района определяет, что к полномочиям муниципального представительного органа (Совета) относится: принятие решения о проведении местного референдума; назначение в соответствии с настоящим Уставом публичных слушаний и опросов граждан, а также определение порядка проведения таких опросов;

назначение и определение порядка проведения собраний и конференций граждан;

принятие предусмотренных настоящим Уставом решений, связанных с изменением границ муниципального района, а также с преобразованием муниципального района;

утверждение структуры и Положения об администрации муниципального района по представлению главы администрации муниципального района;

утверждение условий контракта для главы администрации муниципального района (в части, касающейся осуществления полномочий по вопросам местного значения), порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального района, а также общего числа членов конкурсной

осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Ставропольского края;

определение порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с федеральным законодательством;

определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков;

определение порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; установление порядка привлечения заемных средств; установление официальных символов муниципального района и порядка их официального использования;

определение порядка рассмотрения и выполнения наказов избирателей; определение порядка выступления граждан с правотворческой

правовое регулирование вопросов муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района в пределах своей компетенции;

определение порядка планирования приватизации муниципального имущества, принятие прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества, контроль за приватизацией муниципального имущества;

предоставление в пределах своей компетенции налоговых и иных льгот некоммерческим организациям, действующим на территории муниципального района;

определение размера части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, подлежащей зачислению в бюджет муниципального района;

принятие Регламента Совета муниципального района, внесение в него изменений и дополнений;

образование, избрание и упразднение комитетов и комиссий Совета муниципального района, изменение их состава, заслушивание отчетов об их работе;

принятие решения о досрочном прекращении полномочий Совета муниципального района в порядке самороспуска;

принятие решений по протестам и представлениям прокурора на решения Совета муниципального района;

отмена решений Совета муниципального района, признанных не соответствующими законодательству Российской Федерации, Ставропольского края и настоящему Уставу;

осуществление контроля за исполнением решений, принятых Советом муниципального района;

толкование Устава муниципального района, иных решений Совета муниципального района;

определяет порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном районе и порядок ее формирования;

устанавливает размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края;

утверждение положения о бюджетном процессе муниципального района; определение порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района;

осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению Совета муниципального района федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края, настоящим Уставом.

Отметим, что данные перечни — открытые. Более того, в Уставе Волосовского муниципального района записано, что представительный орган может рассматривать и решать по представлению главы местной администрации вопросы, отнесенные к ее ведению. Не слишком ли размашистый стиль для такого документа, как Устав муниципального образования и не слишком ли размыты полномочия между представительным и исполнительно-распорядительным органом?

В функциональном отношении представительные органы — это органы прежде всего нормотворческие. Их роль не может не возрасти в связи с общим перераспределением регулирующих полномочий в сфере местного самоуправления и переходом ряда таких полномочий с регионального на местный уровень. Это тем более так, что нормотворчество является, по сути, монопольной функцией представительных органов. Из этого согласно Федеральному закону N 131-ФЗ не следует, что представительные органы не могут принимать акты исполнительно-распорядительного характера. В пункте 2 ч. 1 ст. 43 этого Закона записано, что в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительных органов. Накопленный опыт деятельности представительных органов показал, например, полезность закрепления за ними права утверждать перечень объектов муниципальной собственности, отчуждение которых может осуществляться только с согласия представительного органа. При всем том деятельность представительного органа остается по преимуществу нормотворческой. Здесь не может быть никакой аналогии с конституционной формулой советского периода, носившей не столько практический, сколько идеологический характер, о том, что Совет может решить любой вопрос, отнесенный к ведению данного уровня государственного механизма. Нагрузка представительного органа в правовом выражении может быть различной. Причем,

В разных условиях, при неодинаковом соотношении сил местных элит такие различия вполне объяснимы и неизбежны. Однако при всех условиях круг вопросов исполнительно-распорядительного характера, решаемых представительными органами, должен строго очерчиваться законом или уставом муниципального образования, которые достигнут цели, если будут исходить из институционального разграничения нормотворческой и

