Федеральный закон о захоронении

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ
«О погребении и похоронном деле»

С изменениями и дополнениями от:

28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа 2000 г., 30 мая 2001 г., 25 июля, 11 декабря 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 21 апреля 2005 г., 17 октября, 29 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г., 14, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 24 июля, 25 ноября 2009 г., 19 июля, 21 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 4 июня, 29 декабря 2014 г., 6 апреля, 28 ноября, 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 7 марта, 23 мая 2018 г.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

См. также Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации. МДК 11-01.2002, разработанные Госстроем РФ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

12 января 1996 года

Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в РФ как самостоятельного вида деятельности.

Закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем захоронения тела (останков) умершего в могилу, склеп, воду или кремации с последующим захоронением урны с прахом.

Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов власти в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

Закон устанавливает гарантированный перечень услуг по погребению и размер социального пособия на погребение. Соответствующие положения закона вводятся в действие с 1 марта 1996 года.

С указанной даты утрачивает силу Закон РФ «О ритуальном пособии».

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 9 и 10, которые вводятся в действие с 1 марта 1996 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 20 января 1996 г. N 12, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 146

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца шестого пункта 3 статьи 9 и абзаца первого пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г. в части индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, размеров возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и социального пособия на погребение

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца шестого пункта 3 статьи 9 и абзаца первого пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г. в части индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, размеров возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и социального пособия на погребение

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие абзаца шестого пункта 3 статьи 9 и абзаца первого пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г. в части индексации исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, размеров возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, и социального пособия на погребение

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 138-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 октября 2006 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2005 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 декабря 2002 г. N 170-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, связанные с погребением тел лиц, не захороненных до вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Смотрите так же:  Страховка осаго с 12 апреля 2019 рассчитать вск

Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 91-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 2 названного Федерального закона

Новый закон о похоронном деле может быть принят в следующем году

До 1 декабря текущего года Правительство РФ должно обеспечить доработку и внесение в Госдуму законопроекта о похоронном деле, направленного на регулирование отношений, связанных с погребением умерших, и призванного заменить действующий закон (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; далее – Закон № 8-ФЗ). Соответствующее поручение было дано кабинету министров главой государства Владимиром Путиным по итогам проведенной Контрольным управлением Президента РФ проверки исполнения законодательства по вопросам организации погребения и похоронного дела (перечень поручений от 9 июля 2017 года № Пр-1330).

Среди наиболее существенных проблем указанной отрасли, выявленных в ходе проверки, можно выделить:

  • избыточность документов, необходимых для погребения, и отсутствие межведомственного взаимодействия инстанций, в которых происходит их оформление (учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы ЗАГС, органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела);
  • ненадлежащее информирование граждан о предусмотренных законодательством гарантиях на случай смерти. Напомним, каждому человеку гарантируется предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха (п. 1 ст. 7 Закона № 8-ФЗ), а лицу, взявшему на себя обязанность похоронить умершего, – безвозмездное оказание ряда услуг (гарантированный перечень услуг по погребению закреплен в п. 1 ст. 9 Закона № 8-ФЗ) или выплата компенсации, если погребение было осуществлено за счет средств этого лица (ст. 10 Закона № 8-ФЗ). Незнание соответствующих норм приводит к тому, что в ряде регионов за предоставление участков для захоронения взимается плата, а безвозмездными услугами и правом на компенсацию пользуются лишь около 20% родственников или законных представителей умерших;
  • отсутствие законодательного регулирования оказания услуг по погребению умерших не специализированными службами по вопросам похоронного дела, а иными коммерческими организациями и ИП, что приводит к появлению незаконно действующих ритуальных агентов, предоставляющих услуги ненадлежащего качества по завышенным ценам. Примерный объем годового оборота теневого рынка ритуальных услуг, по оценке экспертов, составляет 120-150 млрд руб.;
  • неисполнение органами местного самоуправления обязанности по установлению стоимости гарантированных услуг (п. 3 ст. 9 Закона № 8-ФЗ) и отсутствие единой методики ее определения. В результате стоимость и качество оказываемых услуг существенно различается даже в пределах одного региона. Кроме того, в некоторых муниципалитетах размер социального пособия на погребение и стоимость гарантированных услуг существенно различаются;
  • значительное количество заброшенных и бесхозяйных кладбищ по причине отсутствия механизма проведения инвентаризации мест захоронения. В большинстве регионов выявлены факты непостановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища.

