Федеральный закон об мобилизации

Содержание:

Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ
«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

16 июля 1998 г., 5 августа 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 2 февраля, 25 октября 2006 г., 9 марта 2010 г., 30 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 28 декабря 2016 г., 22 февраля 2017 г.

Принят Государственной Думой 24 января 1997 года

Одобрен Советом Федерации 13 февраля 1997 года

См. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее — организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее — граждане) в этой области.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

26 февраля 1997 года

Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности, их должностных лиц и граждан Российской Федерации.

Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 9 ст. 1014, в «Российской газете» от 5 марта 1997 г. N 45

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 25 октября 2006 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие пункта 7 статьи 12 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие пункта 7 статьи 12 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие пункта 7 статьи 12 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 января 2001 г.

Федеральный закон РФ от 16 июля 1998 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Внесены изменения в закон о мобилизационной подготовке и мобилизации и закон о воинской обязанности и военной службе

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и статью 27 Федерального закона »О воинской обязанности и военной службе».

Федеральный закон принят Государственной Думой 10 февраля 2017 года и одобрен Советом Федерации 15 февраля 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом уточняются категории должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, местных администраций и организаций, несущих персональную ответственность за исполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Помимо этого определяется, что призывные комиссии по мобилизации граждан создаются решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Устанавливается, что председателем такой комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации, является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а председателем такой комиссии, создаваемой в муниципальном образовании, – глава соответствующего муниципального образования.

Кроме того, предусматривается внесение изменения в статью 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в части, касающейся определения главы муниципального образования или его заместителя председателем призывной комиссии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 февраля 1997 года №31-ФЗ

О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 16.07.1998 г. N97-ФЗ, 05.08.2000 г. N118-ФЗ, 30.12.2001 г. N194-ФЗ, 21.03.2002 г. N31-ФЗ, 24.12.2002 г. N176-ФЗ, 23.12.2003 г. N186-ФЗ, 22.08.2004 г. N122-ФЗ , 29.12.2004 г., 31.12.2005 г. N199-ФЗ, 02.02.2006 г. N20-ФЗ, 25.10.2006 г. N169-ФЗ, 09.03.2010 г. N27-ФЗ, 30.12.2012 г. №288-ФЗ, 05.04.2013 г. №55-ФЗ, 28.12.2016 г. №485-ФЗ, 22.02.2017 г. №19-ФЗ)

Принят Государственной Думой 24 января 1997 года

Одобрен Советом Федерации 13 февраля 1997 года

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее — организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее — граждане) в этой области.

Раздел I. Общие положения


Статья 1. Основные понятия

1. Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее — специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об обороне» и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

заблаговременность, плановость и контроль;

комплексность и взаимосогласованность.

3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

Смотрите так же:  Договор выполнение работ по отделке помещения

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26.02.1997г. N31-ФЗ

26 февраля 1997 года N 31-ФЗ

О МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 1997 года

13 февраля 1997 года

(в ред. Федеральных законов от 16.07.1998 N 97-ФЗ,

от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001),

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),

от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 02.02.2006 N 20-ФЗ,

от 25.10.2006 N 169-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее — организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее — граждане) в этой области.

31 ФЗ о мобилизационной подготовке и мобилизации

Мобилизационная подготовка — совокупность мероприятий, которые осуществлялись в мирное время, по предварительной специализации экономической стороны государства, органов государственного правления, служб областной автономии и учреждений, а также подготовки Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и иных федеральный служб. Чтобы обеспечить защиту государства во время вооруженного нападения, а также удовлетворить потребности страны и общества, был разработан целый комплекс правовых актов.

Нормативно-правовыми основами мобилизационной подготовки являются:

  • Конституция РФ;
  • межнациональные соглашения РФ;
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • общефедеральный закон «Об обороне»;
  • ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Федеральный закон 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Именно закон №31-ФЗ является главным законодательным актом во время организации обороны Российской Федерации.

Описание 31 Федерального закона

ФЗ 31 от 1997 года о мобилизационной подготовке и мобилизации был принят Государственной Думой 24 января 1997 года и одобрен Советом Федерации 13 февраля 1997 г. Настоящее постановление регламентирует правовые отношения в сфере мобилизационной подготовки и призыва в Российской Федерации, определяет полномочия, обязанности и ответственность служб государственного правления, учреждений областной автономии, а также учреждений независимо от форм собственности и их государственных служащих.

Требования мобилизационной подготовки и мобилизации:

  • централизованное управление;
  • предварительность, контроль и плановость;
  • комплектность и взаимная согласованность.