В научной литературе нет единства мнений по вопросу о том, действует ли на муниципальном уровне принцип разделения властей или нет. Одни авторы отрицают возможность его применения на этом уровне, другие считают это необходимыми. Официальное правовое обоснование для применения принципа разделения властей, как такового, на муниципальном уровне отсутствует. Конституция говорит о разделении только государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Такого разделения муниципальной власти не может быть хотя бы потому, что на муниципальном уровне нет законодательной и судебной властей. Вместе с тем нет правового обоснования и для запрета использования на уровне местного самоуправления механизмов, характерных для разделения законодательной и исполнительной государственной власти, элементов сдержек и противовесов в их отношениях между собой. Это использование вызывается принципиально теми же потребностями, которые существуют на федеральном и региональном уровнях, а именно необходимостью предупреждения возможности неоправданного увеличения роли какой-либо одной ветви власти.

Правда, на муниципальном уровне нет принципиального обособления властно-организационных структур, характерного для федерального и регионального уровней государственной власти. Однако надо согласиться с тем, что в системе органов местного самоуправления существует функциональное разделение труда, нарушение которого может привести к снижению эффективности управленческих усилий и нарушению демократических основ муниципальной власти. При этом следует иметь в виду, что законодательно определяемые пропорции разделения труда «по горизонтали» на муниципальном уровне, существенно трансформируемые в зависимости от условий, в которых действуют органы местного самоуправлении, могут изменять и потребность в применении механизмов сдержек и противовесов, присущих системе разделения властей.

Федеральный закон N 131-ФЗ обновил структуру взаимоотношений органов местного самоуправления «по горизонтали». Глава муниципального образования не может быть теперь одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации (о причинах этого шага законодателя речь пойдет ниже). В условиях, когда независимость и самостоятельность представительного органа существенно укрепились, потребовались новые механизмы сдержек и

Во-первых, определено правило, по которому нормативные правовые акты, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета могут быть внесены на рассмотрение представительного органа только по инициативе главы местной администрации или при наличии его заключения.

Во-вторых, управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Наконец, в-третьих, вводится право вето главы муниципального образования, являющегося главой местной администрации, в отношении нормативных актов представительного органа. Глава муниципального образования имеет право отклонить принятый представительным органом нормативный акт и возвратить его в представительный орган. Вето может быть преодолено большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов. При этом главы администрации, если они одновременно не исполняют полномочий главы муниципального образования, правом вето не наделены.

Нетрудно заметить аналогию этих норм с нормами ст. 104 и 107 Конституции РФ, устанавливающими соответствующие процедуры во взаимоотношениях различных властных структур на федеральном уровне.

Указанные «сдержки и противовесы» в отношениях между органами местного самоуправления имеют значение прежде всего для органов крупных городских округов и муниципальных районов, характеризующихся значительными масштабами деятельности и сложностью решаемых ими вопросов. Для малых сельских и городских поселений такие организационные приспособления не столь важны, и они совсем не имеют смысла в тех сельских поселениях, в которых на основании ч. 3 ст. 36 нового Закона глава муниципального образования может быть одновременно и председателем представительного органа и главой местной администрации.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наличие представительного органа в структуре органов местно­го самоуправления является обязательным. Законом 2003 г. преду­смотрено исключение для небольших поселений с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. Представительный орган в таких поселения не формируется, а его полномочия осуществляются сходом граждан.

Закон закрепляет принцип организационной обособленности пред­ставительного органа в структуре органов местного самоуправления и предусматривает обязательное наделение представительного орга­на правом юридического лица. Исключение сделано только для посе­лений с численностью населения менее 1000 человек, в которых глава муниципального образования независимо от способа его из­брания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. В этом случае представительный орган муниципального образования может не наделяться правами юридического лица.