Предполагается, что часть указанных проблем будет решена после принятия нового закона о похоронном деле. Соответствующий законопроект 1 , разработанный Минстроем России, в настоящее время проходит процедуру согласования с заинтересованными ведомствами и, скорее всего, будет представлен на рассмотрение Госдумы уже в рамках весенней сессии следующего года, сообщила заместитель директора Департамента городской среды министерства Маргарита Поспелова в ходе состоявшегося вчера в ОП РФ круглого стола «Общественный контроль похоронного дела: законодательство, правоприменение и конкурентное регулирование».

Каков порядок назначения и выплаты единовременного пособия на погребение и отражения его в бухгалтерском и налоговом учете, узнайте в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Одним из ключевых нововведений, предусмотренных законопроектом, является положение о том, что услуги по организации похорон могут предоставляться только специализированными службами по вопросам похоронного дела – юридическими лицами, отвечающими установленным требованиям (наличие помещений и оборудования, катафального транспорта, работников, имеющих профессиональное образование в области похоронного дела, и др.) и заключившими соглашение об осуществлении соответствующей деятельности с органом местного самоуправления. Кроме того, все заключившие указанные соглашения организации будут включаться в реестр специализированных служб по вопросам похоронного дела, и исключение из него по предусмотренным законопроектом основаниям станет препятствием для заключения соглашения об осуществлении деятельности по организации похорон с другим созданным тем же учредителем юридическим лицом.

Крайне важным, по мнению экспертов, является предусмотренный законопроектом прямой запрет на раскрытие медицинскими работниками, должностными лицами органов власти, учреждений и организаций информации о смерти третьим лицам (разумеется, к ним не относятся родственники и лица, взявшие на себя обязанность по организации похорон) – за его несоблюдение предлагается штрафовать и тех, кто распространил, и тех, кто получил сведения. Это мера положительно скажется на состоянии конкуренции в данной сфере, так как действия ритуальных агентов, оперативно получающих информацию о смерти от перечисленных выше субъектов за определенную плату (в среднем – 20 тыс. руб.) и предлагающих свои услуги родственникам умерших, будут официально признаваться незаконными. С этой же целью предлагается установить, что услуга по организации похорон оказывается только по инициативе лица, взявшего на себя обязанность похоронить умершего, которое самостоятельно обратилось в пункт приема заказов или диспетчерский центр приема заказов.

Планируется также определить, какие деяния можно рассматривать как нарушение законодательства в сфере похоронного дела и какие санкции должны применяться к нарушителям, и включить соответствующие положения в КоАП РФ.

Все участники круглого стола подтвердили необходимость принятия нового закона о похоронном деле, но отметили, что подготовленный Минстроем России законопроект требует доработки. Один из самых главных его недостатков – отсутствие норм, предусматривающих осуществление общественного контроля в сфере оказания ритуальных услуг. По словам экспертов, именно введение механизма общественного контроля позволит исправить сложившуюся на данный момент во многих муниципалитетах практику монополизации рынка похоронных услуг одной организацией «с разрешения» органов исполнительной власти.

Так, например, в Москве ГБУ «Ритуал» фактически наделено функциями по контролю за установкой надмогильных сооружений (надгробий) на территории всех столичных кладбищ: необходимость получения разрешений на их установку у администрации кладбища, работники которой утверждаются приказом руководителя указанного бюджетного учреждения, введена распоряжением Департамента торговли и услуг г. Москвы от 2 июня 2017 г. № 170. Данная норма, по мнению Управления ФАС России по г. Москве, является дискриминационной для всех остальных хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг и нарушает п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем Правительству Москвы выдано предупреждение о необходимости ее отмены (предупреждение № АХ/41474/17 от 17 августа 2017 г.). Кроме того, с 2015 года столичные власти перестали заключать с городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела договоры аренды помещений в моргах для оказания ритуальных услуг, передавая эти помещения в безвозмездное пользование ГБУ «Ритуал», что также ставит последнее в привилегированное положение, подчеркивают эксперты.