Федеральный закон №31 включает в себя 7 разделов и 26 статей:

  • раздел 1 (статьи 1-3). Основные понятия закона;
  • раздел 2 (ст 4-8). Права и обязанности Президента РФ и служб государственного правления РФ, а также полномочия и функции служб исполнительного правления субъектов Российской Федерации и учреждений областного самоуправления в мобилизационной сфере;
  • раздел 3 (ст 9-10). Главные обязанности учреждений и граждан;
  • раздел 4 (ст 11-16). Организационные нормы и требования;
  • раздел 5 (ст 17-21). Призыв лиц на военную службу по мобилизации;
  • раздел 6 (ст 22-24). Бронирование лиц, ожидающих в запасе, во время призыва и военного периода;
  • раздел 7 (ст 25-26). Заключительные положения закона.

На Официальном сайте правовой информации был опубликован Федеральный закон №19 «О внесении изменений в Федеральный закон №31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Последние изменения были приняты 10 февраля 2017 года, их детальный разбор будет представлен в последнем подзаголовке.

В последней редакции ФЗ о мобилизации определяется четкий перечень государственных служащих, на которых возлагается отдельная ответственность за исполнение обязанностей в сфере мобилизационной подготовки и призыву РФ. Устанавливают порядок формирования призывных комиссий по мобилизации граждан, подробно изучить последнюю редакцию закона можно по ссылке.

Основные правила мобилизационной подготовки и мобилизации:

  • законодательное регулирование в соответствующей области;
  • обеспечение защиты в научной и систематичной области;
  • установление условий работы;
  • процесс перевода служб государственного правления и органов областного самоуправления;
  • подготовка Вооруженных Сил РФ;
  • создание мобилизационных планов экономической стороны Российской Федерации;
  • оценивание положения мобилизационной готовности;
  • подготовка специализированной техники;
  • создание, накопление, хранение и обновление запасов материальной значимости;
  • формирование, в утвержденном порядке, запасных пунктов управления;
  • подготовка ресурсов массовой информации к работе во время мобилизации и войны;
  • процесс подготовления граждан по военно-учетным специальностям;
  • бронирование граждан, которые находятся в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • исполнение учений и тренировок;
  • межнациональное сотрудничество в сфере мобилизационной подготовки Российской Федерации.

Последние изменения, внесенные в закон о мобилизационной подготовки

Последние изменения от 22 февраля 2017 года Федерального закона №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» были одобрены Советом Федерации 15 февраля 2017 г. Главным изменениям подверглись статьи 11 и 20.

Статья 11

Была утверждена новая редакция п. 3 ст 11: «Администраторы служб исполнительного правления, высшие чиновники субъектов РФ, председатели городского образования, руководители местных администраций несут индивидуальную ответственность за исполнение обязанностей, которые предусмотрены в нормативно-правовых актах в сфере мобилизационной специализации и мобилизации, возложенные на федеральные службы исполнительного правления и службы областного самоуправления».

Статья 20

Было принято решение внести изменения в законодательный акт о мобилизации в пункт 3 ст 20 и изложить документ в следующей редакции: «Призвание граждан на воинскую службу по мобилизации или перенаправление их для работы на должностях штатского персонала, осуществляет соответствующий призывной комитет. Данная комиссия создается в субъекте РФ, городском районе, муниципальном округе и на внутренней областной территории города общефедерального назначения. Решения по комитету принимают чиновники субъекта Российской Федерации по представлению военкома».

А также дополнить пункт 3 части 1 следующим текстом: «Главой призывного комитета по мобилизации граждан, которая создается субъектами Российской Федерации, считается высшее должностное лицо субъекта РФ. Главой призывного комитета по мобилизации граждан, который формируется в городском образовании, является председатель, указанный в пункте 3 статьи 20».

Все внесенные изменения и дополнения регулируются Федеральным законом от 22.02.2017 года номер 19-ФЗ «О внесении изменений в 31 ФЗ о мобилизационной подготовке и мобилизации».

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 19-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и статью 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 10 февраля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 15 февраля 2017 года

Внести в Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N9, ст. 1014; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10) следующие изменения:

1) пункт 3 статьи 11 изложить в следующей редакции:

«3. Руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций несут персональную ответственность за осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации полномочий федеральных органов исполнительной власти, полномочий и функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и за исполнение обязанностей, возложенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации на организации, соответственно.»;

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.»;

б) дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

«3 1 . Председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в субъекте Российской Федерации, является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в муниципальном образовании, — глава соответствующего муниципального образования, указанного в пункте 3 настоящей статьи.».

Абзац второй пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2002, N 30, ст. 3030; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 22; 2007, N 16, ст. 1830; 2010, N11, ст. 1176; 2013, N 27, ст. 3477) изложить в следующей редакции:

«глава муниципального образования или его заместитель — председатель призывной комиссии;».

Президент Российской Федерации В. Путин

Мобилизационная подготовка (вопросы и ответы)

1.Организация и порядок проведения мобилизационной подготовки и мобилизации

Что включает в себя мобилизационная подготовка?

Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики страны, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее — специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Мобилизационная подготовка и мобилизация являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:— централизованное руководство;
— заблаговременность, плановость и контроль;
— комплектность и взаимосогласованность.

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

Справка.
Специальные формирования могут иметь различное назначение, в зависимости от складывающейся обстановки. Например, во время Великой Отечественной войны были созданы следующие специальные формирования: отряды народного ополчения, истребительные батальоны, партизанские формирования, трудовой фронт и др.
Народное ополчение представляло собой добровольческие военные и военизированные формирования — рабочие отряды, группы самообороны, коммунистические батальоны, отряды партийного и советского актива и другие, формировавшиеся из лиц, не подлежащих первоочередному призыву по мобилизации. Отряды народного ополчения принимали активное участие в защите Москвы, Ленинграда и других городов. Впоследствии они были реорганизованы и включены в состав соединений РККА.
Истребительные батальоны представляли собой добровольческие военизированные формирования, созданные под руководством НКВД для охраны оборонных предприятий, а также борьбы с парашютными десантами и диверсантами в прифронтовой полосе. Личный состав батальонов состоял из патриотически настроенных людей, стремящихся к борьбе с противником, но которым по возрасту, состоянию здоровья или наличию брони было отказано в призыве в Вооруженные Силы. Бойцы батальонов несли службу в свободное от работы время. В тылу Красной Армии они осуществляли патрулирование и помощь милиции в поддержании общественного порядка, боролись с воздушными десантами. При приближении фронта истребительные батальоны занимали оборону и, в ряде случаев, включались в состав действующей армии. При отходе частей РККА в тыл они оставались на временно оккупированной противником территории и преобразовывались в партизанские отряды.
Партизанские формирования (отряды, полки, бригады, дивизии и др.) — добровольческие, организационно самостоятельные военизированные формирования, действующие на занятой противником территории. Главные усилия партизан направлены на нарушение транспортных потоков и средств связи противника, проведения диверсий.
Трудовой фронт — участие граждан, мобилизованных согласно трудовой повинности, в выполнении общественно необходимых работ. В местностях, объявленных на военном Положении, военным властям было предоставлено право привлекать граждан для выполнения оборонных работ (рытье окопов, противотанковых рвов и т. д.), охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций и других объектов, а также для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями.

Смотрите так же:  Как пробить страховой полис осаго

Что понимается под мобилизацией?
Непосредственно под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени; переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Что является содержанием мобилизационной подготовки и мобилизации?
В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:
— нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
— научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;
— определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
— проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;
— подготовка Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований к мобилизации;
— проведение мобилизации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований;
— разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);
—подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;
— проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;
— оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
—создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;
— создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы РФ или Использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;
— подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования, федеральные органы и специальные формирования или использования в их интересах;
— создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
— создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;
— подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
— подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;
—организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
—подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;
— бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;
— проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;
— международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации (ст. 9 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации
Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации экономики страны, органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований определяются Законом РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», другими нормативно-правовыми актами.
При этом должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации В соответствии с законодательством Российской Федерации, создают необходимые условия работникам Мобилизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей (ст. 11 Закона РФ «О Мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Режим проведения мобилизационной подготовки и мобилизации
Организация работы и защита информации в Области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.

Мобилизационные органы
Федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением создают мобилизационные органы.
Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники.
Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Их функции, права и обязанности определяются в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Как осуществляется финансирование работы мобилизационных органов?
Финансирование мобилизационных органов и мобилизационных работников осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета (п. 7 ст. 12 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Как осуществляется финансирование мобилизационной подготовки?
Финансирование мобилизационной подготовки проводится в порядке, определяемом Правительством РФ, и осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций.
Финансированию из средств федерального бюджета подлежат работы по мобилизационной подготовке, которые проводятся в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Финансированию из средств бюджетов субъектов Российской Федерации подлежат работы по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации, в интересах которых заключены договоры (контракты) по инициативе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансированию из средств местных бюджетов подлежат работы по мобилизационной подготовке местного значения.
Финансированию из средств организаций подлежат работы по мобилизационной подготовке, которые проводятся по инициативе самих организаций в целях повышения устойчивости их функционирования (ст. 14, 15 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Облагаются ли налогом средства, направляемые на мобилизационную подготовку?
Нет, средства, направляемые на мобилизационную подготовку, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва и другое имущество мобилизационного назначения не облагаются налогом на имущество предприятий.
Амортизационные отчисления на мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, не производятся.
Земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов, не взимаются.
На предприятия, учреждения и организации, направляющие собственные средства на финансирование работ по мобилизационной подготовке, распространяются льготы, предусмотренные Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в части исключения этих средств из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль.
Иные льготы органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям, выполняющим работы по мобилизационной подготовке, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 14, 15 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Смотрите так же:  Что такое отчетность 4а фсс