В прежних моделях местного самоуправления, где глава МО од­новременно возглавлял местную администрацию и представитель­ный орган муниципального образования, часто представительные органы местного самоуправления правом юридического лица не наделялись. Представительный орган не имел своего аппарата. Ор­ганизационная деятельность представительного органа, подготовка и проведение заседаний, работа комиссий представительного орга­на, подготовка и рассмотрение проектов решений, информацион­ное, юридическое, транспортное и другое организационное обеспе­чение деятельности представительного органа обеспечивалось соот­ветствующими подразделениями местной администрации.

Смотрите так же:  Приказ 713

1. Порядок формирования представительного органа МО. Зако­ном 2003 г. определяются особенности формирования и численно­сти представительного органа в зависимости от вида муниципаль­ного образования. Так, представительный орган сельского, город­ского поселения, городского округа формируется только одним способом — на муниципальных выборах на основе равного, прямо­го и всеобщего волеизъявления населения соответствующего муни­ципального образования.

Исключение предусмотрено для формирования представитель­ных органов муниципальных районов. Они могут создаваться двумя способами.

Первый способ — муниципальные выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Понятно стремление законодателя не допустить монопольного положения в представительном органе муниципального района де­путатов одного поселения по отношению к депутатам большинства других поселений, меньших по численности. Возникает вопрос, как такое ограничение соотносится с избирательным законодательст­вом, устанавливающим максимально возможное равенство между избирательными округами и участками? Несомненно, потребуется внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на уча­стие в референдуме граждан Российской Федерации».

При втором способе представительный орган формируется не на основе прямого избирательного права, но из числа уже избранных населением глав поселений, расположенных в границах муници­пального района, и из депутатов представительных органов этих поселений. Таким образом, принципы выборности и представи­тельности, составляющие основу правового статуса представитель­ных органов власти не нарушаются.

Особенностью формирования представительного органа муни­ципального района является также избрание в его состав депутатов из числа депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с равной (независи­мо от численности населения поселения) нормой представительства.

Порядок формирования представительного органа муниципаль­ного района закрепляется в уставе.

Сейчас рано говорить, какой способ формирования представи­тельного органа муниципального района предпочтительный. Более понятный, традиционный, полностью урегулированный в правовом отношении способ формирования представительного органа — на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района избирается на муниципальных выборах, если иное не уста­новлено уставом муниципального образования.

Законодатель не случайно предусмотрел в Законе 2003 г. пере­ход к другой системе формирования представительного органа му­ниципального района. Для изменения порядка формирования пред­ставительного органа муниципального района требуется внесение соответствующей инициативы в представительный орган одного из поселений, расположенного в границах муниципального района. Субъекты такой инициативы точно не указаны. Обязательное усло­

Предлагаемая процедура довольно громоздка и длительна и вы­зывает ряд вопросов, затрудняющих ее реализацию. Как и кем кор­ректируется инициативное решение в случае, если в процессе его обсуждения в представительных органах поселений, входящих в состав района, возникли противоречия по предлагаемым нормам представительства в новом представительном органе муниципаль­ного района? Как поступать в том случае, если поступило несколь­ко инициатив от разных представительных органов поселений, вхо­дящих в состав муниципального района? Очевидно, что для пре­одоления возможных противоречий и несогласованных действий в переходный период необходимо создание координирующего органа. Такой координирующий орган может быть создан на уровне орга­нов государственной власти субъекта РФ, обеспечивающих реали­зацию Закона 2003 г.

В дальнейшем сформированный из глав и депутатов поселений представительный орган должен закрепить в уставе муниципально­го района порядок собственного формирования в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. Изменения и дополнения, внесен­ные в устав муниципального образования, изменяющие структуру органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального обра­зования, принявшего решение о внесении соответствующих изме­нений и дополнений в устав.

Устанавливаются определенные гарантии стабильности работы представительного органа муниципального района, сформирован­ного на муниципальных выборах в переходный период. Этот поря­док формирования может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала его работы. День начала работы представительного органа муниципального района не может быть ранее дня истечения срока полномочий прежнего представительного органа муници­пального района.