Действующим законодательством, напомним, предусмотрена возможность создания при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела (ст. 27 Закона № 8-ФЗ), однако большинство муниципалитетов этой возможностью не пользуются. По мнению первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артема Кирьянова, общественный контроль должен осуществляться все-таки структурами, создаваемыми при ОП РФ и региональных общественных палатах, так как, они, во-первых, являются субъектами общественного контроля по закону, а во-вторых, не зависят от органов власти.

Общественной палаты РФ по итогам круглого стола на тему: «Общественный контроль похоронного дела: законодательство, правоприменение и конкурентное регулирование»

Кроме того, необходимо подумать о создании системы комплексного мониторинга отрасли, отметил президент НКО «Верум» Владимир Горелов. Используемая сейчас форма статистической отчетности, по мнению эксперта, неэффективна, так как предполагает представление сведений за прошедший год и не позволяет оценить состояние рынка ритуальных услуг в данный момент.

Еще одно предложение к обсуждению – о возможности введения в России института ритуального страхования. Единого мнения по этому вопросу в экспертном сообществе пока нет.

Таким образом, можно предположить, что в текст законопроекта будет внесена не одна правка. Стоит отметить, что ОП РФ планирует еще раз обсудить проект – в ходе так называемого нулевого чтения – до внесения его в Госдуму.

8-ФЗ «О погребении и похоронном деле с последними изменениями»

Настоящий Федеральный закон определяет понятие «Погребение». Погребение — это обрядовые манипуляции, предназначенные для захоронения тела человека после его смерти. Учитываются традиции и обычаи народа. В соответствии с законом, они не должны противоречить санитарным нормам.

Захоронение осуществляется при помощи:

  • Предания тела умершего земле (захоронение в склеп или могилу);
  • Огня (кремация с дальнейшем захоронением с прахом);
  • Воды (захоронение в воде в соответствии с нормативными правовыми актами, определенными законом Российской Федерации).

Описание закона

Федеральный закон был принят Государственной думой 8 декабря 1995 года. Последние изменения были внесены 3 июля 2016 года, которые вступили в силу 1 января 2017 года.

Смотрите так же:  Развод родителей стих

Основные задачи Федерального закона:

  • Обеспечивает гарантией погребения умершего человека с учетом его права, выраженного при жизни;
  • Учитывает пожелания родственников;
  • Закон обеспечивает гарантией предоставления материальной или иной помощи, предназначенной для погребения умершего человека;
  • Контролирует экологические и санитарные условия относительно выбранного места погребения;
  • Закон определяет основы организации похоронного дела в РФ в виде самостоятельного вида деятельности.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» содержит 5 глав и 33 статьи:

  • Глава 1 описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 перечисляет гарантии, которые касаются осуществления погребения;
  • Глава 3 перечисляет аспекты в организации погребения;
  • Глава 4 перечисляет основные аспекты, связанные с похоронным делом;
  • Глава 5 содержит дополнительные положения.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, последний раз закон редактировался 3 июля 2016 года. В ходе редакции изменениям подверглись несколько статей: ст 7, 11, 15, 20.

Статья 7

Был изменен пункт 3. П 3 ст 7 настоящего закона описывает право на самостоятельный выбор погребения умершего человека при жизни. Погребение может быть осуществлено в другом населенном пункте или на территории иностранного государства. Эта просьба гарантируется лицом, взявшем на себя такую ответственность. Он должен будет транспортировать тело и оплатить расходы захоронения. Дополнительно он получает в установленные сроки разрешение на перевозку тела, а также документы, необходимые для пересечения границы. Слова «органы исполнительной власти» были изменены на «федеральные органы власти». Именно они должны оказывать содействие по ускоренному осуществлению подобных услуг.

Статья 11

В статье 11 настоящего закона определяется размер оплаты на оформление документов, которые необходимы для погребения умершего.

Сюда также относятся следующие виды расходов:

  • Транспортировка умершего в морг;
  • Услуги в морге, оказанные сотрудниками;
  • Предоставление венка, урны или гроба;
  • Транспортировка к месту погребения или кремации.