2.Обязанности военнослужащих в случае объявления мобилизации Как должны действовать военнослужащие при объявлении мобилизации?
Военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу, за исключением военнослужащих — женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет (п. 5 ст. 17 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Действия военнослужащих при объявлении мобилизации
Все военнослужащие, состоящие к моменту объявления мобилизации в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск и федеральных органов, в том числе военнообязанные, призванные на сборы, при объявлении мобилизации остаются в них до особого распоряжения.
Приказы об увольнении с действительной военной службы военнослужащих, не исключенных из списков личного состава части, подлежат отмене, кроме приказов об увольнении в отставку по болезни. Эти военнослужащие вступают в исполнение обязанностей по прежним должностям, а в случае замещения этих должностей другими военнослужащими — используются по указанию соответствующих прямых начальников.
При объявлении мобилизации все отпуска, за исключением отпусков по болезни, беременности и родам, прекращаются, а военнослужащие, находящиеся в отпусках, обязаны немедленно возвратиться к месту службы (ст. 93 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил РФ).

Действия офицерского состава при объявлении мобилизации
Замена лиц офицерского состава, проходящих службу в местностях РФ с установленными сроками службы и в российских войсках, при объявлении мобилизации временно находящихся за границей, прекращается.
Лица офицерского состава запаса при объявлении мобилизации являются в пункты и сроки, указанные в их мобилизационных предписаниях, в получаемых повестках или в приказах районных (городских) военных комиссаров.
Офицеры, состоящие на действительной военной службе и предназначенные на должности по штатам военного времени, а также лица офицерского состава запаса, приписанные к воинским частям, при объявлении мобилизации вступают в исполнение обязанностей по должностям согласно мобилизационному предназначению.
Лица офицерского состава, не возвратившиеся своевременно без уважительных причин из отпусков к месту службы или не явившиеся по мобилизации в указанные им пункты и сроки, несут ответственность по законам военного времени (ст. 93 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил РФ).

3. Обязанности военнообязанных в случае объявления мобилизации
Что обязаны делать граждане при объявлении мобилизации?
В рамках мобилизационной работы граждане обязаны:
— являться по вызову в отделы военных комиссариатов для определения своего предназначения в период мобилизации и военное время;
— выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;
— явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров района или города (в городах без районного деления).

При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров района или города (в городах без районного деления).
Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссаров района или города (в городах без районного деления) (ст. 21 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Кроме того, закон обязывает граждан предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке (ст. 10 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Несут ли ответственность граждане за неисполнение своих обязанностей?
Да, граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в зависимости от тяжести совершенного ими проступка могут нести административную либо уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 10 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», подробнее об этом см. в гл. «Преступления против военной службы (воинские преступления)»).

Призыв граждан на военную службу по мобилизации
Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (ст. 17 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Призыв на действительную военную службу лиц, состоящих в запасе по мобилизации, и последующие призывы в военное время производятся отделами военных комиссариатов в соответствии с приказами министра обороны РФ, издаваемыми на основании постановлений Правительства России.
Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований.

Кто не подлежит призыву по мобилизации?
Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления (п. 4 ст. 17 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Кому предоставляется отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации?
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
— забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
— признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья — на срок до шести месяцев;
— занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, а также за членами семьи, не достигшими 16-летнего возраста, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
— имеющим на иждивении четырех и более детей (гражданам женского пола — одного ребенка);
— матери которых кроме призываемых имеют четверых и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывают их без мужа;
— членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы;
— другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым такое право может быть предоставлено указом Президента Российской Федерации (ст. 18 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Сроки призыва граждан на военную службу по мобилизации
Призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований (ст. 19 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Как организуется призыв граждан на военную службу по мобилизации?
В целях своевременного перевода Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и федеральных органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.
Они призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.
Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет орган местного самоуправления района или города (в городах без районного деления) совместно с военным комиссариатом района или города (в городах без районного деления).
Порядок призыва на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям, для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, а также порядок направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и специальных формирований определяются Правительством Российской Федерации (ст. 20 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Обеспечение довольствием призванных по мобилизации прапорщиков и мичманов
Прапорщики и мичманы запаса, призванные по мобилизации, и лица, получившие воинское звание прапорщиков и мичманов в военное время, назначенные на должности прапорщиков и мичманов или на должности офицерского состава, обеспечиваются натуральным и денежным довольствием по нормам, установленным для прапорщиков и мичманов, а назначенные на должности сержантов и старшин — по нормам, установленным для сержантов и старшин срочной службы, с выплатой оклада по соответствующему воинскому званию прапорщиков и мичманов (ст. 69 Положения о прохождении военной службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил РФ).

Кто подлежит бронированию на период мобилизации и на военное время?
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.
Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки (ст. 23 Закона РФ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Организация и порядок бронирования граждан на период мобилизации и на военное время
Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяется Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.