Количественный показатель населения муниципального образо­вания является наиболее объективным и общепринятым для решения проблемы оптимальной численности депутатов представительного органа местного самоуправления. Численность депутатов должна соответствовать масштабам муниципального образования, прежде всего, для обеспечения принципа представительности этого выбор­ного органа местного самоуправления. Трудно представить в круп­ном городе эффективную работу представительного органа местно­го самоуправления, состоящего из 10—15 человек. Например, в Ом­ске городской Совет до принятия Федерального закона 1995 г. на­считывал 200 депутатов, из них 30 депутатов работали на постоянной основе в составе Малого Совета — постоянного рабочего органа го­родского Совета в период между его сессиями. Действующий Ом­ский городской Совет состоит из 17 депутатов, из которых только пять работают на постоянной основе.

В Европе существуют свои стандарты, позволяющие сформиро­вать оптимальные по численному составу органы местного само­управления. В частности, Европейская экспертная служба, сотруд­ники которой изучали и изучают ход реформ местного самоуправ­ления в России, признала оптимальным количество депутатов ти­пичного Совета в странах Западной Европы: на районном уровне местного самоуправления — от 10 до 60 депутатов, на муниципаль­ном уровне (городском, поселковом) — от 5 до 50 депутатов2.

Конечно эти рекомендации, обоснованные для стран Западной Европы, не могут служить эталоном для более разнообразных рос­

В Законе от 6 октября 2003 г. устанавливается минимальная численность представительного органа в зависимости от вида му­ниципального образования и численности его населения. Конкрет­ное число депутатов представительного органа определяется уста­вом МО и не может быть менее:

■ 7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

■ 10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

■ 15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

■ 20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

■ 25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

■ 35 человек — при численности населения свыше 500 000 че­ловек.

При установлении численности депутатов представительного органа муниципального района совокупная численность населения всех поселений, входящих в состав муниципального района, не учитывается. Для всех муниципальных районов установлен нижний предел — 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Такой подход, по нашему мнению, позволяет говорить о най­денной «золотой середине», когда устанавливаются необходимые законодательные критерии и в то же время население может реали­зовать в полной мере свое конституционное право на самостоя­тельное определение структуры органов местного самоуправления.

3. Коллегиальность в работе представительного органа. Это предполагает принятие решений большинством депутатов по опре­деленной процедуре и правилам. Одним из обязательных условий работы коллегиального представительного органа муниципального образования является наличие кворума, т.е. нормативно установлен­ного минимального необходимого числа депутатов для рассмотрения и решения вопросов, отнесенных к компетенции представительного органа муниципального образования.

1) необходимый для начала работы и проведения первого засе­дания представительного органа (установлен в федеральном зако­не); представительный орган муниципального образования может начать свою работу после избрания не менее двух третей от уста­новленной численности депутатов;

2) для проведения очередных заседаний представительного ор­гана, который определяется в уставах муниципальных образований и регламентах представительных органов.

Например, по Регламенту Омского городского Совета очередное его заседание открывается, если для участия в его работе зарегист­рировано не менее половины от установленного состава депутатов Совета.

4. Компетенция. Самостоятельный правовой статус представи­тельных органов муниципального образования гарантируется нали­чием у них исключительной компетенции. Исключительные полномо­чия представительных органов не могут быть переданы другому органу или должностному лицу местного самоуправления. Закон 2003 г. расширил перечень вопросов, составляющих исключительную ком­петенцию представительных органов местного самоуправления.