Надгробие изготавливается за счет средств федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов в месте, где погибший или умерший проходил военную службу по призыву.

В пункте 4 настоящей статьи было изменено предложение с «Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти» на «Федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти». Пункт учитывает все заслуги умершего, которые были получены при жизни. Соответствующие структуры, в которых умерший работал или проходил военную службу, могут ходатайствовать при написании надгробия, если эта надпись не противоречит желанию родственников умершего.

В пункте 5 в предложении про перечисление учреждений было добавлено «и федеральных государственных органов». В пункте говорится о погребении умерших участников Великой Отечественной войны. Умерший при жизни вправе самостоятельно изъявить желание о том, где он хочет быть погребен и каким методом. Все расходы, связанные с захоронением, оплачивает Министерство обороны РФ и другие федеральные органы.

Статья 15

В подпункте 2 настоящего закона было изменено предложение на «и федеральными государственными органами». Далее перечислен список учреждений, кем проводится погребение на специальных кладбищах, в зависимости от занимаемой в прошлом должности умершего:

  • Воинская часть;
  • Служба в органах внутренних дел;
  • Государственная противопожарная служба;
  • Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Статья 20

Были добавлены слова в предложение «и федеральных государственных органов».

Умерший может быть погребен на мемориальном кладбище, если он проходил службу:

  • В органах внутренних дел;
  • В воинской части;
  • Государственной противопожарной службе;
  • Органах уголовно-исполнительной системы и аналогичных учреждениях.

Какие предусмотрены пособия на погребение?

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» контролирует порядок и выплату пособия на похороны. В 2017 году размер пособия на захоронение составляет 5 562 рубля. Если в соответствующих районах при расчете заработной платы дополнительно применяется коэффициент, то при выплате пособия на похороны он также учитывается.

Стоит отметить, что размер пособия в новом году был проиндексирован, в отличие от прошлого года.

В некоторых районах назначается дополнительное пособие (дополнительная выплата к социальному обеспечению на погребение). Например, общая сумма для жителей Москвы составляет 11 тысяч рублей.

Если умер участник Великой Отечественной войны или инвалид, то дополнительно вводится городская мера поддержки. Максимальный размер компенсации составляет 38 тысяч рублей.

Как получить пособие на погребение?

Согласно закону, пособие выплачивается одному из близких родственников. Этот человек должен взять на себя ответственность осуществить погребение. Размер пособия, как говорилось выше, 5 562 рубля. Степень родства роли не играет. Если таковые родственники отсутствуют, заняться этой процедурой могут коллеги или знакомые люди.

Для оформления пособия следует обратиться:

  • По месту работы умершего;
  • В пенсионный фонд Российской Федерации;
  • В управление социальной защиты.

Срок обращения за получением пособия — не позднее чем через полгода со дня смерти.

Предоставьте следующие документы для получения пособия:

  • Заявление;
  • Удостоверение личности или документ, который удостоверяет личность заявителя;
  • Информация о смерти;
  • Трудовая книжка и другие документы, которые подтверждают факт отсутствия работы у умершего гражданина;
  • Банковские реквизиты кредитной организации, полные банковские реквизиты и номер счета.

Образец заявления на получение пособия на погребение скачайте по ссылке.

Иногда пособие может быть выплачено в отделениях почтовой связи или автоматически перечислено на банковский счет.

Скачать ФЗ о погребении и похоронном деле

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» определяет погребение в виде обрядовых действий по захоронению тела после его смерти, основываясь на обычаях и традициях русского народа. Как уже говорилось выше, закон «О похоронном деле» предоставляет гарантии по осуществлению захоронения.

Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ «О захоронении» с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, скачайте его по ссылке.

8-ФЗ «О погребении и похоронном деле с последними изменениями»

Настоящий Федеральный закон определяет понятие «Погребение». Погребение — это обрядовые манипуляции, предназначенные для захоронения тела человека после его смерти. Учитываются традиции и обычаи народа. В соответствии с законом, они не должны противоречить санитарным нормам.