К исключительной компетенции представительного органа му­ниципального образования закон относит следующие наиболее важные вопросы:

■ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

■ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

■ установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

■ принятие планов и программ развития муниципального обра­зования, утверждение отчетов об их исполнении;

■ определение порядка управления и распоряжения имущест­вом, находящимся в муниципальной собственности;

■ определение порядка принятия решений о создании, реорга­низации и ликвидации муниципальных предприятий и учре­ждений, а также об установлении тарифов на услуги муници­пальных предприятий и учреждений;

■ определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

■ определение порядка материально-технического и организа­ционного обеспечения деятельности органов местного само­управления;

Закон 2003 г. отличают некоторые новеллы в сфере компетенции.

Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов. Все эти действия могут осуществляться только в рамках, установленных законодательством РФ о налогах и сборах. Перечень местных нало­гов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливается в Налоговом кодексе РФ и иных законодательных актах о налогах и сборах. Ре­шениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах устанав­ливаются налоговые ставки и другие обязательные элементы нало­гообложения.

Полномочия представительного органа МО по принятию нор­мативного правового акта, устанавливающего, изменяющего или отменяющего местные налоги и сборы могут быть реализованы только при участии главы местной администрации, при наличии его инициативы или при наличии его заключения.

Порядок принятия решения о создании, реорганизации и лик­видации муниципальных предприятий и учреждений. Представитель­ный орган определяет, какие органы или должностные лица мест­ного самоуправления вправе выступить учредителем муниципально­го предприятия или учреждения, кто подготавливает и утверждает их уставы, каков порядок формирования уставного капитала муни­ципальных предприятий или учреждений, каков порядок наделения муниципальным имуществом, какие органы или должностные лица местного самоуправления вправе принять решение о реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий или учреждений, оп­ределяет состав ликвидационной комиссии и порядок ее работы и другие вопросы.

Смотрите так же:  Приказ о совмещении должностей профессий

Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. Представительный ор­ган определяет порядок принятия соответствующих решений, он мо­жет самостоятельно принимать окончательное решение либо преду­смотреть механизм согласования цен и тарифов с определенными органами и должностными лицами местного самоуправления.

Вопросы установления тарифов на услуги муниципальных пред­приятий и учреждений сложны не только с экономической точки зрения, но имеют не менее сложную социальную составляющую. В условиях финансового дефицита муниципальных средств, неблаго­приятных экономических условий, инфляционных процессов такие тарифы имеют тенденцию к росту. Поскольку муниципальные

Участие муниципального образования в организациях межмуници­пального сотрудничества. Это полномочие представительного органа также укрепляет его положение в общей структуре органов местно­го самоуправления муниципального образования. Раньше такие решения принимали главы муниципальных образований самостоя­тельно. В таких организациях, как Союз российских городов, Кон­гресс муниципальных образований, Российский союз местных вла­стей, Союз малых городов, межрегиональных объединениях, на­пример Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) и др., в основном были представлены главы муниципальных обра­зований или их представители.

Порядок материально-технического и организационного обеспече­ния деятельности органов местного самоуправления. Включение дан­ного полномочия в перечень исключительных полномочий предста­вительного органа местного самоуправления объясняется измене­ниями принципов взаимодействия органов местного самоуправле­ния, закрепленных в Законе 2003 г. Во-первых, закреплен принцип разделения властных полномочий между тремя обязательными орга­нами местного самоуправления: представительным органом, испол­нительно-распорядительным органом и главой муниципального образования. Во-вторых, усиливается правовое положение предста­вительного органа и закрепляется его приоритет. В-третьих, мате­риально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления прежде всего связано с финансированием из мест­ного бюджета, принятие которого отнесено к исключительной ком­петенции представительного органа муниципального образования.