Захоронение осуществляется при помощи:

  • Предания тела умершего земле (захоронение в склеп или могилу);
  • Огня (кремация с дальнейшем захоронением с прахом);
  • Воды (захоронение в воде в соответствии с нормативными правовыми актами, определенными законом Российской Федерации).

Описание закона

Федеральный закон был принят Государственной думой 8 декабря 1995 года. Последние изменения были внесены 3 июля 2016 года, которые вступили в силу 1 января 2017 года.

Основные задачи Федерального закона:

  • Обеспечивает гарантией погребения умершего человека с учетом его права, выраженного при жизни;
  • Учитывает пожелания родственников;
  • Закон обеспечивает гарантией предоставления материальной или иной помощи, предназначенной для погребения умершего человека;
  • Контролирует экологические и санитарные условия относительно выбранного места погребения;
  • Закон определяет основы организации похоронного дела в РФ в виде самостоятельного вида деятельности.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» содержит 5 глав и 33 статьи:

  • Глава 1 описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 перечисляет гарантии, которые касаются осуществления погребения;
  • Глава 3 перечисляет аспекты в организации погребения;
  • Глава 4 перечисляет основные аспекты, связанные с похоронным делом;
  • Глава 5 содержит дополнительные положения.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, последний раз закон редактировался 3 июля 2016 года. В ходе редакции изменениям подверглись несколько статей: ст 7, 11, 15, 20.

Статья 7

Был изменен пункт 3. П 3 ст 7 настоящего закона описывает право на самостоятельный выбор погребения умершего человека при жизни. Погребение может быть осуществлено в другом населенном пункте или на территории иностранного государства. Эта просьба гарантируется лицом, взявшем на себя такую ответственность. Он должен будет транспортировать тело и оплатить расходы захоронения. Дополнительно он получает в установленные сроки разрешение на перевозку тела, а также документы, необходимые для пересечения границы. Слова «органы исполнительной власти» были изменены на «федеральные органы власти». Именно они должны оказывать содействие по ускоренному осуществлению подобных услуг.

Статья 11

В статье 11 настоящего закона определяется размер оплаты на оформление документов, которые необходимы для погребения умершего.

Сюда также относятся следующие виды расходов:

  • Транспортировка умершего в морг;
  • Услуги в морге, оказанные сотрудниками;
  • Предоставление венка, урны или гроба;
  • Транспортировка к месту погребения или кремации.

Надгробие изготавливается за счет средств федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов в месте, где погибший или умерший проходил военную службу по призыву.

В пункте 4 настоящей статьи было изменено предложение с «Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти» на «Федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти». Пункт учитывает все заслуги умершего, которые были получены при жизни. Соответствующие структуры, в которых умерший работал или проходил военную службу, могут ходатайствовать при написании надгробия, если эта надпись не противоречит желанию родственников умершего.

В пункте 5 в предложении про перечисление учреждений было добавлено «и федеральных государственных органов». В пункте говорится о погребении умерших участников Великой Отечественной войны. Умерший при жизни вправе самостоятельно изъявить желание о том, где он хочет быть погребен и каким методом. Все расходы, связанные с захоронением, оплачивает Министерство обороны РФ и другие федеральные органы.

Статья 15

В подпункте 2 настоящего закона было изменено предложение на «и федеральными государственными органами». Далее перечислен список учреждений, кем проводится погребение на специальных кладбищах, в зависимости от занимаемой в прошлом должности умершего:

Смотрите так же:  Понятие материальных ценностей в законодательстве

  • Воинская часть;
  • Служба в органах внутренних дел;
  • Государственная противопожарная служба;
  • Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Статья 20

Были добавлены слова в предложение «и федеральных государственных органов».

Умерший может быть погребен на мемориальном кладбище, если он проходил службу:

  • В органах внутренних дел;
  • В воинской части;
  • Государственной противопожарной службе;
  • Органах уголовно-исполнительной системы и аналогичных учреждениях.

Какие предусмотрены пособия на погребение?

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» контролирует порядок и выплату пособия на похороны. В 2017 году размер пособия на захоронение составляет 5 562 рубля. Если в соответствующих районах при расчете заработной платы дополнительно применяется коэффициент, то при выплате пособия на похороны он также учитывается.