Под материально-техническим и организационным обеспечени­ем может пониматься самый широкий круг вопросов, например: обеспечение органов местного самоуправления оргтехникой, транс­

Приведенный перечень нельзя считать исчерпывающим или за­крытым. Закон 2003 г. (ч. 11 ст. 35) предусматривает возможность определения иных полномочий представительных органов муници­пальных образований федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъек­тов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Практика расширения перечня полномочий представительных органов в уставах МО некоторым образом уже сложилась. Главным образом это вопросы, связанные с определением структуры органов городского самоуправления и порядка взаимоотношений между ор­ганами городского самоуправления. Так, в Уставе г. Тюмени (ст. 40) к исключительной компетенции представительного органа отнесено 38 вопросов; в Уставе г. Челябинска — 28; в Уставе г. Пет­розаводска содержится 48 вопросов, входящих в компетенцию город­ского Совета. Устав г. Омска (ст. 46) к исключительной компетен­ции представительного органа относит 23 вопроса. В частности, в их число входят: установление порядка назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций; утверждение генерального плана разви­тия города, правил его застройки; принятие решений о порядке передачи отдельных полномочий, объектов и финансовых ресурсов образованным на территории города органам территориального об­щественного самоуправления; согласование кандидатуры первого заместителя главы муниципального образования при назначении на должность и освобождении его от должности и др.

Представительный орган МО по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обя­зательные для исполнения на территории МО, а также решения по

Если глава МО является одновременно главой местной админи­страции он наделяется правом отклонения решения, принятого представительным органом муниципального образования или пра­вом отлагательного вето. Право отлагательного вето, по сути, вос­производит на уровне местного самоуправления элементы механиз­ма разделения властей, действующие на государственном уровне.

Законом предусмотрен 10-дневный срок, в течение которого глава МО может отклонить и вернуть в представительный орган муниципального образования решение, с которым он не согласен. Отклоненное решение возвращается с письменным мотивированным обоснованием. Мотивы могут быть разными: противоречия законо­дательству или недостаточная обеспеченность решения финансо­выми и материально-техническими ресурсами.

Вето главы МО может быть преодолено при повторном рас­смотрении отклоненного акта квалифицированным большинством не менее 2/3 депутатов представительного органа муниципального образования. В этом случае глава муниципального образования обязан подписать его в течение семи дней и обнародовать.

5. Организация работы. Деятельность представительного органа осуществляется в определенных организационно правовых формах, отвечающих принципам коллегиальности, свободного обсуждения и решения вопросов, гласности, учета общественного мнения. К та­ким организационно-правовым формам относятся:

■ постоянные комиссии и рабочие группы депутатов;

■ депутатские группы (фракции);

■ работа депутатов в избирательных округах.

Уставами муниципальных образований или нормативными пра­вовыми актами в структуре представительного органа могут преду­сматриваться коллегиальные руководящие органы, играющие роль президиумов представительных органов. Например, Уставом города Брянска (ст. 20 и 25) в структуре городского Совета предусматрива­ется формирование малого Совета, который определяется как по­стоянно действующий орган городского Совета (его состав входят председатель городского Совета, его заместители, председатели по­стоянных комитетов).

Новое во внутреннем устройстве представительных органов ме­стного самоуправления — образование депутатских объединений. Органы местного самоуправления стоят вне политики по своей су­ти, поэтому депутатские объединения создаются обычно по терри­ториальному или целевому принципу для решения конкретных за­дач. Но в крупных городах, где сильны политические партии и об­щественные организации, а в деятельности органов местного само­управления присутствуют политические мотивы, в уставах преду­сматривается возможность создания депутатских объединений и групп по партийному принципу. Создание фракций по партийной принадлежности и политическим интересам в представительном органе предусмотрено в уставах г. Калининграда (ст. 24), г. Пензы (ст. 21).

Другой организационной формой работы представительного ор­гана является создание собственного аппарата представительного органа. Порядок его создания, структура, штаты, регламент работы регулируется правовыми актами представительного органа. Сотруд­ники аппарата являются муниципальными служащими.

В целом перечисленные организационные формы составляют основу деятельности представительного органа. Организацию рабо­ты представительного органа МО координацию деятельности ее органов и депутатских объединений, руководство работой аппарата представительного органа в соответствии с уставом МО осуществ­ляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, — председатель представительного органа муниципального образова­ния, избираемый этим органом из своего состава.

Глава МО не может быть одновременно председателем предста­вительного органа муниципального образования и главой местной администрации (п. 4 ч. 3 ст. 36). Исключение предусмотрено только для поселений численностью населения менее 1000 человек, в ко­торых глава муниципального образования независимо от способа

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой, что по­зволяет не только обеспечить реальную организационную самостоя­тельности представительных органов, учесть все финансовые затра­ты, необходимые для эффективной работы этого органа, но и сде­лать их максимально «прозрачными» для населения, желающего получить объективную информацию, во сколько обходится содер­жание их избранников.

В некоторых муниципальных образованиях сложилась практика формирования в составе местного бюджета специальных, целевых фондов, средства которых расходуются с согласия, по предложе­нию, по письменному обращению депутатов представительного ор­гана муниципального образования. Порядок создания и расходова­ния таких фондов определялся исключительно решениями или по­становлениями представительных органов. Например, в Омске с 1999 г. в составе бюджета города предусматриваются резервные фонды административных округов, которые используются на вы­полнение мероприятий по наказам избирателей и расходуются гла­вами округов исключительно по предложениям депутатов, избран­ных в данном округе.

6. Срок полномочий представительного органа муниципального об­разования. Он определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством. Срок полномочий депутатов не может быть менее двух и более пяти лет.

Полномочия представительного органа, а также депутатов пре­кращаются по истечении срока их деятельности, т.е. со дня начала работы представительного органа нового состава.

Полномочий представительного органа муниципального образо­вания могут быть прекращены досрочно. Предусмотрены четыре таких основания:

■ роспуск представительного органа в порядке и по основаниям наступления ответственности перед государством.

■ принятие представительным органом решения о самороспуске, но только квалифицированным большинством депутатов — (2/3 или 3/4 общего состава депутатов), что может быть кон­кретизировано в уставе муниципального образования (напри­мер, из-за отсутствия в течение длительного времени необхо­

■ вступление в силу решения соответствующего суда о непра­вомочности данного состава депутатов представительного ор­гана муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

■ преобразование муниципального образования.

Возникает вопрос, могут ли быть предусмотрены дополнитель­ные основания для досрочного прекращения полномочий предста­вительного органа в законодательстве субъекта РФ, в уставе муни­ципального образования? Представляется, что законом субъекта РФ этот перечень не может быть расширен.

В уставе МО могут быть предусмотрены дополнительные осно­вания досрочного прекращения полномочий представительного ор­гана муниципального образования, поскольку такая возможность прямо предусмотрена в Законе 2003 г. В п. 7 ч. 1 ст 44 предусмат­ривает, что уставом муниципального образования должны опреде­ляться срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправ­ления, а также основания и порядок прекращения полномочий ука­занных органов и лиц. Кроме того, эти вопросы относятся к пред­мету уставного регулирования: в данном случае не нарушаются са­мостоятельность и свобода населения муниципального образования в регулировании вопросов, связанных с созданием и функциониро­ванием органов местного самоуправления.

Для обеспечения непрерывности функционирования представи­тельных органов МО в случае досрочного прекращения их полно­мочий Законом 2003 г. устанавливаются сроки проведения новых выборов в представительные органы муниципальных образований.

При досрочном прекращении полномочий представительного органа МО, состоящего из депутатов, избранных населением непо­средственно, проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган.

Для прохождения всех стадий избирательного процесса, преду­смотренных для проведения муниципальных выборов избиратель­ным законодательством, требуется около трех месяцев. Не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досроч­

В случае досрочного прекращения полномочий представитель­ного органа муниципального района, сформированного из глав по­селений и депутатов представительных органов поселений, входя­щих в состав муниципального района для замены прежних депута­тов требуется меньший срок. Процедура замены депутатов предста­вительного органа муниципального района должна быть проведена не позднее чем через месяц со дня досрочного прекращения пол­номочий указанного органа. Порядок выборов в состав представи­тельного органа муниципального района других депутатов должен определяться в уставе муниципального района.