Стоит отметить, что размер пособия в новом году был проиндексирован, в отличие от прошлого года.

В некоторых районах назначается дополнительное пособие (дополнительная выплата к социальному обеспечению на погребение). Например, общая сумма для жителей Москвы составляет 11 тысяч рублей.

Если умер участник Великой Отечественной войны или инвалид, то дополнительно вводится городская мера поддержки. Максимальный размер компенсации составляет 38 тысяч рублей.

Как получить пособие на погребение?

Согласно закону, пособие выплачивается одному из близких родственников. Этот человек должен взять на себя ответственность осуществить погребение. Размер пособия, как говорилось выше, 5 562 рубля. Степень родства роли не играет. Если таковые родственники отсутствуют, заняться этой процедурой могут коллеги или знакомые люди.

Для оформления пособия следует обратиться:

  • По месту работы умершего;
  • В пенсионный фонд Российской Федерации;
  • В управление социальной защиты.

Срок обращения за получением пособия — не позднее чем через полгода со дня смерти.

Предоставьте следующие документы для получения пособия:

  • Заявление;
  • Удостоверение личности или документ, который удостоверяет личность заявителя;
  • Информация о смерти;
  • Трудовая книжка и другие документы, которые подтверждают факт отсутствия работы у умершего гражданина;
  • Банковские реквизиты кредитной организации, полные банковские реквизиты и номер счета.

Образец заявления на получение пособия на погребение скачайте по ссылке.

Иногда пособие может быть выплачено в отделениях почтовой связи или автоматически перечислено на банковский счет.

Скачать ФЗ о погребении и похоронном деле

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» определяет погребение в виде обрядовых действий по захоронению тела после его смерти, основываясь на обычаях и традициях русского народа. Как уже говорилось выше, закон «О похоронном деле» предоставляет гарантии по осуществлению захоронения.

Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ «О захоронении» с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, скачайте его по ссылке.

8-ФЗ «О погребении и похоронном деле с последними изменениями»

Настоящий Федеральный закон определяет понятие «Погребение». Погребение — это обрядовые манипуляции, предназначенные для захоронения тела человека после его смерти. Учитываются традиции и обычаи народа. В соответствии с законом, они не должны противоречить санитарным нормам.

Захоронение осуществляется при помощи:

  • Предания тела умершего земле (захоронение в склеп или могилу);
  • Огня (кремация с дальнейшем захоронением с прахом);
  • Воды (захоронение в воде в соответствии с нормативными правовыми актами, определенными законом Российской Федерации).

Описание закона

Федеральный закон был принят Государственной думой 8 декабря 1995 года. Последние изменения были внесены 3 июля 2016 года, которые вступили в силу 1 января 2017 года.

Основные задачи Федерального закона:

  • Обеспечивает гарантией погребения умершего человека с учетом его права, выраженного при жизни;
  • Учитывает пожелания родственников;
  • Закон обеспечивает гарантией предоставления материальной или иной помощи, предназначенной для погребения умершего человека;
  • Контролирует экологические и санитарные условия относительно выбранного места погребения;
  • Закон определяет основы организации похоронного дела в РФ в виде самостоятельного вида деятельности.

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» содержит 5 глав и 33 статьи:

  • Глава 1 описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 перечисляет гарантии, которые касаются осуществления погребения;
  • Глава 3 перечисляет аспекты в организации погребения;
  • Глава 4 перечисляет основные аспекты, связанные с похоронным делом;
  • Глава 5 содержит дополнительные положения.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, последний раз закон редактировался 3 июля 2016 года. В ходе редакции изменениям подверглись несколько статей: ст 7, 11, 15, 20.

Статья 7

Был изменен пункт 3. П 3 ст 7 настоящего закона описывает право на самостоятельный выбор погребения умершего человека при жизни. Погребение может быть осуществлено в другом населенном пункте или на территории иностранного государства. Эта просьба гарантируется лицом, взявшем на себя такую ответственность. Он должен будет транспортировать тело и оплатить расходы захоронения. Дополнительно он получает в установленные сроки разрешение на перевозку тела, а также документы, необходимые для пересечения границы. Слова «органы исполнительной власти» были изменены на «федеральные органы власти». Именно они должны оказывать содействие по ускоренному осуществлению подобных услуг.

Статья 11

В статье 11 настоящего закона определяется размер оплаты на оформление документов, которые необходимы для погребения умершего.

Сюда также относятся следующие виды расходов:

  • Транспортировка умершего в морг;
  • Услуги в морге, оказанные сотрудниками;
  • Предоставление венка, урны или гроба;
  • Транспортировка к месту погребения или кремации.

Надгробие изготавливается за счет средств федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов в месте, где погибший или умерший проходил военную службу по призыву.

В пункте 4 настоящей статьи было изменено предложение с «Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти» на «Федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти». Пункт учитывает все заслуги умершего, которые были получены при жизни. Соответствующие структуры, в которых умерший работал или проходил военную службу, могут ходатайствовать при написании надгробия, если эта надпись не противоречит желанию родственников умершего.

В пункте 5 в предложении про перечисление учреждений было добавлено «и федеральных государственных органов». В пункте говорится о погребении умерших участников Великой Отечественной войны. Умерший при жизни вправе самостоятельно изъявить желание о том, где он хочет быть погребен и каким методом. Все расходы, связанные с захоронением, оплачивает Министерство обороны РФ и другие федеральные органы.

Статья 15

В подпункте 2 настоящего закона было изменено предложение на «и федеральными государственными органами». Далее перечислен список учреждений, кем проводится погребение на специальных кладбищах, в зависимости от занимаемой в прошлом должности умершего:

  • Воинская часть;
  • Служба в органах внутренних дел;
  • Государственная противопожарная служба;
  • Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Статья 20

Были добавлены слова в предложение «и федеральных государственных органов».

Умерший может быть погребен на мемориальном кладбище, если он проходил службу:

  • В органах внутренних дел;
  • В воинской части;
  • Государственной противопожарной службе;
  • Органах уголовно-исполнительной системы и аналогичных учреждениях.

Какие предусмотрены пособия на погребение?

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» контролирует порядок и выплату пособия на похороны. В 2017 году размер пособия на захоронение составляет 5 562 рубля. Если в соответствующих районах при расчете заработной платы дополнительно применяется коэффициент, то при выплате пособия на похороны он также учитывается.

Стоит отметить, что размер пособия в новом году был проиндексирован, в отличие от прошлого года.

В некоторых районах назначается дополнительное пособие (дополнительная выплата к социальному обеспечению на погребение). Например, общая сумма для жителей Москвы составляет 11 тысяч рублей.

Если умер участник Великой Отечественной войны или инвалид, то дополнительно вводится городская мера поддержки. Максимальный размер компенсации составляет 38 тысяч рублей.

Как получить пособие на погребение?

Согласно закону, пособие выплачивается одному из близких родственников. Этот человек должен взять на себя ответственность осуществить погребение. Размер пособия, как говорилось выше, 5 562 рубля. Степень родства роли не играет. Если таковые родственники отсутствуют, заняться этой процедурой могут коллеги или знакомые люди.

Для оформления пособия следует обратиться:

  • По месту работы умершего;
  • В пенсионный фонд Российской Федерации;
  • В управление социальной защиты.

Срок обращения за получением пособия — не позднее чем через полгода со дня смерти.

Предоставьте следующие документы для получения пособия:

  • Заявление;
  • Удостоверение личности или документ, который удостоверяет личность заявителя;
  • Информация о смерти;
  • Трудовая книжка и другие документы, которые подтверждают факт отсутствия работы у умершего гражданина;
  • Банковские реквизиты кредитной организации, полные банковские реквизиты и номер счета.

Образец заявления на получение пособия на погребение скачайте по ссылке.

Иногда пособие может быть выплачено в отделениях почтовой связи или автоматически перечислено на банковский счет.

Скачать ФЗ о погребении и похоронном деле

Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» определяет погребение в виде обрядовых действий по захоронению тела после его смерти, основываясь на обычаях и традициях русского народа. Как уже говорилось выше, закон «О похоронном деле» предоставляет гарантии по осуществлению захоронения.

Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ «О захоронении» с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, скачайте его по ссылке.